1K подписчиков

Баркентина "Эсмеральда" теперь с обновленной пропульсивной системой.

Это был мой первый проект после переезда в Чили, и буду не честен с вами, если не скажу, что "Эсмеральда" надолго останется в моей памяти. И дело совсем не в её красоте, романтике, или парусах. Дело в трудностях, с которыми мы столкнулись во время пусконаладочных работ. Для начала вкратце познакомлю вас с этой бестией.

Из личного архива. Причал в городе Вальпараисо.
Из личного архива. Причал в городе Вальпараисо.

Начало строительства

Строительство баркентины началось в Кадисе, Испания, в 1946 году. Она должна была стать национальным учебным кораблем Испании. Во время ее строительства в 1947 году верфь, на которой она строилась, пострадала от взрывов, и корабль был поврежден. Верфь оказалась на грани банкротства. Работы на корабле были временно приостановлены. В 1950 году Чили и Испания вступили в переговоры, в ходе которых Испания предложила выплатить долги, возникшие перед Чили в результате гражданской войны в Испании, в виде произведенной продукции, в том числе еще не достроенной "Эсмеральды". Предложение было принято, и судно было официально передано в собственность Чили в 1951 году.

Что там делал я в 2023?

Удивительно, но в этом году судну исполнилось 73 года, и оно всё еще на плаву! Естественно, уже тысячу раз на судне производилась модернизация, а количество слоёв краски соответствует годам его существования. Двигательная установка достаточная мощная и включает в себя четырехтактный V-образный турбированный дизельный двигатель 12V23/30 мощностью 1920kW при 900 оборотах в минуту.

Установка целиком
Установка целиком

Нам пришел заказ на модернизацию системы пропульсии с Alphatronica 2000 на 3000. Старая система отказывалась работать, были постоянные сбои, потери коммуникации и тому подобное. Винт, вал и редуктор остались неизменными, менялась только автоматика. Модули безопасности пришлось оставить старые, так как технически заменить их на новые не представлялось возможным. Первым этапом был демонтаж старых шкафов, отключение кабельных трасс, с последующим монтажом нового оборудования.

Старая система управления пропульсией
Старая система управления пропульсией

Проблемой номер 1 была далеко на аппаратная часть. А количество экипажа на судне. Так как большинство из них были студентами, то толку от них было мало. На пространство в 3 квадратных метра приходилось 7-8 человек, которые создавали абсолютно бесполезную суету и только мешали процессу. Нормально можно было поработать в субботу и воскресенье, когда на судне оставалась только вахта. Из-за подобной суеты установка двух шкафов заняла три дня вместо одного запланированного (Фактической работы было и того меньше, снять два шкафа, просверлить новые 4 отверстия, поставить новые, закрутить болты. Готово)

Обожаю архитектуру новых шкафов автоматики. Произведение искусства, честное слово.
Обожаю архитектуру новых шкафов автоматики. Произведение искусства, честное слово.

Старый ИБП тоже пришлось демонтировать, так как срок службы батарей истек еще при Брежневе, а новая система должна иметь по архитектуре два независимых источника с автоматическим переключением между основным и аварийным.

Phoenix contact по моему мнению в топе производителей источников питания.
Phoenix contact по моему мнению в топе производителей источников питания.

Помимо замены готовых шкафов нужно было заново изготовить консоли для телеграфа и мониторов. На мостике выполнение задачи казалось довольно легкой, так как консоль была в виде тумбочки и изготовлена из дерева. Подгон панелей инструментов, протяжка и подключение кабелей не составили особого труда. Но проблема возникла ещё до того, как мы начали протяжку. По нашим замерам дистанция для RS-485/232 data кабеля была более 100 метров. А как мы знаем из умных книжек - если расстояние между трансивером и ресивером более 100 метров, то требуется усилитель сигнала. А так как мы находились на краю географии и достать нужное для этого оборудование в кратчайшие сроки не представлялось возможным, то пришлось сверлить отверстия в переборках, монтировать новые кабельные лотки, находить новые помещения для протяжки, чтобы уложиться в лимиты по длине. Сроки проекта это сдвинуло существенно, но другого пути решения проблемы на тот момент мы не видели.

Выглядело это дело не солидно, мягко говоря. Но с требованиями заказчика не поспоришь.
Выглядело это дело не солидно, мягко говоря. Но с требованиями заказчика не поспоришь.

Состав панели инструментов был следующий:

  • PCP (Propulsion control panel) или система управление пропульсией.
  • MHP (Maneuvering handle panel) в простонародье - ручка телеграфа.
  • NFU (non-follow up) вариация телеграфа - долго объяснять.
  • PIP (Propulsion indicator panel) - указатель шага винта.
  • ES (Emergency stop) кнопка аварийной остановки.
Итог сборки.
Итог сборки.

Примерно такой же сетап был смонтирован в машинном отделении, только повозились мы там очень знатно. Так как панель была изготовлена из металла, а цех подрядчика находился в нескольких километрах от причала, то на каждый замер и правку эту микроволновку приходилось отправлять к ним. Процесс подгонки инструментов занял почти два дня. Но результат вполне удовлетворил. Помимо нашего оборудования, там еще были установлены панели от генераторов Caterpillar, несколько индикаций, переключателей и кнопок. Выглядело всё довольно солидно, по сравнению со старым хламом.

Не знаю зачем, но CAT поставил на свои мониторы заглушки. Еще бы занавеской накрыли как у бабушки в деревне.
Не знаю зачем, но CAT поставил на свои мониторы заглушки. Еще бы занавеской накрыли как у бабушки в деревне.

Еще больше утомил процесс пусконаладки. В мире насчитывается всего несколько судов с функцией Full feathering (Дословно - полное оперение), соответственно система контроля достаточно уникальная в своём роде. Основным исполняющим элементом контроля винта была печатная плата, по виду ничем не отличающаяся от платы в стиральной машинке. Основное её назначение - считывание положение винта и отправка команд на разворот лопастей. Выяснилось, что карта неисправна только в самом конце пусконаладочных работ, когда судно и команда уже вовсю готовились к ходовым испытаниям. Запасной карты, естественно, не было. Пришлось отдавать её в ремонт местным повелителям паяльника и припоя, которые смогли её оживить только с третьего раза.

Заменили пару транзисторов и светодиод, который потух через 5 минут работы. Пришлось отдавать снова.
Заменили пару транзисторов и светодиод, который потух через 5 минут работы. Пришлось отдавать снова.

Заключение.

В конечном итоге всё заработало. По классике проверили полярность перед подключением модулей, замерили утечку на землю, устранили ошибки на панели, настроили регулятор оборотов, покрутили лопасти взад-вперед, выставили нулевую позицию лопастей, аварийную остановку.

С какого ракурса не посмотри - красотка!
С какого ракурса не посмотри - красотка!

Во время ходовых испытаний особых неисправностей не было, кроме помпажа турбины на максимальной нагрузке. Но проблему быстро решили, разогнались до максимума, и благополучно вернулись в порт. Команданте и экипаж счастливы, акт приёмки подписан, денежка за переработки по выходным успешно зачислены на счёт.

Всем продуктивной недели от Фандорина. Поддержать канал можно подпиской и пальцем вверх.

Это был мой первый проект после переезда в Чили, и буду не честен с вами, если не скажу, что "Эсмеральда" надолго останется в моей памяти. И дело совсем не в её красоте, романтике, или парусах.-11