В этой статье я специально собрал и агрегировал информацию о наиболее часто используемых механизмах обмана, которые используют различные негативные элементы в целях своего обогащения. Это, можно сказать, так называемая база, вокруг которой в основном строятся мошеннические сценарии. Вариаций подобных сценариев может быть огромное множество, но сам механизм действия в нем будет, как правило одним, и тем же или очень похожим. Так что, читайте, запоминайте и не попадайтесь. Итак...
1. «После» не значит «вследствие».
Суть этого механизма сводится к тому, что благоприятное для жертвы развитие событий мошенник приписывает исключительно своим навыкам, связям или иным заслугам.
НАПРИМЕР, местный великий комбинатор предлагает за определенную мзду пристроить незадачливого абитуриента в престижный ВУЗ. При этом, как он утверждает вы ничем не рискуете, так как в случае неудачи он обещает вернуть вам все деньги. Самое интересное, что получив деньги, мошенник не будет предпринимать никаких действий. Он просто будет ждать результатов поступления абитуриента на общих основаниях. Если "заказчик" не поступил, то ему «честно» возвращают деньги. А вот поступивший абитуриент остается в полной уверенности, что поступил ВСЛЕДСТВИЕ того, что заплатил.
2. Ассоциация по смежности
Суть этого механизма в том, что некоторые объекты (люди, вещи, события) ошибочно считаются взаимосвязанными, поскольку они находятся рядом в пространстве или во времени.
Например, когда подлинность одного предмета переноситься с помощью нехитрых манипуляций на другой. Допустим, жертве предлагают купить в сомнительном месте ювелирное изделие (цепочку) . После тщательного изучения ювелирной пробы на замочке, жертва убеждается в ее "подлинности". Только фокус состоит в том, что тот самый настоящий золотой замочек с самой настоящей пробой припаян к поддельной цепочке. Поскольку замочек и цепочка – ВМЕСТЕ, у жертвы возникает доверие и сомнения в подлинности предмета улетучиваются.
Еще пример: мошенник, представившись сотрудником какого-нибудь государственного учреждения, обещает уладить некое дело (за деньги, разумеется) и назначает встречу прямо в холле того самого госучреждения. На глазах жертвы он спускается к ней в холл со второго этажа, мило улыбается и ведет себя максимально естественно, как будто бы находиться в абсолютно естественной для себя среде. Еще раз подтверждает ваши намеренья, берет деньги, обнадеживает, велит зайти завтра и поднимается обратно. На самом деле в данном госучреждении он не работает, а зашел в здание так же как и жертва под видом посетителя. Но жертва уверена в обратном, поскольку встретила «сотрудника» непосредственно на месте его работы.
3. Повышенная мотивация
Пожалуй, самый плохой сценарий, ведь если человек очень сильно хочет чего-либо, он может решиться для достижения своей цели почти на все. При этом он отказывается замечать даже очевидный обман.
ПРИМЕР: некая фирма или "знакомый знакомого" распространяет «чудодейственный» препарат для похудения (от облысения или просто от всех болезней). Желающие похудеть раскупают препарат, осознавая при этом, что цена астрономическая, что фирма неизвестная, а препарат почему-то похож на вкус на обычный мел. Но их желание похудеть настолько сильно, что, несмотря на все сомнения, препарат все равно покупают. К тому же его активно рекламируют лидеры мнений (смотрите мою статью "Почему мы становимся жертвами мошенников"). А если чудо препарат в конечном итоге не срабатывает мы не самым охотным образом признаемся в своей глупости и не идем жаловаться в соответствующие органы.
Повышенную мотивацию вызывает также дефицит (реально существующий или искусственно созданный) неких товаров или услуг.
НАПРИМЕР, ожидается единственный в вашем городе концерт очень модной в данный момент знаменитости, и много желающих на него попасть, а билетов – строго ограниченное количество. Пользуясь этим, мошенники продают с рук или через интернет поддельные билеты.
