Разбор нового Кодификатора | Кодификатор ЕГЭ 2024

1,4K прочитали
Изображение первой страницы Кодификатора ЕГЭ от 10 ноября 2023г.
Изображение первой страницы Кодификатора ЕГЭ от 10 ноября 2023г.

Добрый день!

Не прошло и двух месяцев с начала учебного года! Наконец-то утвердили демоверсию, кодификатор и спецификацию (те три основных документа, которые задают вектор подготовки к ЕГЭ). На самом деле хочется спросить – а ничего, что выпускники уже как два месяца готовятся к ЕГЭ? Ну да ладно, вопросов много, магических фраз типа «Все, что выделено курсивом в Кодификаторе – в этом году на ЕГЭ спрашиваться не будет» - еще больше. Но не стоит так огульно подходить к этому вопросу.

Перед началом предупрежу - статья будет состоять из трех частей (полагаю, так удобнее усваивать и осознавать информацию). Давайте наберем 50-60 лайков под статьей и я опубликую следующую часть 🤝

Предлагаю проанализировать изменения по двум пунктам:

Первый пункт:

Понять и систематизировать информацию из обновленного Кодификатора на предмет «Чего точно в этом году не спросят на ЕГЭ» и что (хотя и выделено курсивом в Кодификаторе) входит в другие (более широкие по содержанию темы и соответственно об этом будут задания в ЕГЭ) – здесь буду идти конкретно в соответствии с пунктами обновленного Кодификатора.

На основе чего проводила анализ?

ФОП «обществознание» базовый уровень+ учебники, входящие в федеральный перечень. Здесь логика совершенно простая:

  • Есть учебники ФП, по которым готовимся к ЕГЭ и теперь есть новая ФОП. Соответственно, если данное положение есть в учебнике ФП и оно внесено в новую ФОП – на ЕГЭ об этом спросят.
  • Б) А вот если в учебнике ФП информации нет, но при этом появился пункт в ФОП – вот тут – ура! 🥳 (можем выдохнуть – заданий по этой теме в ЕГЭ 2024 года не будет до тех пор, пока эта информация не появится в учебниках ФП)

*ВАЖНО: задания второй части ЕГЭ носят углубленный характер, обществознание с этого учебного года – интегрированный предмет и следовательно со всеми этими нововведениями вряд ли выпускник столкнется в первой части (здесь все стандартно – главное помнить, что в заданиях первой части может быть от двух до четырех ответов), а вот во второй части – о да! И еще нам постоянно напоминают о метапредметных связях. Уловили?

Второй пункт:

Систематизировать, а самое главное понять, что необходимо знать выпускнику из новых НПА, внесенных в Спецификацию.

Итак, приступим.

1.15. Достижения современного российского искусстване будет.
(ждем новых учебников)

2.1. Кривая производственных возможностей (строить саму КПВ конечно выпускника не попросят, но в п. 2.1. есть положение «Экономический выбор». КПВ как раз отражает проблему экономического выбора, поскольку КПВ — это график, который показывает различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены в условиях ограниченных ресурсов и технологий. С проблемой выбора сталкивается каждый субъект экономической деятельности.

Значит это может встретиться в тексте и, хотя в тексте дается необходимая информация для выполнения заданий 17-20, но согласитесь – будет прекрасно, если выпускнику нужно будет просто выписать соответствующее положение из текста при ответе на 17 задание. А если с проблемой выбора выпускник столкнется в задании 19 или 20, где формулировка «Опираясь на текст и на обществоведческие знания…» И вот здесь руководствуемся принципом «Предупрежден – значит вооружен» (так как иногда совершенно новая только прочитанная информация в тексте не дает полноценной картины понимания сути задания, и выпускник «лепит» ошибки и недополучает заветные баллы. – частично будет спрашиваться в рамках проблемы выбора в экономике.

2.4. Экономические отношения и экономические интересы. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества.

Экономический интерес — это стремление человека или группы людей получить максимальную выгоду от своей деятельности в экономической сфере. Это может быть связано с получением прибыли, увеличением своего благосостояния или улучшением условий жизни. Все это мы изучаем в теме «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина». – частично будут спрашивать в ЕГЭ.

2.5. Товары Гиффена и эффект Веблена.

Товары Гиффена — это товары, спрос на которые увеличивается при росте цен на эти товары. Эффект Веблена — это явление, при котором потребители предпочитают покупать дорогие, эксклюзивные товары, считая, что они обладают более высокой качеством и престижем. Вот тут я согласна, чтобы не сбивать выпускника от темы «Рациональное поведение…» да и от выполнения 21 задания - на ЕГЭ это спрашивать не будут.

2.8 Необратимые издержки, средние и предельные издержки. Эффект масштаба производства - на ЕГЭ не будет.
Но не забываем, что в учебниках рассматриваются внутренние/внешние и постоянные/переменные издержки. – это точно будет в ЕГЭ.

2.10 Денежные агрегаты. Денежная база. Денежный мультипликатор.

Вот тут хитрая ситуация.🧐 Денежные агрегаты выделены курсивом, а денежная масса – нет, но при этом денежные агрегаты – входят в состав денежной массы, значит денежные агрегаты – спросят на ЕГЭ, а вот денежный мультипликатор -нет.

2.11 Финансовые технологии и финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы.

Финансовые технологии (финтех) — это отрасль, которая включает в себя все инновации и новые технологии, связанные с финансовой сферой. Финтех-компании могут заниматься разработкой новых финансовых продуктов и услуг, использованием блокчейн-технологий для создания криптовалют и других цифровых валют, а также применением искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа финансовых данных.
Такой информации в учебниках нет. На ЕГЭ спрашивать не будут.

Финансовая безопасность – а вот здесь смотрите: в этом же пункте «Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Цифровые финансовые услуги» - соответственно меры, при помощи которых мы себя можем финансово обезопасить или меры финансовой безопасности, которые предоставляет физическим и юридическим лицам государство – это есть и в учебниках и в ФОП, соответственно «Финансовая безопасность» - будет спрашиваться на ЕГЭ

2.13 Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации

Спорить с тем, что про информацию как фактор производства спросят на ЕГЭ, я думаю не стоит. Это прям классический вопрос, он давно рассмотрен в учебниках. Поэтому задания про то, что информация – это ресурс, про то, что она важна в современном обществе – да, на ЕГЭ спросят.

А вот - асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации - ура, нет! (в этом году – нет🙃).

Итак, на сегодня все. Если Вам понятен разбор и от него есть польза – буду признательна за ваши лайки. Пишите комментарии – всегда открыта к конструктивному диалогу!

👇 Полезные ссылки:
Мой сайт
Поддержать автора
Telegram
Youtube
Сообщество ВК
Rutube