Развитие навыков самостоятельности у детей играет важную роль в их будущем. Когда ребенок учится делать выбор и принимать решения самостоятельно, он развивает свою личность, уверенность в себе и ощущение ответственности. Самостоятельные дети лучше справляются с жизненными трудностями, у них развито чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах.
Опишем способы поощрения самостоятельности у ребенка:
1. Давать возможность детям самостоятельно делать выбор.
2. Показывать уважение к усилиям ребенка.
3. Не стоит задавать слишком много вопросов и спешить отвечать за ребенка.
4. Предлагать ребенку искать источник информации вне дома.
5. Не лишать ребенка надежды.
Часто ребенок требует что - то "здесь и сейчас", на что родители не согласны. Важно не торопиться с ответом. Иногда важно обговорить желание ребенка, помечтать вместе и найти решение, чтобы в будущем желание ребенка исполнилось.
6. Важно позволять детям владеть своим собственным телом.
Воздерживайтесь от постоянного желания поправить брюки или челку ребенка. Это вторжение в личное пространство ребенка.
7. Не вмешиваться в детали жизни детей.
В данном контексте детали - это например, "убери волосы с глаз", "застегни верхнюю пуговицу", "возьми эту ложку, а не ту" и тому подобное.
8. Важно не обсуждать ребенка в его присутствии.
9. Проявление уважения к окончательной "готовности" ребенка.
Иногда родителям действительно нужно проявить терпение и дождаться, когда ребенок будет готов совершить что - то, на что пока еще не способен.
10. Позвольте ребенку ответить самому, когда вас спросили о нём.
11. Не стоит слишком часто говорить "нет".
Иногда дети воспринимают "нет" как призыв к борьбе и начинают сопротивляться. Поэтому частое употребление этого слова может ограничить возможности ребенка и подавить его инициативу
Помощником к слову "нет" может быть: предоставление подробной информации, признание чувства ребенка, описание проблемы, замена слова "нет" на слово "да", ответ родителя "дай подумать".
Рассматривать развитие самостоятельности у ребенка невозможно без похвалы.
Похвала и самооценка являются ключевыми аспектами в психологическом развитии и мотивации ребенка. И чтобы не совершить ошибок и знать как правильно использовать похвалу, важно уделить особое внимание другой стороне похвалы - противоположной:
1. Похвала может привести к немедленному опровержению. Пример:
-Ты всегда красиво одета!
- Вы бы видели меня час назад!
2. Похвала может предвещать неприятности. Ребенок может волноваться ,что не сможет соответствовать похвале в следующий раз.
3. Похвала может составить сосредоточиться на своих недостатках.
4. Похвала может породить тревогу и помещать будущей активности.
5. Похвала может также восприниматься, как манипуляция.
На основе выше сказанного можно выделить части правильной похвалы. Правильная похвала подразумевает, во - первых, что взрослый с уважением описывает, то что он видит или чувствует, а во - вторых, ребёнок, услышав описание способен сам себя похвалить.
Таким образом, весь смысл сказанного сводится к тому, чтобы найти такое слово, так описать проделанную ребенком работу ,чтобы он сам собой был доволен, открыв что - то новое в себе. Возможно, он в данную минуту узнает, что несмотря на усталость, он умеет дикий беспорядок превратить в чистую комнату. Или что он оказался очень находчивым и продемонстрировал свою силу характера. Такие важные установки, которые в эти моменты дают родители своим детям, помогут им в будущем в период сомнений, упадка сил и неуверенности в себе.
Таким образом, поддерживая детей и предоставляя им возможности самостоятельно решать проблемы и задачи, взрослые могут способствовать их развитию и формированию взрослых, ответственных личностей. Ключевую роль в поддержании самостоятельности и развитии правильной самооценки у ребенка играет правильная похвала.
Кипкаева Т.А.