Найти тему

Самостоятельный ребенок: вопросы развития самостоятельности у дошкольников.

Развитие навыков самостоятельности у детей играет важную роль в их будущем. Когда ребенок учится делать выбор и принимать решения самостоятельно, он развивает свою личность, уверенность в себе и ощущение ответственности. Самостоятельные дети лучше справляются с жизненными трудностями, у них развито чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах.

Опишем способы поощрения самостоятельности у ребенка:

1. Давать возможность детям самостоятельно делать выбор.

2. Показывать уважение к усилиям ребенка.

3. Не стоит задавать слишком много вопросов и спешить отвечать за ребенка.

4. Предлагать ребенку искать источник информации вне дома.

5. Не лишать ребенка надежды.

Часто ребенок требует что - то "здесь и сейчас", на что родители не согласны. Важно не торопиться с ответом. Иногда важно обговорить желание ребенка, помечтать вместе и найти решение, чтобы в будущем желание ребенка исполнилось.

6. Важно позволять детям владеть своим собственным телом.

Воздерживайтесь от постоянного желания поправить брюки или челку ребенка. Это вторжение в личное пространство ребенка.

7. Не вмешиваться в детали жизни детей.

В данном контексте детали - это например, "убери волосы с глаз", "застегни верхнюю пуговицу", "возьми эту ложку, а не ту" и тому подобное.

8. Важно не обсуждать ребенка в его присутствии.

9. Проявление уважения к окончательной "готовности" ребенка.

Иногда родителям действительно нужно проявить терпение и дождаться, когда ребенок будет готов совершить что - то, на что пока еще не способен.

10. Позвольте ребенку ответить самому, когда вас спросили о нём.

11. Не стоит слишком часто говорить "нет".

Иногда дети воспринимают "нет" как призыв к борьбе и начинают сопротивляться. Поэтому частое употребление этого слова может ограничить возможности ребенка и подавить его инициативу

Помощником к слову "нет" может быть: предоставление подробной информации, признание чувства ребенка, описание проблемы, замена слова "нет" на слово "да", ответ родителя "дай подумать".
Рассматривать развитие самостоятельности у ребенка невозможно без похвалы.

Похвала и самооценка являются ключевыми аспектами в психологическом развитии и мотивации ребенка. И чтобы не совершить ошибок и знать как правильно использовать похвалу, важно уделить особое внимание другой стороне похвалы - противоположной:

1. Похвала может привести к немедленному опровержению. Пример:

-Ты всегда красиво одета!

- Вы бы видели меня час назад!

2. Похвала может предвещать неприятности. Ребенок может волноваться ,что не сможет соответствовать похвале в следующий раз.

3. Похвала может составить сосредоточиться на своих недостатках.

4. Похвала может породить тревогу и помещать будущей активности.

5. Похвала может также восприниматься, как манипуляция.

На основе выше сказанного можно выделить части правильной похвалы. Правильная похвала подразумевает, во - первых, что взрослый с уважением описывает, то что он видит или чувствует, а во - вторых, ребёнок, услышав описание способен сам себя похвалить.

Таким образом, весь смысл сказанного сводится к тому, чтобы найти такое слово, так описать проделанную ребенком работу ,чтобы он сам собой был доволен, открыв что - то новое в себе. Возможно, он в данную минуту узнает, что несмотря на усталость, он умеет дикий беспорядок превратить в чистую комнату. Или что он оказался очень находчивым и продемонстрировал свою силу характера. Такие важные установки, которые в эти моменты дают родители своим детям, помогут им в будущем в период сомнений, упадка сил и неуверенности в себе.
Таким образом, поддерживая детей и предоставляя им возможности самостоятельно решать проблемы и задачи, взрослые могут способствовать их развитию и формированию взрослых, ответственных личностей. Ключевую роль в поддержании самостоятельности и развитии правильной самооценки у ребенка играет правильная похвала.

Кипкаева Т.А.