28 подписчиков

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ ДЛЯ ДЕТЕЙ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

Российский кинематограф переживает очередной этап реформирования. Проблемы повышения качества отечественных кинофильмов, вопросы расширения киносети и преодоления пиратства, изменение механизма государственной поддержки кинопроизводства, внедрение экономически обоснованных и прозрачных для всех субъектов кинобизнеса моделей распределения доходов от кино эти, в основном, задачи стоят на повестке дня госструктур, аналитиков, разработчиков. В официальных материалах о состоянии киноотрасли России постоянно подчеркивается, что с точки зрения доходной части процесс этот продолжает развиваться, а доля кассовых сборов в России постепенно приближается к уровню США, где доходы от кинопроката составляют 0,08% от ВВП.

Однако, выстраивая нормативно-правовую базу и новые организационно-экономические модели функционирования российского кинематографа, разработчики и законодатели, на мой взгляд, допускают существенную ошибку. Кинематограф, с точки зрения экономики, это не сфера создания и реализации некоего однородного продукта. Отдельные сегменты киноотрасли имеют свои специфические принципы, формы и методы работы как на стадии производства, так и в процессе реализации аудиовизуальной продукции. Условия функционирования и задачи, стоящие перед создателями и прокатчиками анимации, неигрового кинематографа, детского и юношеского кинематографа, экспериментального и дебютного кино различны и во многом принципиально отличаются от кинематографа, адресованного широкой взрослой зрительской аудитории. Внедрение единых рыночных механизмов во всех звеньях кинематографа, как и апробирование систем оценки субъектов киноотрасли по одним и тем же правилам, приводит к негативным последствиям.

Кар из фильма "КостяНика. Время лета"
Кар из фильма "КостяНика. Время лета"

В результате, в наиболее тяжелом положении оказался сегодня кинематограф для детей и юношества. Можно напомнить очевидные вещи: для взрослого человека, адаптированного в социуме, культура и искусство уже вошли в сознание, стали духовной потребностью, жизненной необходимостью. Для ребенка отсутствие контакта с искусством, выпадение несформировавшейся личности из сферы культуры даже на короткое время невыполнимая потеря на всю оставшуюся жизнь.

Вполне к месту привести здесь мнение заслуженно признанного авторитета в области детского воспитания, писателя А.А. Лиханова, президента Международной ассоциации детских фондов, председателя Российского Детского фонда, академика Российской Академии образования (статья «Что обещает детство», «Известия», 14.10.2009 г.): «Что касается России, ее казенной политики, всю жизнь поражаюсь явно выраженному непризнанию приоритета детства... В наши нынешние времена слабые знания, неразвитость, не интерес к учению, выход на первый план мнимых целей, несущественных знаний и поверхностных интересов завладевают человеком очень рано. На мой взгляд (если раннее школьное детство обычных детей еще спасаемо- только к этому спасению надо школе, да и государству в целом, приложить больше средств, больше вложить самых прямых инвестиций), то, начиная класса с 5-го, когда дети вступают в отрочество, а потом - в юность, следует уже не строить душу, а ее перестраивать, капитально ремонтировать. При этом хорошо известно, что капремонт всегда дороже нового строительства». Говоря о проблемах морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, А.А. Лиханов подчеркивает, что «ранняя греховность опрощает, выхолащивает огромные человеческие пласты, которые теряют свою историко-генетическую самоценность, не интересуются, кто они и зачем явились в этот мир... Пьющие, жрущие, бездумные и бесчувственные соискатели «хлеба и зрелищ — это всегда и только «серветеры», обслуга кого-то, зачем-то и почему- то. Но не здоровая нация, полная энергии и желания продолжать добрые дела предков во имя упрочения Отечества!.. Экономика без людей немыслима, сие сиречь азбучная аксиома. Но ведь люди, слабые и сильные, приходят во взрослость из детства. И вполне ясно, что значит «детство» важная часть не только экономики, но сегодняшней практики и завтрашней истории государства, всей российской цивилизации... Инвестиции в детство первое и краеугольное условие развития».

Кадр из фильма "Осторожно, дети!"
Кадр из фильма "Осторожно, дети!"

