Найти тему
Советское Кино

«Печки-лавочки» — чудесный советский фильм об одном долгом путешествии на юг

Литературные произведения Василия Шукшина сейчас изучают в школе. Но он ведь оставил свой след и в кинематографе, на его счету несколько фильмов — трогательных, душевных, глубоких. Один из них — «Печки-лавочки». Он снят на чёрно-белую плёнку, его премьера в СССР состоялась в апреле 1973 года.

Шукшин здесь выступил одновременно как режиссёр, как сценарист и как исполнитель главной роли. В образе деревенского мужика Ивана Расторгуева он смотрится и вправду очень органично (и сам он ведь тоже из крестьян, из сибирской глубинки). А роль Нюры, жены Ивана, в свою очередь сыграла Лидия Федосеева. Её героиня — простая, искренняя, доверчивая женщина. Но при этом в ней чувствуется большое спокойствие и большая внутренняя сила.

Интересно, что к тому времени Василий Макарович и Лидия Николаевна уже несколько лет (если конкретнее, с 1964 года) состояли в браке. И в кадре они безукоризненно изображают любящую пару... Кстати, их дочки — Мария и Ольга Шукшины тоже ненадолго появляются в «Печках-лавочках» (здесь они ещё совсем маленькие).

Завязка фильма такова: Ивану Расторгуеву как лучшему трактористу колхоза выдали путёвку в санаторий где-то на юге. Он решает поехать туда не один, а с женой. Их провожает вся деревня, они садятся на поезд, путешествие начинается...

Изображение со страницы http://www.host2k.ru/library/vasiliy-shukshin-veschee-slovo24.html
Изображение со страницы http://www.host2k.ru/library/vasiliy-shukshin-veschee-slovo24.html

Вскоре у них появляется попутчик — харизматичный поездной вор. Его сыграл актёр Георгий Бурков, с которым Шукшин дружил до самой своей смерти. Вор наврал Нюре и Ивану, что работает железнодорожным инженером-конструктором «с авиауклоном».

И деревенских людей не смутило, что чемодан он не открыл, а вскрыл.... Кроме того, в его речи мелькали выражения, не очень-то характерные для представителей технической интеллигенции (к примеру, он произнёс фразу про фраера, который недолго танцевал).

В какой-то момент героя Буркова начинает искать милиция, и Нюра с Иваном узнают правду о нём. Этот случай заставляет их отнестись с максимальной осторожностью к следующему попутчику — Сергею Фёдоровичу (играет Всеволод Санаев).

Поначалу Иван и Нюра решают, что он тоже преступник. И опять ошибаются — оказывается, перед ними настоящий профессор, лингвист, собирающий фольклор. И он даже в итоге приглашает своих попутчиков пожить у него в Москве. Среди прочего, Сергеем Фёдоровичем движет профессиональный интерес — он хочет подольше пообщаться с людьми из глубинки.

В фильме поднимается много серьёзных, важных тем... В частности, здесь говорится о разнице между городом и деревней (для 1970-х — очень актуально). Иван со свойственной ему прямотой рассуждает об этой разнице, замечает, что в городе правит рубль.... И, кажется, в итоге сам начинает осознавать, что колоритный деревенский быт уже для кое-кого превращается в исчезающее прошлое, в собрание музейных экспонатов. Один из ярких символов этого — коллекция самоваров в профессорском доме.

Согласно сюжету, в Москве чета Расторгуевых провела целых две недели. Они походили по изобильным столичным магазинам, пообщались с коллегами и близкими Сергея Фёдоровича... Интересно, что в одной из сцен Иван упоминает, что ранее дальше райцентра никуда не ездил. И можно не сомневаться, на него и на его жену Москва произвела очень сильное впечатление.

Уже ближе к финалу фильма герои добираются-таки до санатория. Но место здесь забронировано лишь для Ивана. Он пытается дать деньги директору — чтобы тот поселил супругу с ним. Разумеется, у Расторгуева ничего не выходит — он лишь снова попадает в неловкую ситуацию. В результате Нюра снимает угол у местной жительницы — это позволяет ей остаться на курорте вместе с мужем.

Картину «Печки-лавочки» действительно приятно смотреть и пересматривать. Он полна доброго, хотя и немного грустного юмора. Ещё одна её особенность заключается в том, что многие эпизоды (деревенское застолье, сутолока на вокзале, московские улицы, южный пляж с отдыхающими и т.д.) здесь сняты фактически в документальной манере.

Что же касается главных героев, то они изображены, скорее, всё-таки в положительном ключе. При этом Шукшин-режиссёр не прячет их недостатки, честно показывает их слабые стороны. И, как бы там ни было, зрителям дают понять, что зачастую простодушные деревенские люди (такие, как Иван и Нюра) сталкиваются с незаслуженным высокомерием. Их считают тёмными, пытаются учить жизни... Это, конечно, неправильно.