74 подписчика

ЗАМОРСКАЯ ФРАНЦИЯ: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО. Часть 2

Валерий Подмаско

Особое место в истории территории Европейской и Заморской Франции занимает конституционная реформа 2003 года, или, как говорят французы, «пересмотр Конституции». Рассмотрим, в чем суть конституционной реформы 2003 года и каковы ее последствия для заморских владений Франции.

Рис. 1. Реверс Тихоокеанского франка (фр. Franc pacifique) 2007 года
Рис. 1. Реверс Тихоокеанского франка (фр. Franc pacifique) 2007 года

Конституционная реформа 2003 года

За время действия Конституции 1958 года в нее многократно вносились дополнения и изменения, но в ряде случаев пересмотр отдельных разделов Конституции 1958 года принимал характер масштабной конституционной реформы. Одной из таких реформ является конституционная реформа марта 2003 года. Конституционным законом от 28 марта 2003 года № 2003-276 в Конституцию 1958 года были внесены изменения и дополнения, призванные децентрализовать территориальное управление Республики. В результате реформы все статьи Раздела XII «Территориальные сообщества» (статьи 72-74) были дополнены и изменены и, помимо этого, появились новые статьи 72-1, 72-2, 72-3, 72-4 и 74-1. Первое предложение статьи 72 в редакции 2003 года гласит: «Территориальными сообществами Республики являются коммуны, департаменты, регионы, сообщества с особым статусом (фр. Collectivités à statut particulier) и заморские сообщества, регулируемые статьей 74 (фр. Collectivités d’outre-mer régies par l’article 74)». Как видите, в новой редакции статьи 72 упомянуты некие «заморские сообщества, регулируемые статьей 74». «Заморские сообщества» (фр. «Collectivités d'outre-mer, COM») – это новое понятие и новый конституционный статус, который мы рассмотрим подробно, но чуть ниже. Отсутствие в новой редакции статьи 72 упоминания заморских департаментов и регионов не означает, что в 2003 году во Франции решили их ликвидировать. Они упоминаются в статьях 72-3, 73.

Рис. 2. Зал пленарных заседаний нижней палаты Парламента Франции – Национальной Ассамблеи. Париж.  Пале-Бурбон
Рис. 2. Зал пленарных заседаний нижней палаты Парламента Франции – Национальной Ассамблеи. Париж. Пале-Бурбон

Новым стало то, что в Конституции появилось единое понятие «заморский департамент и регион» (фр. «Départements et régions d'outre-mer, DROM»). Это не означает слияния заморских департаментов с соответствующими заморскими регионами. Это означает, что заморская парочка «департамент и регион» теперь должна быть неразлучной в силу Конституции. Так вот, заморские департаменты и регионы, согласно статье 72-3 Конституции, регулируются статьей 73 Конституции (точнее, статьей 73 в ее новой редакции). Однако в статье 72-3 Конституции особо выделена Новая Каледония, статус которой определяется не разделом XII, который содержит статьи 73 и 74, а разделом XIII Конституции 1958 года. Кроме того, в этой же статье упомянуты ненаселенные Французские южные и антарктические земли (фр. Terres australes et antarctiques françaises) и необитаемый остров (атолл) Клиппертона, правовой режим которых определяется законом.

Таким образом, Конституция в редакции 2003 года все мыслимые и немыслимые заморские владения Франции разделила на четыре категории: (1) заморские сообщества, в том числе заморские департаменты и регионы, регулируемые статьей 73 Конституции, (2) заморские сообщества, регулируемые статьей 74 Конституции, (3) Новая Каледония, статус которой регулируется разделом XIII Конституции и (4) все ненаселенные заморские территории Франции, правовой режим которых определяется законом.

Статья 73 Конституции предусматривает возможность на основании закона преобразовать заморский департамент и регион в какое-то иное сообщество либо возможность образования единой совещательной ассамблеи для обоих этих образований, т.е. департамента и региона. Для этого, согласно абзацу второму статьи 72-4 Конституции, требуется одобрение проекта преобразований Парламентом Республики и согласие избирателей преобразуемых заморских сообществ. Это конституционное положение статьи 73 Конституции послужило основанием для образования так называемых «единых территориальных сообществ» (фр. «Collectivité territoriale unique»), которые рассматриваются как разновидность «сообщества с особым статусом» (фр. Collectivité à statut particulier). Такие заморские сообщества, несмотря на витиеватость юридических определений, тоже относятся к первой категории заморских владений Франции – к заморским сообществам, регулируемым статьей 73 Конституции.

Разделение заморских сообществ на сообщества, регулируемые статьей 73 Конституции, и сообщества, регулируемые статьей 74 Конституции, нашло свое отражение в законодательном отделении Общего кодекса территориальных сообществ 1996/2000 года. Заморским сообществам, регулируемым статьей 74 Конституции, посвящена часть шестая (фр. Sixième partie) Общего кодекса, а заморским сообществам, регулируемым статьей 73 Конституции – часть седьмая (фр. Septième partie) Общего кодекса.

Заморские территориальные сообщества, регулируемые статьей 73 Конституции 1958 года

Согласно статье 72-3 Конституции 1958 года в редакции 2003 года, статья 73 определяет статус всего 5-ти заморских территориальных сообществ: (1) Гваделупа, (2) Французская Гвиана (Гайана), (3) Мартиника, (4) Реюньон, (5) Майотта. Вместе с тем, как я уже сказал, статья 73 Конституции дает основание для преобразования заморских департаментов и регионов в единые территориальные сообщества. Порядок применения статьи 73 Конституции был уточнен Органическим законом от 27 июля 2011 года № 2011-883. Таким образом был дан старт преобразованию заморских департаментов и регионов, а также объединению их совещательных органов.

Рис. 3. Столица Майотты город Мамудзу
Рис. 3. Столица Майотты город Мамудзу

Первым единым территориальным сообществом стало «департаментское сообщество» Майотты. Референдум 29 марта 2009 года по вопросу о получении Майоттой статуса заморского департамента и региона был одобрен 95% участников референдума. 31 марта 2011 года в силу Органического закона от 7 декабря 2010 года № 2010-1486 и специального Закона от 7 декабря 2010 года № 2010-1487 Майотта стала сто первым департаментом Французской Республики и пятым заморским департаментом и регионом с одним совещательно-представительным органом – Советом департамента Майотты (фр. Conseil départemental de Mayotte), состоящим из 26 советников. Его исполнительным органом является Президент Совета (фр. Président de Conseil départemental de Mayotte).

Помимо Совета департамента, на Майотте действует двухпалатный экспертный орган. Первая палата – Экономический, социальный и экологический совет (фр. Conseil économique, social et environnemental de Mayotte), состоящий из 32 экспертов. Вторая палата – Совет по культуре, образованию и окружающей среде (фр. Conseil économique, social et environnemental de Mayotte), состоящий из 22 экспертов.

С 2023 года столицей Майотты является город Мамудзу. Здесь расположены резиденции всех органов власти Майотты. Население Майотты представлено одним депутатом в Национальной Ассамблее Франции и одним сенатором в Сенате. Труднопонимаемым местом в череде административных преобразований Майотты является то, что она, официально называясь «департаментом Майотты», юридически является единым территориальным сообществом, обладающим правами и полномочиями заморского департамента и региона. 11 июля 2012 года Совет Европы принял решение 2012/419/UE о предоставлении заморскому департаменту Майотты статуса «ультрапериферийного» или «особо удаленного региона» (фр. «Région ultrapériphérique, RUP») Европейского Союза, которым на тот момент обладали 4 заморских департамента Франции. Статус вступил в действие 1 января 2014 года.