В последние годы на российский экран ежегодно выходит не более 8-9 детских фильмов, более половины которых полнометражная зарубежная мультипликация («Шрек», «Артур и мини- путы» и т.п.) и блокбастеры («Гарри Поттер» и др.). «Уолт Дисней Компани СНГ» недавно выпустила свой первый в России фильм «Книга мастеров». Из российских фильмов несколько игровых лент (не более двух-трех названий) и мультфильмы («Смешарики», «Гора самоцветов» и др.). Такова жанровая «палитра» детского российского экрана.

Даже в этом небольшом сегменте экранного времяпрепровождения преобладает зарубежная продукция, и, казалось бы, нет оснований для печали. Экран радует наших детей занимательными историями, хорошо, что они знакомятся с культурой других стран, с мировым киноискусством. Плохо то, что не видят они на экране культурных особенностей своей страны, не знакомятся с образами героев, для которых характерны черты их сверстников из повседневной жизни, не задумываются над жизненно важными вопросами, актуальными для подрастающего поколения. Если на широком экране нет новых отечественных фильмов, значит, дети не получают целенаправленного созидательного, пронизанного верой в завтрашний день послания. Однако именно оно необходимо молодому поколению в трудные времена. Иначе как сформировать уверенную, умную и сильную духом современную личность, обладающую твердой гражданской и нравственной позициями, которая осознает актуальность проблем своего отечества, живет традициями национальной культуры, духовными ценностями своего народа?

Стоит напомнить, что мысль о создании кинематографа для детей и юношества возникла в среде русских педагогов еще в дореволюционные годы. Педагогические и родительские общества устраивали киносеансы для детей в Петербурге, Москве, в других городах. Уже в начале XX века предпринимались попытки создания детских фильмов. После революции 1917 года детское кино выделяется в специальную область киноискусства. Оно средство воспитания подрастающего поколения, способствующее его культурному и художественному развитию.

Содержание советских детских фильмов разнообразно: в занимательной игровой форме речь идет и о событиях революции, и о семье, школе, о выдающихся людях искусства, науки и техники. К детским фильмам относились экранизации классических произведений литературы или фольклора. В 1926-1929 годах было выпущено 25 детских художественных фильмов, а в конце 1920-х выходят и первые отечественные детские мультфильмы. Самостоятельной отраслью документальной кинематографии становится детская кинохроника. В 1936 году была создана киностудия «Союздетфильм», а в 1959-м при киностудии «Мосфильм» организовано Объединение детских фильмов, выпустившее такие известные и полюбившиеся молодой аудитории киноленты, как «Каток и скрипка» (1961 г., реж. А. Тарковский), «Друг мой, Колька» (реж. А. Салтыков и А. Мит- та), «Алые паруса» (по А. Грину, 1961 г., реж. А. Птушко) и многие другие. С 1964 года Киностудия им. М. Горького начинает постоянно выпускать детские и юношеские фильмы.

К моменту перехода кинематографа на новую модель функционирования (начало 1990-х годов) отечественные киностудии ежегодно выпускали 20-25 полнометражных художественных кинофильмов для детей и юношества (без учета анимации). Создание этих фильмов осуществлялось на основании единого тематического плана, формируемого с учетом предложений киностудий, а финансирование и выделение ресурсов производилось по особым нормативам, учитывающим специфику детского кинематографа (повышенные затраты, более длительные сроки производства, увеличенный коэффициент расхода пленки и пониженная выработка полезного метража в съемочную смену).

К сожалению, введенная в практику кинематографа в те годы модель, а также все последующие нормативно-правовые акты, включая проводимые ныне преобразования, не предусматривают для производства детских фильмов таких механизмов, которые позволили бы этой области киноискусства полноценно существовать и развиваться. В результате производство фильмов для детской и юношеской аудитории осуществляется на протяжении последних 20 лет бессистемно - в порядке отдельных частных инициатив, и, можно сказать, даже вопреки действующей системе.