4. Слабая ориентировка в ситуации
В незнакомой ситуации (чужой город, незнакомые люди и т.п.) человек, зачастую, не знает, как себя вести. Этим могут воспользоваться мошенники.
Самый простой и очевидный пример , хотя это и не совсем мошенничество - это повышенные цены на такси для приезжих. Возможно вы удивитесь, но я до сих пор вижу на вокзалах, у аэропортов и у оживленных станций метро людей, которые не пользуются услугами агрегаторов такси. И над такими бедолагами как коршуны слетаются не самые честные таксисты.
Еще один КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР, но уже с примесью криминала: специализация на кражах со свадеб. Согласитесь, на данном мероприятие мы часто не знаем примерно половину приглаженных гостей. Ну и вот: Родственники жениха считают обаятельного мошенника родственником невесты, а родственники невесты – наоборот. Пока ситуация не выяснилась, мошенник выносит со свадебного стола дорогие напитки и деликатесы, а если повезет, успевает покопаться в подарочных конвертах или вынести небрежно оставленные на столах мобильные телефоны. В лучшем случае, мошенник может просто заглянуть "на огонек" чтобы просто бесплатно перекусить.
5. Использование сильных эмоций.
Если человек испытывает действительно сильные эмоции, у него практически полностью пропадает критичность и способность трезво оценивать ту или иную ситуацию.
И одна из самых сильных эмоций – страх. Именно поэтому мошенники любят запугивать своих жертв.
Здесь будет также классический ПРИМЕР: строгий голос по телефону говорит, что ваш сын (муж, брат, сестра, отец, внук... – нужное подчеркнуть) совершил неумышленное убийство (попал в дтп, ударил сотрудника полиции при исполнении...) и, чтобы «замять дело», нужно срочно заплатить. Причем, заплатить настолько срочно, насколько это возможно, пока не приехало начальство. Испуганная судьбой родственника жертва названивает сыну, но тот на звонки не отвечает. Жертва, уже в полной панике, приносит деньги в условленное место, а потом выясняется, что никакого убийства не было, а сын не отвечал на звонки, потому что был на лекции…
К запугиванию также прибегают «целители» и «пророки», всех мастей, а также цыгане. Они с легкостью (без анализов и медицинского оборудования) «обнаруживают» у жертвы страшные болезни, сглазы, проклятия и разного рода прорехи в ауре (срочно нужно почистить!). А когда жертва как следует испугается, соглашаются все это вылечить (за большие деньги и несколько сеансов). Касалось бы очевидный обман, но на практике многие этому верят и наше телевидение, благодаря всевозможным телешоу про экстрасенсов этому способствует, а жулики продолжают торговать надеждой.
6. Использование благородных мотивов
Для получения выгоды мошенники используются не только человеческие пороки и слабости, но и самые лучшие человеческие качества: доброта, отзывчивость, альтруизм.
Примером таких ситуаций могут служить разного рода попрошайки. Не стоит обольщаться на их счет – многие из них богаче нас. Зачастую, это поставленный на широкую ногу бизнес контролируемый ОПГ.
Другой, еще более изощренный и технологически продвинутый пример – сбор пожертвований через Интернет. Сценарий в этом случае обычно такой: в сети появляется фотография грустного ребенка с душещипательной историей о его смертельной болезни и необходимости дорогостоящего лечения. Далее всех призывают перечислять деньги для его лечения на счет №***. На деле же оказывается, что никакого больного ребенка нет, а 12 счет №*** принадлежит мошенникам.
К несчастью, больные дети, нуждающиеся в лечении, действительно есть. И есть люди, готовые им помочь. Как же можно быть уверенным, что перечисленные деньги на самом деле собирают для больного ребенка? Очень просто. Если это не мошенники, они вряд ли будут скрывать домашний адрес ребенка и/или контактный телефон. Постарайтесь связаться (через тот же Интернет) с Центром социальной защиты по месту жительства больного ребенка. Если тяжело больной ребенок действительно есть, в местном Центре соцзащиты о нем знают. Проще говоря, проверяйте информацию по официальным каналам.