Рис. 4. Ратуша (фр.  Hôtel de ville) столицы Французской Гвианы (Гайаны) города Кайенна
Рис. 4. Ратуша (фр. Hôtel de ville) столицы Французской Гвианы (Гайаны) города Кайенна

Следующими были заморские департаменты и регионы Французская Гвиана (Гайана) и Мартиника. Референдум по вопросу об образовании единых территориальных сообществ, регулируемых статьей 73 Конституции, во Французской Гвиане (Гайане) и на Мартинике прошел в один день, 24 января 2010 года. Участники референдума одобрили предложение образовать единые территориальные сообщества. Во Французской Гвиане (Гайане) за предложение проголосовало 57,48% участников референдума, а на Мартинике – 68,30%. Был принят Закон от 27 июля 2011 года № 2011-883, который определял статус единых территориальных сообществ. Новый статус вступил в силу с завершением выборов в единые совещательно-представительные органы сообществ, которые прошли 18 декабря 2015 года. Вместо региональных советов департаментов и генеральных советов регионов во Французской Гвиане (Гайане) и на Мартинике были избраны Ассамблея Гайаны (фр. Assemblée de Guyane) и Ассамблея Мартиники (фр. Assemblée de Martinique), обладающие полномочиями ранее существовавших советов. В Ассамблее Гайаны – 55 членов, а в Ассамблее Мартиники – 51 член. Их избирают путем двухтурового пропорционального голосования по спискам. Органы исполнительной власти единых территориальных сообществ отличаются друг от друга. Во Французской Гвиане (Гайане) исполнительная власть сообщества принадлежит Президенту Ассамблеи Гайаны (фр. Président de l’Assemblée de Guyane), которому помогают вице-президенты. На Мартинике исполнительная власть принадлежит Исполнительному совету (фр. Conseil exécutif de Martinique), подобному Исполнительному совету Корсики.

Рис. 5. Столица Мартиники город Форт-де-Франс
Рис. 5. Столица Мартиники город Форт-де-Франс

Во Французской Гвиане (Гайане) действует однопалатный экспертный орган – Экономический, социальный, экологический, культурный и образовательный совет Гайаны (фр. Conseil économique, social, environnemental, de la culture et de l'éducation de Guyane), состоящий из 41 эксперта. На Мартинике действует экспертный орган с таким же названием и компетенцией, что и во Французской Гвиане (Гайане), но состоящий из 68 экспертов. Очевидно, преобразование двухпалатного экспертного органа в однопалатный во Французской Гвиане (Гайане) и на Мартинике связано с образованием там единых территориальных сообществ. Единые территориальные сообщества Французской Гвианы (Гайаны) и Мартиники являются правопреемниками заморских департаментов и регионов Французской Гвианы (Гайаны) и Мартиники, соответственно.

Рис. 6. Зал пленарных заседаний Ассамблеи Гайаны (фр. Assemblée de Guyane) в городе Кайенна
Рис. 6. Зал пленарных заседаний Ассамблеи Гайаны (фр. Assemblée de Guyane) в городе Кайенна

Население Французской Гвианы (Гайаны) и Мартиники представлены в Парламенте Франции. В Национальной Ассамблее Французскую Гвиану (Гайану) представляют 2 депутата, Мартинику – 4 депутата. В Сенате Французскую Гвиану (Гайану) представляют 2 сенатора, Мартинику – тоже 2 сенатора. Гайана и Мартиника продолжают пользоваться статусом ультрапериферийных регионов Европейского союза со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Заморские сообщества, регулируемые статьей 74 Конституции 1958 года

В результате конституционной реформы 2003 года из Конституции 1958 года исчезли упоминания «заморских территорий» (фр. «Territoiresd’outre-mer»), но появились упоминания неких «заморских сообществ, регулируемых статьей 74» (фр. «Collectivités d’outre-mer régies par l’article 74»). Именно «заморские сообщества» (фр. «Collectivité d'outre-mer, COM») пришли на смену «заморским территориям». Особенностью заморских сообществ является то, что статус каждого из них, согласно статье 74 Конституции, устанавливается индивидуально специальным органическим законом, т.е. сколько заморских сообществ – столько и органических законов. В этих органических законах определяется, как и на каких условиях на территории заморских сообществ применяются законы и регламенты Французской Республики. Таким образом, каждая заморское сообщество имеет особый статус и особую организацию.

Заморские сообщества обладают правосубъектностью, т.е. являются юридическими лицами публичного права. Высшим органом местного самоуправления в заморских сообществах являются представительные органы – ассамблеи, которые избираются прямым всеобщим голосованием. Они обладают ограниченными законодательными полномочиями, и их акты регулируют отношения в тех областях, которые не входят в сферу исключительной законодательной компетенции Республики. Заморские сообщества обладают правом налогообложения на своей территории. При этом, если заморские департаменты и регионы состоят в ведении Министра внутренних дел Французской Республики, то заморские сообщества – в ведении Министра иностранных дел (его заместителя, возглавляющего Министерство по делам заморских территорий). Сами французы считают, что во Франции только заморские сообщества являются самоуправляемыми сообществами в англо-саксонском или российском понимании. Корсика в данном случае не в счет, потому что французы называют ее «политической автономией», что на порядок выше самоуправляющегося сообщества.

Рис. 7. Схема территориального деления Франции. В верхнем левом углу в овальном картуше указана Метропольная Франция (фр. France métropolitaine), входящая в Шенгенскую зону. Метропольная Франция состоит из Европейской континентальной Франции и острова Корсика (Corse). В верхнем левом углу в красном картуше указаны части Европейской и Заморской Франции, входящие в состав европейского союза. Это – Метропольная Франция, заморские департаменты (фр. Départements d'outre-mer) и заморское сообщество Сен-Мартен. Внутри красного картуша находится зелено-коричневый картуш – это Внутренняя Франция (France Intérieure), в которую не входит заморское сообщество Сен-Мартен. В правой части схемы в большом синем картуше обозначены части Заморской Франции (фр. France d'outre-mer). Внутри большого синего картуша размещены меньшие синие картуши, в которых указаны 5 заморских департаментов, 5 заморских сообществ (фр. Сollectivités d'outre-mer), Французские южные и антарктические территории (фр. «Terres australes et antarctiques françaises»; TAAF) и Новая Каледония. Вне картуша «Заморская Франция» указан остров Клиппертон, обозначенный как государственная собственность
Рис. 7. Схема территориального деления Франции. В верхнем левом углу в овальном картуше указана Метропольная Франция (фр. France métropolitaine), входящая в Шенгенскую зону. Метропольная Франция состоит из Европейской континентальной Франции и острова Корсика (Corse). В верхнем левом углу в красном картуше указаны части Европейской и Заморской Франции, входящие в состав европейского союза. Это – Метропольная Франция, заморские департаменты (фр. Départements d'outre-mer) и заморское сообщество Сен-Мартен. Внутри красного картуша находится зелено-коричневый картуш – это Внутренняя Франция (France Intérieure), в которую не входит заморское сообщество Сен-Мартен. В правой части схемы в большом синем картуше обозначены части Заморской Франции (фр. France d'outre-mer). Внутри большого синего картуша размещены меньшие синие картуши, в которых указаны 5 заморских департаментов, 5 заморских сообществ (фр. Сollectivités d'outre-mer), Французские южные и антарктические территории (фр. «Terres australes et antarctiques françaises»; TAAF) и Новая Каледония. Вне картуша «Заморская Франция» указан остров Клиппертон, обозначенный как государственная собственность

Заморские сообщества не являются частями Европейского Союза, который рассматривает их как «заморские страны и территории» (фр. «Pays et territoire d'outre-mer»). Однако на них распространяется льготный режим «ассоциации», который позволяет «заморским странам и территориям» участвовать во многих программах Европейского Союза, например в программах Европейского фонда развития (фр. Fonds européen de développement). При этом жители «заморских стран и территорий» являются полноценными гражданами Европейского Союза и в этом качестве участвуют в выборах депутатов Европейского парламента. Более того, официальной валютой заморских сообществ Франции является евро. Исключение из общего правила составляет заморское сообщество Сен-Мартен. Оно, как и заморские территориальные сообщества, регулируемые статьей 73 (!) Конституции, продолжает оставаться ультрапериферийным (особо удаленным) регионом (фр. «Région ultrapériphérique») Европейского Союза.

Заморскими сообществами, регулируемыми статьей 74 Конституции, являются: острова Сен-Пьер и Микелон, остров Сен-Бартелеми, Сент-Мартен (французская часть острова), Французская Полинезия и острова Уоллис и Футуна. Вкратце рассмотрим отдельные заморские сообщества.