Справка: По данным «Бюллетеня кинопрокатчика» (за апрель-май 2010 г.), в числе самых кассовых релизов киногода 2010 присутствуют следующие детские фильмы: «Алиса в стране чудес» (США), «Как приручить дракона» (формат 3D, США), «Перси Джексон и похититель молний» (США), «Принцесса и лягушка» (США), «Элвин и бурундуки» (США), «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (формат 3D, Россия), «Артур и месть вурдалака» (США), «Зубная фея» (США), «Новые приключения Аленушки и Еремы» (Россия).

Кадр из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадр из фильма "Алиса в стране чудес"

На студиях России в нас- время находятся в производстве (предсъемочные периоды, съемочный и монтажно-тонировочный периоды) следующие фильмы, предназначенные для детской аудитории: «Иван- царевич и серый волк», «Хозяйка медной горы», «Гора самоцветов 10», «Три богатыря и шамаханская царица», «Сказка есть».

Есть ли пути решения проблем, связанных с развитием отечественного игрового кинематографа для детей и юношества? Следует признать, что область экономических интересов прокатчиков, владельцев кинозалов, телевизионных компаний и инвесторов вообще никоим образом не затрагивает детское кино. Причины очевидны: цены на кинобилеты низкие, аудитория ограничена, доходы от телерекламы меньше, чем в праймтаймовые промежутки, а «головной боли» с привлечением рекламного продукта и его продвижением значительно больше... При этом существовавшие до введения в действие Налогового кодекса (последняя редакция) льготы при налогообложении прибыли, связанные с инвестированием средств в кинопроизводство и реально позволявшие продюсерам обеспечить финансирование целого ряда детских кинопроектов, отменены. Выделение же бюджетных средств на поддержку производства и проката детских кинолент осуществляется Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с единым для всех отраслей экономики Федеральным законом от 05.04.2013 N 44

Кадр из фильма "Календарь ма(й)я"
Кадр из фильма "Календарь ма(й)я"

В этой ситуации, без создания для продюсеров, инвесторов и прокатчиков специальных, законодательно оформленных экономических стимулов, направленных на увеличение производства и расширение проката детских кинофильмов и телепрограмм, обеспечение их жанрового разнообразия, ни о каком решении проблем детского кино говорить невозможно.

В соответствии с последними решениями правительства Российской Федерации финансовую поддержку детских кинопроектов (равно как и дебютов, анимации и неигровых фильмов) должно осуществлять Министерство культуры. Выделенные на эти цели средства позволяют обеспечить каждый детский проект бюджетными ассигнованиями в размере не более 30-32 млн рублей (остальные 30% сметной стоимости продюсер обязан найти самостоятельно). При этом все единодушны в том, что программам и фильмам для детей недостает жанрового разнообразия - нет музыкальных произведений, комедий, фантастических фильмов, увлекательных сказок. Но как раз эти-то жанры и относятся к разряду дорогостоящих, производственная себе стоимость которых никак не может быть ниже 45-50 млн рублей:  их производство требует яркого художественного оформления, применения спецэффектов, технических средств и привлечения высококвалифицированных кадров. Следует также напомнить, что срок производства фильмов с участием детей (время - один из основных затратообразующих факторов) превышает продолжительность постановок других картин аналогичной сложности как минимум в полтора раза.

Кадр из фильма "Каток и скрипка"
Кадр из фильма "Каток и скрипка"

Серьезной проблемой кинематографа для детей и юношества является также отсутствие необходимой системы проката, как на первичных, так и вторичных рынках. Крупнейшие компании, располагающие собственной киносетью и солидными финансовыми возможностями, не занимаются прокатом детских лент. Дистрибьюторами таких фильмов выступают предприниматели малого и среднего бизнеса, у которых отсутствуют собственная сеть сбыта, рычаги воздействия на кинопоказчиков и система контроля. Такие компании в основном осуществляют свою деятельность за счет финансовой поддержки государства, затрачивая на рекламу минимальные средства и заказывая небольшие тиражи фильмов (20-50, а в лучшем случае не более 100 копий). Таким образом, детская киносеть как отдельная структура кинопоказа в стране не функционирует и говорить о массовом прокате кинолент для детей и юношества не приходится.

