Владимир Сизов: «ни в коем случае нельзя считать, что ты уже всё узнал»

107 прочитали

В рамках недели преподавателя высшей школы, которая проходит в РХТУ им. Д.И. Менделеева с 13 по 19 ноября, мы поговорили с Владимиром Сизовым, доцентом кафедры химии и технологии высокомолекулярных соединений и лучшим слэмером по версии Ассоциации Science Slam в России.

Владимир рассказал о своем подходе к преподаванию, отношении к гаджетам и нейросетям, а также о популяризации науки и приоритетах для преподавателей и студентов.

В рамках недели преподавателя высшей школы, которая проходит в РХТУ им. Д.И.

От первого лица: о начале преподавательского пути

Я поступил в РХТУ им. Д.И. Менделеева на инженерный химико-технологический факультет в 2007 году. Как и большинство абитуриентов, я слабо представлял, что меня ожидает: выбор происходил по названию направления и по конкурсной ситуации (в то время еще приходилось сдавать экзамены в каждом вузе). Ближе к окончанию учебы, когда началась курсовая и дипломная работа, я понял, что меня привлекает карьера ученого, написание статей, подготовка и выступление на конференциях, анализ результатов, планирование и проектирование эксперимента.

Мне очень нравится наш университет, и я подумал, что будет интересно передать полученные здесь знания новому поколению менделеевцев. К тому же преподавание казалось чем-то романтичным: профессорский кембриджский пиджак, подготовка к лекциям, выступления перед аудиторией. Поэтому после окончания специалитета у меня не было сомнений в том, чтобы поступить в аспирантуру своего же факультета.

Во время обучения в аспирантуре я активно уговаривал заведующего разрешить мне работать со студентами не только на лабораторных работах, но и читать лекции. И вот, на третьем курсе появилась возможность стать ассистентом. Мне доверили мою первую дисциплину «Химическая физика энергонасыщенных материалов» (это как физическая химия, только еще сложнее).

После защиты диссертации я стал доцентом, и сейчас я читаю три дисциплины – добавились также курсы «Технология переработки энергонасыщенных материалов и изделий» и «Проектирование и оборудование производств энергонасыщенных материалов и изделий». Внутри специальности у меня нет особых предпочтений, мне интересно очень многое, и в случае чего я готов читать любые дисциплины. Считаю, что за две недели-месяц вполне реально к этому подготовиться, если иметь профильное образование, практический опыт в данной сфере и, самое главное, желание.

Дополнительно я отвечаю за проведение учебной практики на 3 и 5 курсах. Мы направляем студентов на ведущие предприятия отрасли, например, в Федеральный центр двойных технологий «Союз» в городе Дзержинский. И особенно здорово, когда идешь по предприятию и видишь то, что читаешь в рамках лекций, что изображено на схемах в пособиях. В этот момент паззл складывается, и студентам со знанием дела предмет тоже становится понятнее.

О дистанционном обучении

Безусловно, во время дистанционного обучения на первый план выходит уже личная ответственность человека – как студента, так и преподавателя. Выскажу немного крамольную мысль, но лично мне нравилось дистанционное обучение. Не в плане контроля знаний и практической работы: на мой взгляд, оптимальным был бы так называемый «гибридный» формат – чтение лекций дистанционно, когда можно рассказывать презентацию размеренно, в своем темпе, а студенты могут при необходимости поставить на паузу или включить запись, а также посмотреть и прослушать материал позже повторно. Недостаток здесь в том, что нет обратной связи. Но если честно, такое бывает и на обычных лекциях.

А вот контролировать качество усвоенного материала дистанционно сложно, потому что студенты активно прибегают к различным хитростям, зачастую возникают сложности в коммуникации. И лабораторные работы, безусловно, должны быть только очными, ведь мы готовим химиков-технологов, которые должны сами поучаствовать в реальном процессе, и никакие современные AR/VR-технологии этого не заменят в полной мере.

О студентах, использовании гаджетов и роли преподавателя в современном мире

Впервые студенты встречаются со мной на четвёртом курсе. Тут уже не до шуток: это их третий спецпредмет, никаких поблажек. Думаю, это тянется из собственного студенческого прошлого: вспоминаешь, как нас опрашивали, и стараешься соответствовать тем критериям. Из-за использования гаджетов внимание студента становится более рассеянным. С одной стороны, есть доступ к бесконечному объему информации – различные учебники, статьи, всевозможные публикации, можно найти всё, что угодно – и должно быть проще. С другой стороны, клиповое мышление, отсутствие усидчивости и недостаточное критическое мышление затрудняют работу с доступной информацией. Однако нельзя говорить, что гаджеты и технологии – зло, вот раньше было лучше. Нет, гаджеты должны помогать, и делают это в процессе работы и обучения. Пример – использование нейросетей, но здесь, как и везде, нужны практика и усердие.