Заморское сообщество островов Сен-Пьер и Микелон

Единственное североамериканское владение Франции – это острова Сен-Пьер и Микелон. Они расположены в Атлантическом океане рядом с канадским островом Ньюфаундленд. Острова Сен-Пьер и Микелон имеют очень насыщенную юридическую историю: в 1976 году бывшая заморская территория Сен-Пьер и Микелон на основании Закона от 19 июля 1976 года № 76-664 приобрела статус заморского департамента. В 1985 году на основании Закона от 11 июня 1985 года № 85-595 острова приобрели статус «сообщества с особым статусом» (фр. Collectivité à statut particulier). В том же году они потеряли статус ультрапериферийного (особо удаленного) региона (фр. «Région ultrapériphérique») Европейского Союза и больше не являются его частью. В 2003 году острова Сен-Пьер и Микелон стали заморским сообществом, регулируемым статьей 74 Конституции. Спустя 4 года был издан Органический закон от 21 февраля 2007 года № 2007-223, который определил особенности этого статуса. Территория островов невелика, поэтому заморское сообщество островов Сен-Пьер и Микелон состоит всего из двух коммун, о чем я уже говорил. Коммуна Сен-Пьер, которая, как вы можете догадаться, расположена на острове Сен-Пьер, и коммуна Микелон-Ланглад, расположенная на острове Микелон. До 1945 года существовала и третья коммуна – Иль-о-Марин, но ее включили в состав коммуны Сен-Пьер.

Рис. 8. Герб заморского сообщества островов Сен-Пьер и Микелон
Рис. 8. Герб заморского сообщества островов Сен-Пьер и Микелон

Заморское сообщество островов Сен-Пьер и Микелон не является ни департаментом, ни регионом. Однако его организация очень похожа на организацию заморских департаментов и регионов. Префектура островов находится в городке Сен-Пьер. Там находится резиденция префекта островов, назначаемого Президентом Республики. Префект представляет на островах Французское государство. Население островов представлено в парламенте Французской Республики: одним депутатом в Национальной Ассамблее и одним сенатором в Сенате. Заморское сообщество островов Сен-Пьер и Микелон является типичной «заморской страной (территорией)», ассоциированной с Европейским Союзом.

Рис. 9. Полуофициальный флаг заморского сообщества островов Сен-Пьер и Микелон
Рис. 9. Полуофициальный флаг заморского сообщества островов Сен-Пьер и Микелон

Во главе сообщества стоит Территориальный совет (фр. Conseil territorial), состоящий из 19 советников. Он обладает полномочиями, схожими с полномочиями ассамблей единых территориальных сообществ Заморской Франции. Исполнительная власть в сообществе Сен-Пьер и Микелон принадлежит Президенту Территориального совета. Заморское сообщество островов Сен-Пьер и Микелон имеет однопалатный экспертный орган – Экономический, социальный и культурный совет (фр. Conseil économique, social et culturel de Saint-Pierre-et-Miquelon), состоящий из 20 экспертов. На островах действует режим законодательного включения (фр. Régime de l'inclusion législative). Это означает, что французское законодательство имеет на островах прямое действие. Исключение составляет законодательство в области налогообложения и таможенного контроля, а также градостроения и жилищного строительства. На островах действует особый налоговый режим.

Заморское сообщество Сен-Мартена

В 2003 году на Гваделупе в двух коммунах Сен-Мартен и Сен-Бартелеми прошли референдумы об отделении от заморского департамента и региона Гваделупа. На основании уже упомянутого Органического закона от 21 февраля 2007 года № 2007-223 острова Сен-Мартен и Сен-Бартелеми были отделены от Гваделупы и получили статус заморских сообществ, регулируемых статьей 74 Конституции 1958 года. Сен-Мартен и Сен-Бартелеми, как и Гваделупа, относятся к Наветренным островам и входят в состав Малых антильских островов, расположенных в восточной части Карибского моря. Существует одна существенная деталь: Франции принадлежит лишь северная часть острова Сен-Мартен. Его южная часть принадлежит Нидерландам. До 2007 года существовала только одна коммуна – Сент-Мартен, которая состояла из двух кантонов (?). В ходе реформы 2007 года коммуна и кантоны были упразднены.

Рис. 10. Французские заморские сообщества Сен-Мартена и Сен-Бартелеми в окружение заморских владений Великобритании и Нидерландов в северо-восточной части Карибского моря
Рис. 10. Французские заморские сообщества Сен-Мартена и Сен-Бартелеми в окружение заморских владений Великобритании и Нидерландов в северо-восточной части Карибского моря

Французскую Республику на острове представляет префект Гваделупы (!) и подчиненный ему префект-делегат (фр. Préfet délégué), постоянно проживающий на острове. Префектурой острова является поселок Мариго на западном побережье острова. Население острова представлено в парламенте Французской Республики: одним депутатом в Национальной Ассамблее, который одновременно представляет и остров Сен-Бартелеми, и одним сенатором в Сенате. Как это ни удивительно, но сообщество Сен-Мартена остается членом Европейского союза в статусе ультрапериферийного (особо удаленного) региона, что дает сообществу большие преференции. Нидерландский Сен-Мартен, который является «автономным государством» в составе Королевства Нидерландов, членом Европейского Союза не является.

Рис. 11. Резиденция Территориального совета заморского сообщества Сен-Мартена (фр. Hotel de la Collectivite) в Мариго
Рис. 11. Резиденция Территориального совета заморского сообщества Сен-Мартена (фр. Hotel de la Collectivite) в Мариго

Заморскому сообществу Сен-Мартен принадлежат коммунальные, департаментские и региональные права и полномочия, а также некоторые делегированные ему государственные полномочия. Сообществом руководит Территориальный совет из 23 советников, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит Исполнительному совету, который состоит из Президента сообщества и 7 членов, избираемых из числа советников Территориального совета. Все власти Сан-Мартена расположены в Мариго, который помимо всего прочего является свободным портом и зоной беспошлинной торговли. На острове есть однопалатный экспертный орган – Экономический, социальный и культурный совет Сен-Мартена (фр. Conseil économique, social et culturel de Saint-Martin), состоящий из 23 экспертов. Остров разделен на шесть районов, которые не являются юридическими лицами. Однако в каждом районе есть свой совет, компетенция которого не выходит за рамки компетенции Территориального совета Сен-Мартена.

Заморское сообщество острова Сен-Бартелеми

До приобретения статуса заморского сообщества, регулируемого статьей 74 Конституции, остров Сен-Бартелеми обладал статусом коммуны и кантона заморского департамента и региона Гваделупа. В настоящее время и коммуна, и кантон упразднены. Представителем государства на острове Сен-Бартелеми также является префект Гваделупы и подчиненный ему префект-делегат, в ведении которого находится французская часть острова Сен-Мартен и острова Сен-Бартелеми. В этом есть смысл, т.к. Сен-Бартелеми расположен от острова Сен-Мартен всего в 20 км морем. Базируется префект-делегат в префектуре Мариго на Сен-Мартене. Население острова представлено в парламенте Французской Республики – в Национальной Ассамблее и в Сенате. В Национальной Ассамблее Сен-Бартелеми и Сен-Мартен представляет всего один депутат, а в Сенате Сен-Бартелеми представляет «свой» сенатор. Сен-Бартелеми в отличие от Сен-Мартена не является частью Европейского Союза с 2012 года, когда сообщество изменило статус ультрапериферийного (особо удаленного) региона на статус «заморской страны (территории)», ассоциированной с Европейским Союзом.

Рис. 12. Герб заморского сообщества острова Сен-Бартелеми
Рис. 12. Герб заморского сообщества острова Сен-Бартелеми

Заморскому сообществу острова Сен-Бартелеми также принадлежат коммунальные, департаментские и региональные права и полномочия. Кроме этого, Республика на основании Органического закона от 21 февраля 2007 года № 2007-223 делегировала сообществу и некоторые государственные полномочия. В целом, компетенция сообщества Сен-Бартелеми схожа с компетенцией сообщества Сен-Мартен. Сообществом управляет Территориальный совет, состоящий из 19 советников. Исполнительная власть так же, как и на Сен-Мартене, принадлежит Исполнительному совету, состоящему из Президента сообщества и 7 членов, избранных из числа советников Территориального совета. Резиденция Территориального совета расположена в поселке Густавия, который является столицей Сен-Бартелеми. На острове есть однопалатный экспертный орган – Экономический, социальный, культурный и экологический совет Сен-Бартелеми (фр. Conseil économique, social, culturel et environnemental de Saint-Barthélemy), состоящий из 15 экспертов. Совет дает свои заключения по проектам планов и программ экономического и социального развития, а также по проектам «законов страны». Нельзя не упомянуть такую особенность острова, как его деление на 40 районов, которые являются территориальными подразделениями заморского сообщества Сен-Бартелеми и не обладают статусом юридического лица.

