Как известно, потребности и взгляды у каждого поколения разные. На это влияют такие факторы , как технологический прогресс, большие исторические события, настрой общества, которое в том числе зависит от политики стран, и воспитание. Российские ученые заинтересовались, насколько и чем отличается современная молодежь от подростков 1989 года.
Они провели исследование, в ходе которого сравнили психологические характеристики разных поколений. Целью такого изучения было стремление понять современных подростков. Что же удалось выяснить в итоге?
Поколения X, Y, Z
Теория о существовании в истории человечества поколений X, Y, Z была разработана американским писателем и историком Уияльмом Штраусом в соавторстве с Нейлом Хоувом. Они подробно изложили ее в своей книге «Поколения», в которой история США представлена в качестве биографий различных поколений, следующих одна за другой с 1584 года.
Однако, по словам опытных специалистов данной сферы, эту теорию не стоит брать за основу в изучении проблемы. Так как она скорее является историческим эссе и описывает черты различных поколений, которые являются типичными для большинства людей, находящихся под влиянием технологической среды. Суть данной теории больше сводится к поколениям технологий, а не личностей.
Сегодня любой, независимо от возраста, способен приобрести, казалось бы, «свойственные» другому поколению навыки и привычки. Пожилые учатся пользоваться соцсетями, поисковиками, мессенджерами. Мобильный телефон стал неотъемлемой частью жизни почти любого на планете Земля.
Поэтому данная теория сегодня выглядит слишком обобщенно. Она не сосредоточена на изменениях ценностей, эмоций, различных способностей, уровне самооценки и амбиций. Кроме того, граждане разных стран будут отличаться ценностями и взглядами на жизнь, независимо от того, являются они ровесниками или нет.
Например, что касается российских поколений, то можно с уверенность сказать, что еще 30 лет назад люди жили в совершенно другой эпохе, а потому их подростковые особенности совершенно отличаются от современных. Именно эти важные черты решили изучить специалисты с помощью исследования.
Различия
По результатам исследования, был выявлен сравнительно более высокий уровень амбициозности современных тинейджеров. Кроме того, они планируют достичь более высоких целей и в основном не страдают проблемами с самооценкой – выше ценят и уважают себя. Также современные дети более активны в стремлении познавать окружающий мир и устройство общества.
С точки зрения ученых, большую роль в этом играет способность школьной программы отвечать нуждам подростков. Видно, что с одной стороны, есть много положительных тенденций в плане развития современных детей.
Однако, существуют и обратная сторона прогресса. Наибольшим отличием от советских подростков является неспособность нынешней молодежи брать на себя ответственность. Ввиду сложившегося воспитания, которое не поощряет самостоятельность подрастающего поколения и нередко плохо сказывается на способности юных проявлять инициативу, многие современные подростки не подготовлены к тому, чтобы стать взрослыми и начать принимать собственные решения.
Правда, с точки зрения экспертов, их нельзя в этом обвинить, так как они соответствуют требования современного общества, равно как и советские подростки отвечали стандартам своего социума. Также было замечено, что современная молодежь больше думает об осуществлении собственных желаний, а вот желания общества отходят далеко на второй план.
Советских же подростков воспитывали пионерами, которые должны были «сражаться за дело рабочего класса». И это совсем другая история. Никто не может точно оценить, что из этого лучше.
Современные подростки не спешат взрослеть и стремятся наслаждаться своей молодостью и отсутствием острой необходимости принимать самостоятельные решения. Свыше 40% опрошенных заявили, что на данный момент проживают лучшие годы жизни. Исследователи такой взгляд считают основной причиной затяжного подросткового периода, который свойственен сегодня многим представителям молодежи.
Ученые также обратили внимание на отношение разных поколений к учебному процессу. Большинство советских детей воспринимало учебу как школьную рутину. Нынешние же старшеклассники проявляют большую любознательность.
Исследователи связывают такую тенденцию с возросшим уровнем требований к профессиональной подготовке. Это мотивирует многих на поднятие качества своего образования, готовность развивать новые способности, так как от этого зависит определение места в жизни. Поэтому на данный момент существует достаточно большое количество учебных заведений, курсов повышения квалификации и других обучающих программ, благодаря которым можно улучшиться в своем деле или даже овладеть навыками дополнительной профессии.