«Зоопарк в твоей голове, 25 психологических синдромов» Разоблачение гуру

Химеры от мира психологии из масс-маркета

Объем: 304 страницы

Химерический облик современной психологии очень созвучен этому рекламному сборнику статей от «популярных» авторов, где каждый специалист сверстал что-то типа самопрезентации на заданную тему, дабы мотивировать восторженного Читателя пойти и прикупить их личный контент уже в индивидуальном исполнении. Подобно химере «Зоопарк в голове» состоит из разного рода «профессионалов», временами просто дискредитирующих свою область компетенции, а часто и покушающихся на вполне себе научную и доказательную психиатрию. Это не просто наивный поверхностный контент, но и попытка присвоить тарологам/магам/рунологам реальную степень научности, на которую и сама психология объективно претендовать не в состоянии.

Химеры от мира психологии из масс-маркета Объем: 304 страницы Химерический облик современной психологии очень созвучен этому рекламному сборнику статей от «популярных» авторов, где каждый специалист

«Ни один книжный проект последних лет не собирал на своих страницах столько громких имён. Прежде всего – имён в области популярный психологии», - торжественно объявляется нам в предисловии. И на мой вкус, 25 коротких эссе от лидеров этого безмерно прибыльного около магического рынка прекрасно демонстрируют запертых в клетках зоопарка саморазвития дойных животных, за которых своих потребителей держат «коучи», «мастера» и «специалисты».

Клетка №1: Вопиющая антинаучность

Поскольку книга носит исключительно рекламный характер и предполагает ознакомление с демо-версией разных популярных Авторов, никакого логического отбора (кроме коммерческого) в издании нет. Просто какие-то люди, пожелавшие оказаться на этих «жёлтых страницах» рассказали, что они думают о мультике «Русалочка» (об этом ниже вместе с Фрейдом), и продемонстрировали свое поверхностное восприятие шикарного романа «Портрет Дориана Грея» (если что эта книга не о физиологическом старении, а о душевном уродстве), откуда были выкрадены образы для наименования синдромов для «зоопарка». Но отдельного внимания заслуживают не литературные имена, похищенные для красивой подачи, призванной заменить содержание, а собственные регалии этих, блин, специалистов:

Роман Доронин: психолог, РУНИЧЕСКИЙ КОУЧ, мастер (нет, не над монетой) трансформационных бизнес-игр

Виктория Ахмедянова: ТАРОЛОГ, коуч, автор обучающего курса для мастеров (нет, не над монетой) Таро

У них там в голове не происходит когнитивного диссонанса? А у составителей зоологического сборника? Или деньги в зоопарке уже не пахнут? Можно ли одновременно быть психологом и на полном серьезе гадать на рунах?! Но эти «специалисты» из мира потустороннего не чуть не смущаются:

«Я смогла, и сегодня я – самый дорогой таролог в России и обожаю свою работу», - гордо заявляет Ахмедянова. Участники «Битвы экстрасенсов» даже не мечтали оказаться в книжке по психологии, а вот Виктория смогла. И если верить картам, эта подлая подмена понятий, когда гадание на таро ставится в один ряд с психотерапевтическими и даже психиатрическими методами работы (здесь и про вполне реальный диагноз СДВГ будет статья вперемешку с гадалками), принесет кучу легких денег — стоит только закрыть глаза на мораль и отдать текст в печать.

Клетка №2. Рекламный буклет по цене содержательной книги

Думаю, никто не будет отрицать, что одна из основных целей любой профессиональной деятельности — получение прибыли. Это прекрасно знают издатели «Зоопарка», но еще лучше это известно его «смотрителям». Поэтому описание синдромов то и дело прерывается рекламными паузами:

«И тут я вспомнил про книгу моей жены, Елены С.», - подмигивает нам один специалист. Обязательно покупайте.

«Для того чтобы не допустить развития синдрома пустого гнезда и вовремя заметить ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ проблемы, нужно проанализировать свою семейную жизнь (подробнее о базовых ценностях КАЖДОЙ семьи я написал в книге...), - подталкивает КАЖДУЮ семью с ЛЮБЫМИ ДРУГИМИ проблемами к приобретению последней надежды на спасение в твердой обложке следующая специалистка.

И красной нитью. Через весь текст. Неважно, что там с вами. Родители денег не дают? «Нарциссически-грандиозное Я?» Пригорела яичница?

«Обратитесь за консультацией психолога»

Клетка №3. Небрежный подход к работе = пренебрежение к своим читателям

Еще более меня печалит отношение психологов к своей потенциальной пастве и неспособность (а может и нежелание - и так проглотят) не противоречить, нет, не здравому смыслу — это уже слишком оптимистичный запрос, а хотя бы самому себе на отрезке в 8-10 страниц. Например, титулованному Лабковскому, толстенную книгу которого случайно удалось прочитать даже мне (пока ждала подругу в салоне красоты) - текста в ней было также мало, как и смысла, достался «синдром уточки»:

«Перестать смотреть исключительно в спину идущего впереди и сравнивать себя только с ним. Да, ему дано больше, чем тебе, но позади тебя хватает людей, рядом с которыми ты – настоящий Илон Маск. Не можешь избавиться от лишних 7 кг? Посмотри на тех, кто всю жизнь пытается сбросить 47», - призывает Лабковский сравнивать себя с «худшими из худших» (хотя это в принципе субъективное воззрение, возможно, эти 47 кг лишние только по мнению психолога).