Заморское сообщество Французской Полинезии

Еще одним заморским сообществом, регулируемым статьей 74 Конституции, является Французская Полинезия – большая совокупность островов и атоллов, расположенных в южной части Тихого океана, примерно в 6000 км к востоку от Австралии. Крупнейший остров – Таити. Статус Французской Полинезии определен Органическим законом от 27 февраля 2004 года № 2004-192. В нем Французская Полинезия квалифицируется как «заморская страна в составе Республики» (фр. «Pays d'outre-mer au sein de la République, POM»). Однако, несмотря на это название, Французская Полинезия является именно заморским сообществом, регулируемым статьей 74 Конституции, которое в ряду других заморских владений Франции с таким же статусом обладает, всего-навсего, большей автономией. Кстати, Конституционный совет Франции дал по этому поводу особое разъяснение, из которого следует, что звание «заморской страны в составе Республики» не подразумевает особого статуса сообщества и не создает новую «политическую категорию». Я думаю, что суть в том, что само понятие «заморское сообщество» подразумевает развитие автономного статуса от самоуправляемого сообщества к политической автономии. Соответственно, все заморские сообщества Франции представляют собой некие промежуточные этапы этого процесса.

Рис. 13. Карта Французской Полинезии. Крупнейший остров Французской Полинезии – Таити – входит в состав  Наветренных остров (фр. Îles du Vent). Помимо Наветренных остров в состав Французской Полинезии входят Подветренные острова (фр. Îles Sous-le-Vent), острова Туамоту (фр. Îles Tuamotu), Маркизские острова (фр.  Îles Marquises), архипелаг Общества (фр. Archipel de la Société) и Южные острова (фр. Îles Australes). И все это разбросано на огромном пространстве Тихого океана
Рис. 13. Карта Французской Полинезии. Крупнейший остров Французской Полинезии – Таити – входит в состав Наветренных остров (фр. Îles du Vent). Помимо Наветренных остров в состав Французской Полинезии входят Подветренные острова (фр. Îles Sous-le-Vent), острова Туамоту (фр. Îles Tuamotu), Маркизские острова (фр. Îles Marquises), архипелаг Общества (фр. Archipel de la Société) и Южные острова (фр. Îles Australes). И все это разбросано на огромном пространстве Тихого океана

Преобразование Французской Полинезии в заморское сообщество упростилось тем, что до 2004 года она обладала статусом заморской территории. В связи с этим не нужно было ликвидировать все и вся и сливать в одно корыто, как это было с бывшими заморскими департаментами и регионами, что, естественно, облегчило преобразования. Кроме этого, уже до 2004 года Французская Полинезия обладала сравнительно широкой автономией. Как я уже говорил, законодательный орган – Ассамблея Французской Полинезии (фр. Assemblée de la Polynésie française) – впервые был избран еще в 1986 году, а в 1998 году был избран первый ее Президент (фр. Président de la Polynésie française). Французскую Республику во Французской Полинезии по-прежнему представляет Верховный комиссар, назначаемый Президентом Франции. Но теперь его полномочия регулируются Органическим законом от 27 февраля 2004 № 2004-192. У Верховного комиссара уже нет былых полномочий, но он по-прежнему контролирует деятельность государственной администрации Французской Полинезии. Он обеспечивает деятельность правоохранительных органов и органов правосудия, надзирает за соблюдением законов и т.д. В его ведении находится иммиграционный контроль, валютный контроль, университетское образование, общественный порядок и т.д. Французская Полинезия представлена в парламенте Франции одним сенатором и двумя депутатами Национального собрания. Заморское сообщество Французской Полинезии не являлось и не является частью Европейского Союза. Официальной валютой на островах является тихоокеанский франк, прикрепленный к курсу евро.

Рис. 14. Герб заморского сообщества Французской Полинезии
Рис. 14. Герб заморского сообщества Французской Полинезии

Заморское сообщество Французской Полинезии организовано по подобию парламентской республики. Главой сообщества является Президент Французской Полинезии, избираемый законодательно-представительным органом сообщества – Ассамблеей Французской Полинезии. Исполнительная власть сообщества принадлежит Правительству (Совету Министров) Французской Полинезии, которое возглавляет Президент. Впервые Правительство Французской Полинезии было сформировано в 1984 году, т.е. до образования на островах заморского сообщества. В состав Правительства входит от 7 до 10 министров, каждый из которых возглавляет определенную отрасль местной администрации. Правительство несет коллективную ответственность перед Ассамблеей за дела, входящие в компетенцию правительства. Ассамблея Французской Полинезии состоит из 57 депутатов, избираемых сроком на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Акты Ассамблеи Французской Полинезии, принятые в рамках ее компетенции (компетенции заморского сообщества Французской Полинезии), называются «законами страны». Во Французской Полинезии есть однопалатный экспертный орган – Экономический, социальный и культурный совет Французской Полинезии (фр. Conseil économique, social et culturel de la Polynésie française), состоящий из 48 экспертов.

Рис. 15. Резиденция Президента заморского сообщества Французской Полинезии в его столице – городе Папеэте
Рис. 15. Резиденция Президента заморского сообщества Французской Полинезии в его столице – городе Папеэте

Сообщество не обладает собственными правоохранительными органами и собственной судебной властью и таким образом не является государством, состоящим с Францией в федеративных отношениях или отношениях ассоциации. Не рассматривается заморское сообщество Французской Полинезии и как «политическая автономия», подобная Корсике. Однако, не обладая внешнеполитическими полномочиями, Правительство Французской Полинезии вправе заключать международные торговые и инвестиционные соглашения с иностранными государствами. Французская Полинезия, как и большинство заморских владений Франции, является туристическим раем, и туризм составляет основу ее экономики.

Заморское сообщество островов Уоллис и Футуна

Острова Уоллис и Футуна до 2003 года имели статус заморской территории Франции, и французы их до сих пор называют их «территорией островов Уоллис и Футуна (фр. «Territoire des îles Wallis et Futuna»). После пересмотра Конституции 1958 года, произведенного в 2003 году, острова Уоллис и Футуна сменили статус на заморское сообщество, регулируемое статьей 74 Конституции. Положенный в этом случае органический закон так и не был принят, потому что за прошедшие 20 лет не один законопроект не устроил Территориальную Ассамблею сообщества. В том числе и в силу отсутствия органического закона о заморском сообществе островов Уоллис и Футуна, по сути, в организации местных властей мало что изменилось.

Рис. 16. Неофициальный флаг королевства Увеа
Рис. 16. Неофициальный флаг королевства Увеа

На островах по-прежнему функционируют три традиционных королевства, каждое в границах «территориального округа». Каждый округ по-прежнему является юридическим лицом публичного права и имеет свой бюджет. В каждом королевстве, естественно, есть свой король и совет, который он возглавляет. Правительство Франции на островах по-прежнему представляет Высший администратор, должность которого учреждена еще в 1961 году. С 1987 года высшие администраторы островов в силу декрета от 26 октября 1987 года № 87-859 получили ранг префекта. Префектура островов расположена в поселке Мата-Уту на острове Уоллис. На острове Футуна в поселке Лива расположена супрефектура, в которой располагается государственная администрация этого острова. Необходимость в супрефектуре вызвана тем, что острова Уоллис и Футуна удалены друг от друга на 230 км.

При Высшем администраторе действует Территориальный совет, в который, помимо назначаемых членов, по должности входят все три короля. При этом Высший администратор не имеет права вмешиваться в дела традиционных королевств. Жители островов все так же представлены в Парламенте Французской Республики: одним депутатом в Национальной Ассамблее и сенатором – в Сенате. Острова никогда не входили в состав Европейского Союза, и приобретение ими статуса заморского сообщества в этом смысле ничего не убавило и не прибавило. Официальной валютой на островах является тихоокеанский франк, прикрепленный к курсу евро.