Не менее сложно обстоит дело с детской и юношеской кинопродукцией и на телевидении. Телевизионные каналы, даже специализированные, практически не заказывают фильмы для аудитории этого возраста, а готовые киноленты с громадным трудом находят место в сетке телевещания.

Кадр из фильма "Друг мой Колька"
Кадр из фильма "Друг мой Колька"

Те же экономические проблемы присущи и киностудиям. Производственно-технологические базы, действуя в рыночных условиях, экономически не заинтересованы оказывать услуги на льготных условиях продюсерам национальных детских фильмов. Существовавшая в до перестроечный период производственная база детского кинематографа Киностудия им. М. Горького (с ее бывшим Ялтинским филиалом) в настоящее время не ориентирована на создание этого вида фильмовой продукции.

Все сказанное, да и многое другое, привело к тому, что для творческих работников создание фильмов для детей и юношества стало делом крайне непривлекательным материально и престижно невыгодным.

И, как производное, подготовкой сценаристов, режиссеров, работников второго творческого звена с ориентацией их на сферу детского кино никто давно не занимается, поскольку это связано с невостребованностью таких кадров. А кинематографическое сообщество, изредка проводя мало результативные круглые столы по проблемам детского кино, по сути отстранилось от этих вопросов.

В итоге ситуация, сложившаяся вокруг отечественного детского кино, без преувеличения катастрофична. К тому же помощь государства кинематографу для детей и юношества практически сведена к нулю. В апреле 2008 года в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «О мерах государственной поддержки кино и театра для детей и юношества». Тогда, в результате всестороннего обсуждения, были приняты рекомендации правительству, культуры, Министерству связи и массовых коммуникаций, органам власти субъектов Российской Федерации.

на съемочной площадке
на съемочной площадке

В основу рекомендаций легли разработки, подготовленные президентом Фонда Ролана Быкова А.Н. Медведевым и автором этих строк. Программа поддержки детского кино должна включать:

· введение экономических стимулов для продюсеров, инвесторов и прокатчиков, направленных на увеличение производства и расширение проката детских кинофильмов и телепрограмм (прежде всего - право инвестирования средств в создание и реализацию фильмов для детей за счет прибыли с соответствующим снижением налогооблагаемой базы);

· возобновление практики государственного заказа на производство и прокат фильмов для детей и юношества;

· ежегодно (при формировании открытых конкурсов по выбору исполнителей работ по реализации проектов национальных кинофильмов с полной государственной финансовой поддержкой) производства не менее 10 названий игровых кинофильмов, в том числе трех сложнопостановочных, предназначенных для детской аудитории;

· формирование специальных групп экспертов, рассматривающих проекты создания детских фильмов при господдержке, с включением в их состав педагогов, литераторов, режиссеров, продюсеров, представителей общественности и др., занимающихся воспитанием, образованием подрастающего поколения, созданием детских фильмов и телепрограмм;

· создание специализированной кинопрокатной организации (с государственным участием) по продвижению на экраны и в видеосеть фильмов, предназначенных для детской и юношеской аудитории;

· расширение сети государственных специализированных детских кинотеатров;

· введение квот на обязательный показ фильмов для детской аудитории;

· ежегодное проведение Всероссийских конкурсов на лучший сценарий фильма для детей и юношества;

· включение в число номинаций Национальной академии кинематографических искусств и наук России номинации «Лучший детский фильм» и др.

Реализация предложенных мер, осуществляемых в пределах установленных государством лимитов бюджетного финансирования за счет перераспределения средств в пользу детского кинематографа, позволила бы в самое ближайшее время сдвинуть дело с мертвой точки. Но главное, чтобы подходы к решению этих проблем носили системный характер: от создания законодательной базы, от штучной работы по отбору проектов, получающих государственное финансирование, предоставляемое по особым нормативам, до механизмов государственной поддержки продвижения детских фильмов в киносети и на телевидении, до подготовки творческих кадров нового поколения. Пока же принятые рекомендации никакого отклика, а тем более практической реализации, не получили.

Конечно, винить в этом можно и объективные причины, которые всегда есть и будут, но они существуют для того, чтобы убедительно оправдывать такие негативные человеческие качества, как слабость, пассивность, абсолютную недальновидность и равнодушие.