7. Дефицит времени.
Мошенники могут создавать ситуации дефицита времени, когда жертва просто не успевает обдумать ситуацию.
В качестве примера можно привести разного рода уличные лотереи – люди спешат по своим делам и у них нет времени разбираться, в чем здесь подвох. ДРУГОЙ ПРИМЕР – мошенническая продажа квартир. Покупателю предлагают купить квартиру по очень низкой цене напрямую и оформить сделку не обращаясь в агентство (якобы так выйдет быстрее и дешевле). При этом жертве объясняют, что цена такая низкая потому, что часть суммы обязательно нужно уплатить авансом и наличными. Дескать, крайне срочно нужны большие деньги – родственник попал в аварию, и, если операцию не оплатить послезавтра, он умрет. Поэтому жертве (в качестве «жеста доброй воли») оставляют ключи от квартиры, все документы на нее и даже паспорт владельца и слезно умоляют сегодня-завтра уплатить аванс, а переоформлением документов заняться позже. За эти день-два жертва не успевает выяснить ничего о квартире и ее владельцах, но, соблазнившись низкой ценой, вносит задаток. После чего мошенники исчезают, документы на квартиру оказываются фальшивыми, а настоящие владельцы квартиры знать ничего не знают ни про какой аванс. Иногда по похожей схеме в крупных туристических городах пересдают квартиры приезжим.
8. Непроверяемые ссылки.
Чтобы вести жертву в заблуждение мошенники приводят непроверяемые «доказательства» своей правоты и добрых намерений
Есть несколько вариантов непроверяемых ссылок:
Отсроченная выгода. Жертве предлагают вложиться сейчас, а прибыль обещают потом. Классический пример: жертву принимают на работу с испытательным сроком, обещая большую зарплату(после испытательного срока, конечно). Желая успешно пройти испытательный срок, жертва работает не покладая рук. Затем очень удивлённого сотрудника увольняют, придравшись (или даже подставив) к какой-то мелочи и не заплатив. И начинают искать новых бесплатных работников на «испытательный срок». Этому сценарию, как правило, подвержены социально незащищенные слои населения.
Посторонний авторитет. Мошенник может ссылаться на некое авторитетное лицо или организацию: «Минздрав признал наши пилюли самым современным средством для лечения энергетического вздутия кармы!». Иногда вам даже могут предъявить копии лицензий, сертификатов и доверенностей вполне себе известных и уважаемых организаций, только вот к вашему случаю они скорее всего будут иметь весьма отдаленное отношение только на уровне ассоциаций.
Ссылка на отсутствующих лиц. Мошенник ссылается на неких знакомых жертвы, якобы действуя по их поручению. Пример: «Я коллега вашего мужа. Он просил принести ему его рабочий ноутбук. У нас на работе сейчас будет презентация, а все рабочие материалы у него на компьютере…»
Ссылка на подставных лиц. Мошенник часто действует не в одиночку, а использует подставных лиц для заманивания потенциальной жертвы, вызывания у нее азарта (посредством элементов соревновательности), или получения якобы «независимого» мнения. Классический пример: бригада наперсточников, один из которых собственно манипулирует с наперстками и шариком, а другие под видом случайных прохожих привлекают жертв, демонстративно выигрывая.
9. Использование технических средств.
Механизм сравнительно новый, однако крайне быстро развивающийся и самый актуальный на данный момент.
Технические средства очень часто позволяют мошенникам избегать прямого контакта с жертвой, сохраняя свою анонимность. Кроме уже упоминавшихся сборов пожертвований, в Интернете широко распространены программы-блокеры, подменные сайты, фейковые приложения. Также мошенники активно используют социальную инженерию чтобы получить доступы к вашим интернет ресурсам (почте, аккаунтам в социальных сетях, интернет банку и прочее).
Об этих механизмах обмана мы обязательно поговорим с вами в следующих статьях на этом канале. Подписывайтесь и не забывайте ставить лайки...