Рис. 17. Неофициальный флаг королевства Ало
Рис. 17. Неофициальный флаг королевства Ало
Рис. 18. Неофициальный флаг королевства Сигав
Рис. 18. Неофициальный флаг королевства Сигав

Во главе заморского сообщества островов Уоллис и Футуна стоит Территориальная Ассамблея – это представительно-совещательный орган, состоящий из 20 членов, избираемых населением сроком на 5 лет на основе пропорционального представительства в многомандатных избирательных округах. Территориальная Ассамблея учреждена тем же самым Законом от 29 июля 1961 года № 61-814, на основании которого острова Уоллис и Футуна приобрели статус заморской территории. Правда, этот закон был актуализирован 14 февраля 2018 года. Резиденция Территориальной ассамблеи находится в Мата-Уту. В отличие от всех остальных заморских сообществ Франции исполнительная власть на островах по-прежнему принадлежит не должностному лицу сообщества, а представителю государства – Высшему администратору. Заморское сообщество островов Уоллис и Футуна имеет собственный экспертный орган – Социальный и экономический консультативный совет (фр. Comité consultatif, social et économique de Wallis-et-Futuna).

Заморское сообщество sui generis Новая Каледония

Новая Каледония – это группа островов, окружающих крупный остров с тем же названием, расположенная в юго-западной части Тихого океана на восток от Австралии. В 1946 году Новая Каледония стала заморской территорией. К 1953 году все жители островов, независимо от этнической принадлежности, получили французское гражданство. В 80-е и в начале 90-х годов прошлого века в Новой Каледонии начались беспорядки, организованные частью аборигенного населения, боровшегося за предоставление острову независимости. После подписания в Париже 26 июня 1988 года под эгидой Правительства Республики так называемого «Матиньонского соглашения» между новокаледонскими лоялистами и сепаратистами волнения на островах стихли на целое десятилетие. 5 мая 1998 года в Нумее (фр. Nouméa) – столице Новой Каледонии – представители Правительства Франции и крупнейших местных политических партий и движений Новой Каледонии подписали так называемое «Нумейское соглашение» (фр. «Nouméa Accord»). Во исполнение этого соглашения Новая Каледония получила в 1999 году особый статус (фр. Statut particulier). Согласно Нумейскому соглашению, население Новой Каледонии в течение двадцатилетнего переходного периода должно было получить либо права широкой автономии в составе Французской Республики, либо независимость. Конституционным законом от 20 июля 1998 года № 98-610 в Конституцию 1958 года были внесены изменения и дополнения, касающиеся Новой Каледонии. В частности, Конституция была дополнена разделом XIII «Переходные положения, касающиеся Новой Каледонии», состоящим из двух статей – 76 и 77. Таким образом, Новая Каледония была выведена из-под действия статей 73 и 74 раздела XII «О территориальных сообществах», получив действительно уникальный конституционный статус. Затем согласно статье 77 Конституции был принят Органический закон от 19 марта 1999 года № 99-209 о Новой Каледонии. Во исполнение этого органического закона на островах в дополнение к французскому гражданству было введено гражданство Новой Каледонии. Была начата постепенная передача власти французского государства Новой Каледонии. Этот процесс планировалось завершить за 15-20 лет.

Рис. 19. «Канакский флаг», используемый борцами за независимость Новой Каледонии. Возможно, он когда-нибудь приобретет и официальное значение
Рис. 19. «Канакский флаг», используемый борцами за независимость Новой Каледонии. Возможно, он когда-нибудь приобретет и официальное значение

В ходе реализации Соглашения и Конституции в Новой Каледонии прошло три референдума: в 2018, 2020 году и в 2021 году. Последний референдум рассматривался как «окончательный». В ходе первых двух референдумов большинство населения Новой Каледонии проголосовало за то, чтобы острова остались в составе Франции. Последний «окончательный» референдум местные сепаратисты бойкотировали, и явка на референдум была невысокой, но все пришедшие в своем подавляющем большинстве проголосовали за то, чтобы остаться в составе Франции. Новая Каледония сегодня обладает особым статусом (фр. (фр. «Statut particulier») – «сообщество sui generis» (фр. Collectivité sui generis) с нарастающим объемом прав и полномочий. Понимание юридического содержания этого статуса разнится. Часть юристов рассматривает Новую Каледонию как «политическую автономию» в составе Французской Республики, подобную Корсике, но есть и сторонники взгляда на Новую Каледонию как на государство, ассоциированное с Францией. Возможно, обе точки зрения следует рассматривать как крайние точки развития новокаледонской автономии и государственности.

Рис. 20. Местонахождение Новой Каледонии в Тихом океане
Рис. 20. Местонахождение Новой Каледонии в Тихом океане

В пользу того, что Новая Каледония все еще остается всего лишь автономией в составе Французской Республики, свидетельствует то, что на островах сохраняется классический французский дуализм территориальной организации: Новая Каледония является одновременно и административно-территориальным образованием, и территориальным сообществом. Государственная власть Французской Республики представлена в Новой Каледонии Верховным комиссаром (фр. Haut-Commissaire de la République en Nouvelle-Calédonie) в ранге префекта, которого назначает Президент Франции. Первоначально Верховный комиссар обладал всей исполнительной властью в Новой Каледонии, тогда еще имевшей статус заморской территории Франции. В ходе преобразований 1999-2021 гг. большая часть этих полномочий перешла к Правительству сообщества sui generis. В настоящее время Верховный комиссар руководит государственной (французской) администрацией Новой Каледонии. Прежде всего, это правоохранительные органы и суды, а также органы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера. Резиденция Верховного комиссара, а также резиденции всех высших органов сообщества расположены в ее столице – в городе Нумеа (фр. Nouméa) на юго-восточном побережье Новой Каледонии. Жители Новой Каледонии представлены в Парламенте Франции двумя депутатами в Национальной Ассамблеи и двумя сенаторами в Сенате. Новая Каледония не является частью Европейского Союза. Официальной валютой на островах является тихоокеанский франк, прикрепленный к курсу евро.

Рис. 21. Столица Новой Каледонии – город Нумеа
Рис. 21. Столица Новой Каледонии – город Нумеа

Сообществом sui generis руководит Территориальный конгресс Новой Каледонии (фр. Congrès territorial de la Nouvelle-Calédonie), состоящий из 54 членов, избираемых на 5 лет. Территориальный конгресс обладает ограниченной законодательной властью. Он же из числа своих членов избирает путем пропорционального голосования Правительство Новой Каледонии – коллегиальный орган, обладающий исполнительной властью. Правительство состоит из 11 членов, включая Президента и Вице-президента, которых Правительство избирает из числа своих членов. Причем Президента Правительства, как правило, избирают из числа лоялистов, а Вице-президента – из числа сепаратистов.

Кроме того, в Новой Каледонии действует так называемый «Сенат обычного права» (фр. «Sénat coutumier»), состоящий из 16 членов – по два члена от каждого из 8 округов обычного права Новой Каледонии (фр. Aires coutumières de Nouvelle-Calédonie). Это очень любопытный орган, не имеющий ничего похожего в нашей стране. Сенат обычного права возглавляет всю довольно сложную систему обычной организации канаков – коренного населения Новой Каледонии. Он принимает участие в обсуждении «законопроектов страны» (фр. «Lois du pays»), касающихся канакской идентичности, гражданского статуса канаков, основанного на обычаях, традиционного землевладения. Он вправе обращаться с предложениями к Территориальному конгрессу, Правительству и к провинциальным собраниям. Он консультирует Верховного комиссара, Президента Территориального конгресса, Президента Правительства и президентов провинциальных собраний по вопросам обычного права канаков.

Рис. 22. Эмблема Территориального конгресса Новой Каледонии
Рис. 22. Эмблема Территориального конгресса Новой Каледонии

В Новой Каледонии действует и однопалатный экспертный орган – Совет по экономическим, социальным и экологическим вопросам (фр. Conseil économique, social et environnemental de la Nouvelle-Calédonie), в состав которого входит 41 эксперт. По своему рангу Совет занимает четвертое место в сообществе после Территориального конгресса, Правительства и Сената обычного права.