Возможно, форма «лекция+контрольная» в ряде случаев теряет смысл, и надо искать более творческие подходы. Я иногда экспериментирую в рамках своих предметов – однажды предложил студентам сделать мини-литобзор в рамках определенной темы вместо одной из контрольных работ. Или практиковал формат мини-конференций: каждому студенту была дана индивидуальная тема для изучения, в рамках которой он должен был выступить в качестве лектора перед группой, которая затем задавала вопросы. Во-первых, так студенты получают опыт публичных выступлений, который многим пригодится. Во-вторых, это опыт работы с информацией. И, в-третьих, по крайней мере, по своей теме у человека останутся углубленные знания. Такое сложно внедрить повсеместно, отчасти из-за того, что у преподавателей не всегда есть на это время и силы. Но пытаться надо.

Преподаватель именно на своём опыте должен помогать развивать у студентов аналитическое и критическое мышление. И, конечно, творческую жилу, потому что все мы в химии должны мыслить творчески, но в рамках техники безопасности. Информации стало очень много, в том числе непроверенной. Студенты не должны бездумно зазубривать, необходимо развивать глобальное мышление, взгляд в перспективу: есть факт, из него следует наблюдение, которое приводит к определенному результату.

О самом интересном в преподавании

Для меня самое интересное в преподавании – это готовиться к лекции. Каждый год я пересматриваю лекции, чтобы добавить или убрать какую-то информацию, оптимизировать и дополнить программу. Смотря на свои первые презентации, я вижу прогресс: сейчас они стали более насыщенными и, хочется надеяться, понятными.

Мне интересен также этап контроля знаний, нравится проверять контрольные работы или принимать лабораторные. Студенты всегда найдут, как удивить, в хорошую или плохую сторону. У меня есть отдельная папка с оригинальными ответами. Я и сам оставляю свои нетленные комментарии к их контрольным работам, и кому-то это приходится по душе.

Помимо преподавания, необходимо также заниматься наукой. Это мне даже больше импонирует – совершать локальные открытия, писать статьи, выполнять научные проекты с дипломниками и аспирантами. Однако необходимо держать в балансе научную и преподавательскую составляющие своей профессии. Для современного преподавателя важно быть гибким, грамотно расставлять приоритеты.

О «Science Slam»

Преподавание и выступление на сцене – совсем разные процессы. Science Slam – это форма популяризации науки. Здесь о своих исследованиях рассказывают доступно, а не в строгих образовательных рамках теорий и определений. Нет заданий, и уж тем более никакой формы отчётности. Это мероприятие, где люди хорошо проводят время и узнают что-то новое и интересное.

Я всегда хотел популяризировать науку, и когда в 2018 году меня позвали на первый Science Slam в РХТУ, я, не раздумывая, согласился. Объектом исследования для моего первого выступления стал, конечно же, порох и возможности регулирования скорости его горения. Сама тема звучала как «Что общего у топлива и булочек?», потому что вся химия – это большая кухня, а пороходелие – это, буквально, замес хлебного теста.

Этот слэм дал толчок моей карьере в популяризации науки, если это можно так назвать. Далее были различные форматы – и «Курилка Гутенберга», и «Научный стендап» на телеканале «Культура», прочие слэмы и лекции. И вот, спустя несколько лет, меня позвали на экспериментальное мероприятие «Science on Stage» – наука на сцене, где каждое выступление – это небольшая театральная постановка. Мы работали с режиссером, дополняли выступление игра актеров, но не вживую, а в виде театра теней, это очень интересно! Вот где пригодился творческий подход.

Во время выступлений на слэмах, как и в работе, важно соблюдать баланс – очень велик соблазн уйти в сторону шуток и мемов, отодвинув науку на второй, третий план. Основное все-таки – это научные достижения каждого ученого, а все остальное – лишь увлекательная форма для передачи знаний. У меня нет одинаковых выступлений, каждое новое отличается от предыдущего. Сейчас я рассказываю на выступлениях о множестве мирных применений пороха, о которых мало кто знает. Я бы тоже о них не знал, если бы нам не преподавали это в рамках спецкурсов.

В прошлом году по совокупности заслуг меня признали лучшим слэмером по версии Ассоциации Science Slam в России. Это очень приятно, но ничего этого не было, если бы не упорная работа и самоотдача.

Важный совет

Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что бесконечность – не предел. Всегда есть куда развиваться и двигаться дальше, и ни в коем случае нельзя считать, что ты уже всё узнал. Поэтому нужно ставить перед собой новые цели – и стараться их достигать.