Найти тему

История зеркал заднего вида: от прототипов к современности

Оглавление

Когда-то давным-давно, чуть более 100 лет назад, мир еще не знал о зеркалах заднего вида. Но прогресс не стоит на месте, и это необходимое водителям устройство постепенно стало использоваться на всех моделях авто.

Одни убеждены, что зеркала ждет модернизация и дальнейшее обновление, а другие уверены, что в ближайшие годы необходимость в них отпадет. Не будем спорить, кто прав, а поделимся с вами интересными фактами из истории появления зеркал заднего вида.

Первые упоминания в истории

Впервые о зеркалах заднего вида заговорили в начале XX века. Причем, когда именно, точно никто сказать не может, но есть 2 версии:

  1. Одни уверены, что идея принадлежит писательнице Дороти Левитт. Она в своей книге «Женщина и автомобиль» 1909 года рекомендует дамам всегда брать с собой на вождение карманное зеркальце, чтобы посматривать, что происходит сзади машины.
  2. Вторая неподтвержденная теория гласит, что впервые о зеркале заднего вида общественность узнала в 1906 году, когда это небольшое дополнение появилось на автомобиле марки Rolls-Royce.

Первый официальный случай появления зеркала заднего вида на публике зафиксирован в 1911 году на гонках «500 миль Индианаполиса». Автогонщики Рей Харрун и Сайрус Хатчке за несколько минут до старта поставили на свой Marmon Model 32 Wasp зеркало для дополнительного обзора.

-2

Позже Харрун признался, что эту идею он подсмотрел в 1904 г. у водителя двуколки, запряженной лошадью. Кто же в итоге был изобретателем зеркала заднего вида – видимо, мы так и не узнаем.

Запуск в производство

Лишь спустя десять лет после триумфальной гонки Рея Харруна, которая, к слову, закончилась его победой, в 1921 году американский изобретатель Элмер Бергер запатентовал разработку зеркала заднего вида для автомобилей. Он назвал свое устройство «COP-SPOTTER», так как, по его мнению, зеркало в салоне нужно было именно для того, чтобы вовремя увидеть полицейских.

Многие годы водители использовали только внутреннее салонное зеркало. Но с растущим потоком машин стало очевидно, что усиливать безопасность на дорогах просто необходимо. Для этого в 50-60 годы в европейских странах и США, а в 70-е годы и в СССР, появилось наружное зеркало со стороны водителя. Зеркальный элемент с пассажирской стороны установили на несколько лет позже.

Расположение зеркала заднего вида: экспериментальные и утвержденные варианты

Все мы привыкли к тому, что салонное зеркало находится над лобовым стеклом, а боковые регулируемые зеркала заднего вида – снаружи на дверях. Однако, прежде чем прийти к установленному стандарту, зеркала пробовали ставить по-разному:

  • На некоторых спорткарах салонное зеркало заднего вида располагали на панели приборов. Например, на Крайслере 50-60-х годов. Однако это место для зеркало не прижилось, так как сидящие сзади пассажиры практически полностью лишали водителя обзора.
-3

  • Иногда наружные зеркала устанавливали не на дверцах, а на передних крыльях. Особенно популярно это было в 1950-е годы, в том числе и в СССР: такая система активно использовалась на ранних Волгах. Однако эти зеркала заднего вида было неудобно регулировать, поэтому такое расположение оказалось не слишком удачным.
-4

Основные элементы зеркал заднего вида

Автомобильные зеркала состоят из 4 элементов:

  1. Корпус – чаще всего овальной или прямоугольной формы с закругленными краями без острой кромки.
  2. Отражающий элемент – прочное стекло со специальным зеркальным слоем и защитным покрытием. Качественное стекло не должно искажать цвет, сильно увеличивать / уменьшать расстояние до объектов, менять их форму.
  3. Регулировочный элемент – позволяет водителю настраивать угол обзора оптического элемента с помощью наклона отражателя.
  4. Механизм крепления – прочно фиксирует автомобильное зеркало на месте установки. Важно, чтобы крепеж был максимально надежным даже при движении по разбитой дороге.

Боковые зеркала дополнительно комплектуются механизмом складывания. Он имеет некоторое сопротивление, чтобы исключить вероятность закрытия при движении на высоких скоростях, поэтому для складывания зеркала необходимо приложить усилие.

Виды автомобильных зеркал заднего вида

Плоские

Самые первые зеркала заднего вида, которые ставили в основном на автомобили для поездок по автомагистралям. Неоспоримое достоинство плоского автозеркала в том, что через него водителю удобнее рассчитать расстояние до движущегося позади автомобиля, так как оно не удаляет и не приближает объекты.

Плоский оптический элемент чаще всего ставится в салонное зеркало и левое боковое зеркало. Это дает водителю наиболее точную передачу информации об обстановке на дороге.

Сферические панорамные

Правое боковое зеркало легковых и грузовых авто, достаточно удалено от водителя, поэтому использовать там плоские стекла – не вариант. Вместо них ставят сферические панорамные элементы, чтобы сохранить стандартный размер зеркала и получить качественный обзор. По стандартам радиус кривизны для легковых автомобилей должен быть не менее 1200 мм, а для грузовых – 1500 мм. И крайне важно, чтобы сферический зеркальный элемент имел равномерную кривизну: в противном случае может быть искажена форма отражаемых объектов и расстояние до них.

Сферические зеркала отличает одна особенность – они слегка отдаляют предметы. По этой причине на зеркалах иномарок можно увидеть надпись «Objects in the mirror are closer than they appear», или «Объекты в зеркале ближе, чем кажутся». Причем надписи обязательны для зеркал, выпущенных в арабских странах и США, чего не скажешь о зеркалах российского производства.

-5

Асферические

Асферические зеркала имеют особую форму и разделены на две зоны, чтобы обеспечить максимальный угол обзора для водителя:

  • Зона А находится ближе к водителю и состоит из сферического зеркала.
  • Зона В выгнута специальным образом (кривизна увеличивается ближе к краю зеркала), поэтому слепых зон становится меньше.
-6

У асферического зеркала есть существенный недостаток: в зоне В предметы сильно искажаются, что мешает верно определить расстояние до них. Чтобы ориентироваться было проще, на зеркало наносят черную разделительную линию. Благодаря ей отражение по мере сближения с машиной передвигается из асферической зоны в сферическую и водитель может определить реальное расстояние и форму предмета.

Дополнительные опции боковых автозеркал

  • Электропривод – для дистанционного управления зеркалами.
  • Повторители поворотов – для повышения безопасности движения.
  • Дополнительное маленькое зеркало – сокращает количество «мертвых зон», устанавливается в боковое справа от водителя.
  • Датчики слепой зоны – помогает водителю безопасно маневрировать, оповещая о присутствии другого транспортного средства в «слепых» зонах.
  • Декоративные накладки – защищают зеркало от механических повреждений и привлекают внимание к автомобилю.
  • Система подогрева – исключает запотевание зеркала, покрытие его наледью или конденсатом.
  • Тонировка – спасает глаза водителя от ярких бликов.

И напоследок добавим: если в процессе эксплуатации какой-то элемент автомобильного зеркала вышел из строя, заменить его можно только на аналогичный тому, который установил производитель. А значит, даже если вы не нашли оригинал взамен сломанного зеркала заднего вида, обратите внимание на качественные аналоги, соответствующие стандартам. Вот, например, в ассортименте NSP представлены сотни моделей зеркал для иномарок – выбирайте!