Территориальное деление и территориальная организации Новой Каледонии определены Органическим законом от 19 марта 1999 года № 99-209. Новая Каледония разделена на три провинции (фр. Provinces de la Nouvelle-Calédonie): Южная провинция, Северная провинция и Провинция Иль-Луайоте. Каждая провинция Новой Каледонии является одновременно административно-территориальным образованием и территориальным сообществом, обладающим статусом юридического лица публичного права. Во главе провинций как административно-территориальных образований стоят комиссар-делегаты Французской Республики (фр. Commissaires de la Republique) в статусе супрефектов европейских департаментов Франции. Их резиденции находятся в административных центрах провинций. Исключение составляет Южное административно-территориальное образование, центр которого находится не в Нумеа, а в Ла-Фоа. Каждое территориальное сообщество возглавляет выборная провинциальная ассамблея, обладающая законодательной властью. Провинциальные ассамблеи (фр. Assemblées provinciales) избираются сроком на 5 лет путем голосования по спискам. Ассамблея Южной провинции состоит из 40 советников, Северной провинции – из 22 советников и Провинция Иль-Луайоте – из 14 советников. Каждая провинциальная ассамблея избирает из числа своих членов президента и трех вице-президентов на весь срок своих полномочий. Президент провинциального сообщества обладает исполнительной властью. Президентам провинций даны контрольные полномочия в отношении Территориальной Ассамблеи Новой Каледонии: они вправе потребовать дополнительного рассмотрения (чтения) любого законопроекта, рассмотренного Ассамблеей, они вправе обратиться с запросом в Конституционной Совет Французской Республики.

Рис. 23. Провинции и коммуны Новой Каледонии. Коричневым цветом обозначена территория коммун Южной провинции, зеленым – Северной провинции, и желтым – провинции Иль-Луайоте
Рис. 23. Провинции и коммуны Новой Каледонии. Коричневым цветом обозначена территория коммун Южной провинции, зеленым – Северной провинции, и желтым – провинции Иль-Луайоте

Каждая из провинций в свою очередь разделена на коммуны. В Южной провинции насчитывается 13 коммун, в Северной провинции – 16 коммун, в Провинции Иль-Луайоте – 3 коммуны. Еще одна коммуна (Пойя) числится одновременно в двух провинциях – в Южной и Северной. Правда, в административном отношении она полностью находится в ведении комиссара-делегата Северной провинции. Коммуны Новой Каледонии, как и коммуны всей Франции, Европейской и Заморской, являются территориальными сообществами, или, говоря русским языком, муниципальными образованиями. Каждая из них является юридическим лицом публичного права. В каждой из них есть свой мэр и муниципальный совет. Помимо прочего, мэры Новой Каледонии выполняют в пределах коммуны и некоторые делегированные им государственные полномочия, исполняя функции службы актов гражданского состояния, административной и судебной полиции и т.д. Такой довесок к обычному функционалу мэра, видимо, объясняется тем, что в Новой Каледонии отсутствуют промежуточные уровни административно-территориальной организации между провинцией и коммуной, такие как округ и кантон в европейских департаментах Франции.

Рис. 24. Мэрия коммуны Тоухо (фр. Touho) Северной провинции Новой Каледонии
Рис. 24. Мэрия коммуны Тоухо (фр. Touho) Северной провинции Новой Каледонии

Таким образом, в Новой Каледонии существует две иерархических совокупности территориальных образований. Первая состоит из (1) административно-территориального образования «Новая Каледония» и (2) трех провинциальных административно-территориальных образований. Вторая иерархическая совокупность состоит из (1) сообщества sui generis Новой Каледонии, (2) трех провинциальных сообществ и (3) 33 коммунальных сообществ. Это территориальное деление ориентировано на пришлое население Новой Каледонии – европейцев и азиатов, осевших на островах. С точки зрения французских юристов пришлое население Новой Каледонии состоит из гражданских лиц так называемого «общего права», т.е. гражданского права Франции, изложенного в Гражданском кодексе Франции, более известном в России как Кодекс Наполеона. Таким образом, «общее право» – это право пришлого населения Заморской Франции и Новой Каледонии, в частности. Соответственно, пришлое население обладает в Заморской Франции так называемым «гражданским статусом общего права» (фр. «Statut civil de droit commun»). Однако в Новой Каледонии и некоторых других заморских владениях Франции проживает и коренное население. В Новой Каледонии это канаки. За коренным населением Заморской Франции (Новая Каледония, Майотта и острова Уоллис и Футуна), не имеющим гражданского статуса по общему праву, Конституция 1958 года в статье 75 признает сохранение своего личного статуса, который определяется не гражданским правом Франции, а обычным правом (фр. Coutume) самого коренного населения. Поэтому этот статус называется обычно-правовым или обычным гражданским статусом (фр. Statut civil coutumier). Этот статус действует, пока его обладатель добровольно и официально не откажется от него.

Обычный гражданский статус

Обычное право многообразно и содержит в себе следы прошлого влияния, причем в первую очередь религиозного. Например, на Майотте действует обычное право, которое помимо африканских правовых обычаев содержит элементы исламского права. На островах Уоллис и Футуна обычное право содержит элементы канонического права Католической церкви. Обычное гражданское право Новой Каледонии – обычное право канаков – лишено элементов права мировых религий. Право канаков – это типичное обычное право народов, находящихся на догосударственной стадии развития. В связи с этим, одна из основных задач, которая стояла и стоит перед французами в Новой Каледонии, это создание некоего подобия государства для народа или, говоря точнее, для племен, исповедующих анимизм и шаманизм.

Рис. 25. Гражданский кодекс Франции – одна из основ французской государственности и главный свод «общего» права Заморской Франции
Рис. 25. Гражданский кодекс Франции – одна из основ французской государственности и главный свод «общего» права Заморской Франции

Обычный гражданский статус гарантирован канакам не только статьей 75 Конституции 1958 года, но и Органическим законом от 19 марта 1999 года № 99-209, на основании которого Новая Каледония получила статус сообщества sui generis. При этом еще в 1946 году на основании Закона от 7 мая 1946 года № 46-940, известного как «Закон Ламина Гея» (фр. «Loi Lamine Guèye»), канаки, как и все французские подданные заморских территорий, получили полноценное французское гражданство. Однако формальное равенство всех жителей заморских территорий Франции было достигнуто только к середине 50-х годов прошлого века. Канаки, желающие оформить свой обычный гражданский статус, должны зарегистрироваться в реестре актов гражданского состояния. Дети родителей, имеющих обычный гражданский статус, приобретают такой статус с момента рождения. С момента приобретения обычного гражданского статуса его носитель перестает быть субъектом гражданского права Франции, и его действия, имеющие частноправовой характер, регулируются обычаями (обычным правом). С другой стороны, обладатель обычного гражданского статуса в любой момент вправе официально отказаться от него и получить статус по общему праву. Отношения лиц с различным гражданским статусом (общим и обычно-правовым) регулируются не канакскими обычаями, а общим правом. Более того, гражданские суды общего права обладают юрисдикцией относительно споров, касающихся обычного гражданского статуса или земель обычного права. При рассмотрении таких дел состав суда дополняется асессорами (заседателями-консультантами) обычного права (фр. Assesseurs coutumiers).

Рис. 26. Молодые канаки призывают голосовать за независимость Новой Каледонии на референдуме о независимости
Рис. 26. Молодые канаки призывают голосовать за независимость Новой Каледонии на референдуме о независимости

Область действия обычного права на самом деле достаточно узкая. Это – семейные отношения, имущественные отношения, в том числе вопросы наследования имущества. Причем перечень видов имущества, использование и оборот которого регулируется обычаями, достаточно узок. Прежде всего, это земля и вещи, не отделимые от нее по природе и по хозяйственному назначению. Такие земли называют «обычными землями» (фр. «Terres coutumières»). В ходе колониального освоения Новой Каледонии французы загнали канакские племена в резервации, выделив под них землю. В 1947 году канаки получили право на приобретение частной земельной собственности, что было сопряжено с применением гражданского права и, в конце концов, с отказом фермеров-канаков от обычного гражданского статуса. В настоящее время в Новой Каледонии происходит распределение неиспользуемой государственной земельной собственности, и в этом Правительство Франции ориентируется в первую очередь на частное присвоение бывших государственных земель, что опять же сопряжено с ограничением сферы действия обычного права. По этой причине главная политическая борьба в Новой Каледонии идет за перераспределение свободных земель в пользу канакских обычных землевладений.

Я не берусь делать какие-либо прогнозы относительно будущего обычных земель Новой Каледонии, но мы с вами должны понимать, что для существования обычного права требуется целая системы органов его трансляции и применения. Такая система в Новой Каледонии создана и достаточно эффективно действует.

