На Основной сцене Театра Моссовета состоялась премьера спектакля «Пиковая дама» по одноименной повести А. С. Пушкина в постановке заслуженного артиста России Игоря Яцко. В следующем году исполнится 225 лет со дня рождения поэта, в связи с чем театр решил приурочить к этой дате одну из своих премьер текущего сезона.
Инсценировку к спектаклю создал молодой драматург Роман Козырчиков, а режиссер Игорь Яцко выпускает на моссоветовской сцене уже второй спектакль с народной артисткой России Валентиной Талызиной – в начале прошлого года состоялась премьера спектакля «Волки и овцы» по одноименной пьесе А. Н. Островского.
С первых минут начала спектакля зритель попадает в атмосферу Петербурга с его мистикой и карточной игрой, которая, кажется, развеяна по воздуху. Сценография создана Натальей Авдониной, которая воплотила на сцене дух города с состоянием некого напряжения, тяжелыми и чугунными мостами через реки и каналы, проезжающими каретами и даже куклами. На сцене появляется даже еще один персонаж – граф Сен-Жермен (Виктор Гордеев), который за много лет до происходящих событий открыл графине Анне Федотовне (народная артистка России Валентина Талызина, графиня в молодости – Ксения Хаирова) знаменитую тайну трех карт: тройка, семерка, туз.
Вокруг графини Анны Федотовны и разворачивается действие – именно она станет «искушением» для военного инженера Германна (Станислав Бондаренко). На протяжении всего спектакля он пройдет стадии взросления от нерешительного юноши до азартного игрока, который поставит на кон не только материальные ценности, но и свою любовь. Во время просмотра спектакля Германн вызывает разную палитру чувств: от ненависти к нему до полного сочувствия. Его особенно становится жаль в последнем танце с прекрасной и элегантной Лизаветой Ивановной (Ксения Комарова), в котором посредством пластики и движений очень точно переданы все эмоции и переживания героев – отдельная благодарность хореографу Рамуне Ходоркайте.
До чего же прекрасна Валентина Илларионовна в этой роли! Стать, необыкновенное чувство юмора, строгость, женственность и чарующая внутренняя сила, которой захотел обладать Германн. Именно такой созданный ею образ ассоциируется при прочтении повести Пушкина.
Игорь Яцко использует в спектакле интересные и необычные световые приемы (художник по свету Сергей Скорнецкий), а особое внимание уделяет музыке. В «Пиковой даме» участвует фортепианный квартет в составе: Дмитрий Берлизов, Татьяна Бреславская, Сергей Пантелеев, Елена Федотова. Также звучат прекрасные романсы Михаила Глинки и Петра Булахова на стихи А. С. Пушкина и Д. В. Давыдова, дуэт Лизы и Полины из одноименной оперы П. И. Чайковского. А костюмы Вадима Андреева не только переносят зрителей в пушкинскую эпоху, но и заставляют мыслить и сопереживать согласно тому времени, дают возможность прикоснуться к эпохе «золотого века» русской культуры.
Голосом графини Анны Федотовны несколько раз доносятся строки из разных стихотворений Александра Сергеевича, словно останавливая время и заставляя опомниться и задуматься:
Не для житейского волненья,Не для корысти, не для битв,Мы рождены для вдохновенья,Для звуков сладких и молитв.