«Главное, что нужно понять, – нельзя сравнивать себя с другими людьми. Только с самим собой», - увещевает нас всё тот же Лабковский через пару абзацев.

Автор заблудился в собственной концепции или в ее отсутствии? Может, это просто пренебрежение к своим Читателям? По мне так и то, и другое.

«Он столько работает! Иногда приходит поздно, как в тот день. А я уже сплю может, это тоже его злило? Что он вкалывает, а я ОТДЫХАЮ?…. Ему не понравилось, что я ЗАДЕРЖАЛАСЬ НА РАБОТЕ», - очередные «три сосны» от следующего специалиста, у которого в кресле сидит то отчаянная домохозяйка, то заядлая трудоголичка в одном лице.

«Некоторые мои коллеги психологи устраивают для пациентов ситуативно депрессивные экскурсии в морг или хоспис», - делится психологическими методами другой профи, чьи воззрения (на мой взгляд) находятся где-то за гранью человеческой этики. Так можно и на кладбища походить, могилы пораскапывать. А чего бы и нет? И терапия и физическая активность на свежем воздухе.

Уважаемые доктора, пожалуйста, не пускайте эти аморальные «экскурсии» в морги и хосписы — это не зоопарк. Оставайтесь профессионалами и людьми. Спасибо.

Клетка №4. Манипулятивная интерпретация

Автор художественных текстов волен интерпретировать события и понятия, как ему вздумается, и при этом никому не навредить. Но люди, претендующие на некую экспертность и считающие возможным давать универсальные рекомендации незнакомцам на основе собственной поверхностной интерпретации книг/фильмов/популярных цитат из интернета скорей напоминают священников, чем ученых. И своей категоричной непогрешимостью тоже.

«Вспомните диснеевскую версию «Русалочки» – она обретает ноги (как символ сексуальности по сравнению с хвостом. Русалка – инфантильная сексуальность: манит, соблазняет, но полноценных отношений взрослых людей с ней не построить)», - пишет следующая специалистка, и где-то в кустах хохочет Фрейд. Я тоже нервно хохочу, потому что представить себе более невинный мультик, чем «Русалочка» просто невозможно, а исходная книга таки и вообще не о женской сексуальности.

«Лучше попробовать и жалеть, чем жалеть, что не попробовал. Или, переводя на язык маркетинга: лучше купить и жалеть, чем жалеть что не купил», - утверждает очередной, как он сам себя отрекомендовал, «мастер» (на этот раз точно над монетой) и по совместительству, вероятно, торговец с турецкого рынка Юрий Мурадян. Очевидно, что купить стоит контент Автора… Покупай, а то пожалеешь!

«Жизнь Ульяны снова стала похожа на увлекательную игру», - передает привет и наилучшие пожелания Стивену Карпману Сергей Грабовский. Я присоединяюсь!

Клетка №5. Вам ВСЕМ нужна помощь

Как маркетинг убеждает среднестатистического человека, что с ним что-то не так, чтобы принудить его потреблять всякие товары типа гор декоративной косметики, бадов и брендовой одежды, так и психологи уверяют, что без их книг/курсов/консультаций/треннингов мы пропадем. В крайнем случае, засохнем от скуки. Ну а что? Даже в церкви за психологическую поддержку и утешение берут деньги (свечками), не говоря уже о мастерах таро, о стоимости услуг которых мы многое узнали из этого разностороннего психологического издания.

Справедливости ради, должна отметить, что часть Авторов не вызывает бурного негатива, ибо без перекосов транслирует милые банальности, очевидные для любого адекватного человека. Типа уважай себя и других. Не наступай себе на горло. Не кушай после 6 вечера. Шутка.

Во мне теплится надежда, что практикующие психологи все-таки выбрали свою профессию не из-за моды (не в гадалки же идти), и не из-за денег, а из-за высочайшей степени гуманизма и эмпатии. Действительно есть люди, которым требуется психологическая помощь, которую, кстати, они могут получить и по ОМС, минуя звездные тарифы мастеров по таро и именитых специалистов и коучев.

«Зоопарк в голове» я могу рассматривать в лучшем случае как развлекательное издание, ставящее своей задачей «продвинуть» адептам масс-психологии новых гуру и мастеров над монетой. Лично меня подобные тексты, транслирующие подобные взгляды на реальность, вдохновляют исключительно на аргументированную критику. Надеюсь, альтернативное мнение будет полезно людям, желающим «жить осознанно» и «разобраться в себе».

А тем, кто устроен также просто, как я, и самонадеянно полагает, что уже в себе разобрался, рекомендую почитать что-нибудь содержательное, Роберта Сапольски, например, который точно знает, что не во всех наших бедах виноваты детские психотравмы, нанесенные эгоцентричными родителями.

Приятного чтения!

#психология #саморазвитие #зоопарк в твоей голове 25 психологических синдромов #литература #чтение #наука #нон-фикшен #что почитать #книжный блог