Система органов трансляции и применения обычного права канаков

Говоря об обычном праве, важно понимать, как выглядит акт применения обычного права, или «обычный акт» (фр. «Acte coutumier»), как говорят французы. В случае с правовыми обычаями, правоприменительный акт носит вербальный, т.е. устный характер. По запросу лиц, обладающих обычным гражданским статусом, глава клана, вождь племени, верховный вождь или президент совета глав кланов организует обсуждение дела согласно местным обычаям. В основе дела должен быть спор об обычном статусе или об обычном имуществе. Обсуждение ведется на местном языке (диалекте) и, как правило, носит характер словесной перепалки, которую французы называют многозначным словом «palabre» (спор, треп, разглагольствование и т.д.). В результате этой перепалки коллективно формулируется применимый в деле обычай и основанное на нем решение рассматриваемого дела. В настоящее время ход обсуждения стенографируется (!), причем на французском языке. Кстати, в Новой Каледонии насчитывается 28 канакских языков, принадлежащих к океанической подотрасли австронезийских языков. В школе канаков наряду с местным канакским языком в обязательном порядке учат и французскому языку. Когда стенограмма на французском языке готова, ее должны прочитать, одобрить и подписать представители сторон, и они, как правило, в состоянии сделать это. Затем стенограмму, видимо, заверяет представитель местной власти – глава клана или вождь племени и т.д. С этой стенограммой заинтересованное лицо обычного гражданского статуса может обжаловать «обычный акт» в совете по обычному праву своего округа (фр. Conseil coutumier de l'aire).

Рис. 27. Диаграмма, иллюстрирующая этнический состав населения Новой Каледонии, согласно переписи населения 2014 года
Рис. 27. Диаграмма, иллюстрирующая этнический состав населения Новой Каледонии, согласно переписи населения 2014 года

Таким образом, получается, как бы, две инстанции обычно-правовой юстиции – (1) «перепалочная» и (2) апелляционная в окружном обычном совете. В силу территориальной изменчивости обычного права, его трансляция и применение требуют особой территориальной организации, и в Новой Каледонии такая территориальная организация есть. Она параллельна существующему административно-территориальному делению, образованному в целях применения общего права, и независима от него. Она состоит из иерархической совокупности территориальных образований, объединяющих местное канакское население.

В 2019 году канаки составляли 95% населения в провинции Иль-Луайоте, 72% в Северной провинции и 29% в Южной провинции. Традиционное канакское общество имеет несколько уровней организации. На базовом уровне организации канакское общество состоит из кланов, объединяющих несколько семей, имеющих общего предка. Кланы, в зависимости от места их происхождения и рода занятий предков, делят себя на «сухопутные» и «морские». Численность клана варьирует от 50 до нескольких сотен человек. Внутри клана царит родовая иерархия, в которой каждый его член занимает строго определенное место. Во главе клана стоит «старший брат». Он разрешает любые внутриклановые споры, согласно местному обычному праву. В каждом клане есть совет клана, объединяющий глав всех семейств клана. Всего насчитывается от 4 до 5 тысяч кланов. Следующий уровень организации – это племя, представляющее собой объединение кланов. В племени действует совет кланов, состоящий из вождей кланов. Всего в Новой Каледонии насчитывается 341 племя, каждое из которых возглавляет вождь племени. Каждое племя занимает определенную традиционную территорию. Племена группируются в 57 великих вождеств (фр. Grande-chefferies, chefferies), каждое из которых возглавляет великий вождь, избираемый вождями родственных племен. Великий вождь традиционно окружен почитанием, достойным монарха. У него есть своя резиденция, отличающаяся от жилищ простых канаков. Он разрешает любые споры, возникающие между членами подчиненных ему племен и кланов, и занимает очень важное место в системе применения обычного права. Вождества составляют третий уровень организации канакского населения Новой Каледонии.

Рис. 28. Таблица, иллюстрирующая трехуровневую систему трансляции и применения обычного права в Новой Каледонии. 1-й столбик (слева) – Округа. 2-ой столбик – Институты (органы) и 3-й столбик – Представители. Строки в столбиках: 1-й столбик (слева): (1) Новая-Каледония (в целом), (2) округ обычного права, (3) район обычного права, (4) племя, (5) клан. 2-ой столбик: (1) Сенат обычного права, (2) Совет округа, (3) Совет района), (4) Совет вождей племен, (5) Совет клана. 3-й столбик: (1) сенаторы обычного права, (2) великие вожди округа, (3) вожди племен, (4) главы кланов, (5) представители семейств клана
Рис. 28. Таблица, иллюстрирующая трехуровневую систему трансляции и применения обычного права в Новой Каледонии. 1-й столбик (слева) – Округа. 2-ой столбик – Институты (органы) и 3-й столбик – Представители. Строки в столбиках: 1-й столбик (слева): (1) Новая-Каледония (в целом), (2) округ обычного права, (3) район обычного права, (4) племя, (5) клан. 2-ой столбик: (1) Сенат обычного права, (2) Совет округа, (3) Совет района), (4) Совет вождей племен, (5) Совет клана. 3-й столбик: (1) сенаторы обычного права, (2) великие вожди округа, (3) вожди племен, (4) главы кланов, (5) представители семейств клана

Территориальное деление Новой Каледонии в интересах трансляции и применения обычного права имеет три уровня. Базовым является уровень районов обычного права (фр. Districts coutumiers de Nouvelle-Calédonie). В настоящее время насчитывается 57 таких районов. Как видите, их количество соответствует количеству великих вождеств. Отсюда и второе название районов – «великие вождества» (фр. Grande-chefferie). Районы обычного права распределены по провинциям неравномерно: 28 районов находятся в Северной провинции, 13 – в Южной провинции и 16 – в провинции Иль-Луайоте. Территория района соответствует великому вождеству. Главой района обычного права является местный великий вождь, который возглавляет районный совет, объединяющий вождей местных племен. Правда, существуют и исключения: в некоторых районах проживает всего одно племя, и там нет районного совета, а место великого вождя занимает вождь единственного племени; в других районах нет великих вождей, и власть там принадлежит председателю районного совета. В настоящее время процедура назначения великих вождей все более формализуется, и их все чаще назначают районные советы.

Рис. 29. Округа обычного права Новой Каледонии
Рис. 29. Округа обычного права Новой Каледонии

Второй уровень территориального деления составляют 8 округов обычного права (фр. Aires coutumières de Nouvelle-Calédonie). Они появились в 1989 году во исполнение Матиньонского соглашения 1988 года. Деление Новой Каледонии на 8 округов обычного права подтверждено Органическим законом от 19 марта 1999 года № 99-209. Система округов объединяет канакское население на уровне групп великих вождеств или племен, не имеющих великого вождя. В каждом округе сформирован и действует совет по обычному праву (фр. Conseil coutumier), или окружной совет, решающий споры относительно обычных земель, канакской культуры или языка. Эти советы выполняют роль апелляционной инстанции в системе применения обычного права канаков. Процедура каждого окружного совета по обычному праву уникальна в силу того, что она соответствует исключительно местным обычаям. Совет формируется из представителей местных племен, как правило, сроком на 3 года. Назначение в состав совета происходит под наблюдением старейшин каждого из племен. Вожди племен и великие вожди являются членами своих советов «по должности». В приведенной мною таблице трехуровневой системы трансляции и применения обычного права в Новой Каледонии (Рис. 28) справа напротив строки «Совет округа» в качестве представителей (членов Совета) указаны великие вожди, что не соответствует действительности. Как я уже показал, состав окружных советов достаточно сложный.

Члены вновь сформированного совета избирают президента, вице-президента, секретаря, заместителя секретаря, казначея и заместителя казначея на срок полномочий совета, т.е. на три года. Судя по всему, округа обычного права Новой Каледонии, как и королевства на островах Уоллис и Футуна, являются юридическими лицами публичного права. Однако я не нашел подтверждений этому, в литературе. Необходимо указать и то, что не все племена канаков вошли в состав 8-ми округов обычного права. Сегодня в Новой Каледонии насчитывается 14 таких «независимых» племен.

Рис. 30. Канакский и французский флаги на одном флагштоке. Канакский флаг сильно потрепан
Рис. 30. Канакский и французский флаги на одном флагштоке. Канакский флаг сильно потрепан

Наконец, всю иерархию родоплеменной и надплеменной территориальной организации венчает Сенат обычного права, состоящий из представителей каждого из 8 округов обычного права Новой Каледонии, о чем я уже рассказал. Однако развитие и достраивание системы трансляции и применения обычного права канаков не завершено. Так, 8 августа 2016 года была создана новая структура – Совет великих вождей (фр. Conseil des grands chefs), о котором мало известно. Добьется ли Новая Каледония независимости, и какой будет независимая Новая Каледония, покажет время. Поживем – увидим.

Прочие заморские территории

В 1955 году, т.е. еще в 4-ой Республике, в составе Французской Республики официально появилось еще одно замечательное заморское владение – «Французские южные и антарктические территории» (фр. «Terres australes et antarctiques françaises»; TAAF). Территории обладают тем же статусом, что и Новая Каледония. Этот статус – сообщество sui generis. Но дело в том, что эти территории представляют собой совокупность мелких необитаемых островов и архипелагов, разбросанных вокруг Мадагаскара и в Антарктической зоне Индийского океана. В результате пересмотра Конституции в 2003 году в ней, помимо прочего, появилась статья 72-3, в которой Французские южные и антарктические территории как раз и упоминаются как территории с особой организацией. Территории обладают статусом юридического лица, а также административной и финансовой автономией. В настоящее время они находятся в ведении Министерства по делам заморских территорий Франции. С 2003 года их возглавляет Префект французских южных и антарктических земель. Территории, правильнее сказать «острова», разделены на 5 административных округов. Это деление вызвано крайней разбросанностью островов по отдаленным частям Индийского океана. Тем не менее на эти «богом забытые» территории претендуют такие страны, как Мадагаскар, Коморские острова и Маврикий.

Рис. 31. Флаг Французских южных и антарктических территорий (фр. Terres australes et antarctiques françaises; TAAF). У них даже герб есть
Рис. 31. Флаг Французских южных и антарктических территорий (фр. Terres australes et antarctiques françaises; TAAF). У них даже герб есть

Что же касается утилитарного использования этих заморских владений, то французы, кажется, нашли им применение: декретом от 3 октября 2006 года № 2006-1211 был создан Национальный заповедник французских южных территорий, а в 2012 году вокруг островов Глориоз, расположенных у входа в Мозамбикский пролив, был открыт морской природный парк Глориоз (фр. Parc naturel marin des Glorieuses). В июле 2019 года Французские южные и антарктические территории (за исключением отдельных островов) были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рис. 32. Коренной житель территории Адели (Антарктида) – детеныш тюленя. Миляга!
Рис. 32. Коренной житель территории Адели (Антарктида) – детеныш тюленя. Миляга!

Другой необитаемой территорией Франции является коралловый атолл Клиппертон, расположенный в Тихом океане к западу от Коста-Рики. После окончания Второй мировой войны с острова уехали все люди. С этих пор Клиппертон посещают только суда Военно-морского флота Франции и мексиканские рыбаки. До 2007 года Клиппертон, как я уже говорил, числился в ведении Верховного комиссара Французской Полинезии. 21 февраля 2007 года атолл перешел в ведение непосредственно Правительства Республики в лице Министерства по делам заморских территорий Франции. В отличие от отдельных Французских южных и антарктических территорий, на атолл Клиппертон, похоже, никто не претендует.

Эпилог: Франкофонное сообщество

Завершая обзор территориальной организации Заморской Франции, я должен упомянуть Франкофонию. Что это такое? В действующей редакции Конституции 1958 года есть раздел XIV «О франкофонии и о соглашениях об ассоциированном статусе», в котором есть статья 87. Она гласит: «Республика участвует в развитии солидарности и сотрудничества между государствами и народами, общим для которых является французский язык». Эта статья появилась в Конституции 1958 года недавно – в 2008 году, однако она придала конституционный статус давно существующему сообществу франкоязычных (франкофонных) стран и регионов, которое возглавляет Франция. Это сообщество часто называют просто «франкофонией» (фр. Francophonie). Французы уверены в том, что Французская колониальная империя так много дала бывшим колониям Франции, что оставила неизгладимый и благодатный след в культуре бывших колоний, и одним из главных их приобретений является французский язык, который уже сам по себе может объединять бывших угнетателей и угнетенных. Так или иначе, с развалом Французского Сообщества родилось и непрерывно развивалось сообщество франкоязычных государств (наций). Начало его институализации было положено в 1960 году созданием Конференции министров образования франкофонных государств. Это был первый из официальных институтов Франкофонии. В 1961 году была создана Ассоциация университетов, использующих полностью или частично французский язык. В 1967 была образована Международная ассоциация депутатов французского языка, которая позднее была преобразована в Парламентскую ассамблею Франкофонии (фр. Аssemblée parlementaire de la francophonie, APF).

Рис. 33. Флаг с эмблемой Франкофонии. Эмблема представляет собой окружность, разбитую на 5 дуг разного цвета, которые символизируют 5 континентов Земли. Вот так! Ни много – ни мало
Рис. 33. Флаг с эмблемой Франкофонии. Эмблема представляет собой окружность, разбитую на 5 дуг разного цвета, которые символизируют 5 континентов Земли. Вот так! Ни много – ни мало

В 1969 году была проведена первая межправительственная конференция франкофонных государств в Ниамее (Нигер). В марте 1970 года там же прошла вторая Межправительственной конференции франкоязычных государств, на которой было создано Агентство культурного и технического сотрудничества (фр. Agence de coopération culturelle et technique, ACCT). Это была первая межправительственная организация франкоязычных стран. Тогда хартию ACCT подписали представители 21 государства. В 1998 году ACCT было преобразовано в Межправительственное агентство франкофонных стран (фр. Agence intergouvernementale de la Francophonie). И наконец, в ноябре 2005 года в столице Мадагаскара – городе Антананариву – прошла конференция министров франкофонных государств, которая приняла новую Хартию Франкофонии и переименовало Агентство в Международную Организацию Франкофонии, МОФ (фр. Organisation internationale de la Francophonie, OIF).

В 1986 году в Версале (Париж) был проведен 1-й саммит глав государств и правительств франкофонных государств. С 1986 года такие саммиты проводятся регулярно. Так в 2022 году в Тунисе прошел 18-ый саммит франкофонных государств. Кстати, предыдущий 17-й саммит прошел в 2018 году в Ереване (Армения).

Рис. 34. Выступление Премьер-министра Армении Н. Пашиняна в ходе торжественной церемонии открытия в Ереване 17-го саммита глав государств и Правительств Франкофонии 11 октября 2018 года
Рис. 34. Выступление Премьер-министра Армении Н. Пашиняна в ходе торжественной церемонии открытия в Ереване 17-го саммита глав государств и Правительств Франкофонии 11 октября 2018 года

В настоящее время МОФ объединяет 54 государства, в которых значительная доля или большая часть населения говорит по-французски или наблюдается заметное влияние французской культуры. Кроме того, в МОФ состоит 7 ассоциированных членов, представляющих государства и правительства, а также 27 членов-наблюдателей. Итого МОФ объединяет 88 государств и правительств. Кстати, в членах-наблюдателях МОФ числятся Грузия, Украина и вся Прибалтика.

Рис. 35. Страны – участники Франкофонии на карте мира. Темно-синим и голубым выделены действительные члены Франкофонии, голубым – ассоциированные члены, и зеленым - наблюдатели
Рис. 35. Страны – участники Франкофонии на карте мира. Темно-синим и голубым выделены действительные члены Франкофонии, голубым – ассоциированные члены, и зеленым - наблюдатели

На протяжении своего развития Франкофонное сообщество, возникшее исключительно как сообщество стран и регионов, объединенных французским языком, превратилось в международную организацию, которая пытается оказывать влияние на международные отношения в области политики, экономики, безопасности и информационных технологий далеко за пределами Франции. Насколько это влияние благотворно, нужно выяснять у специалистов. Факт тот, что Франкофонное сообщество существует и действует, а следовательно, требует изучения.

Вот и все! А для тех, кто заинтересовался темой территориальной организации Франции и ее заморских владений, скажу, что главная, на мой взгляд, проблема ее изучения заключается в том, что россиянину достаточно сложно понять логику французов, когда они отходят от своих же стандартных схем организации управления и самоуправления в область безбрежной импровизации. Тем не менее, французская модель сочетания территориального государственного управления и местного самоуправления не только интересна, но, по моему твердому убеждению, достойна заимствования и широкого применения в России. Интересны и конкретные административные институты, и институты местного самоуправления. Например, российские муниципальные образования не являются юридическими лицами, а французские территориальные сообщества являются и т.д.

Все фотографии из общедоступных источников