Найти тему
17,2K подписчиков

Фондовый рынок России через два года. Опять тоже самое. Снова ждать обвал?

3K прочитали

 $€ Основная особенность биржи - это цикличность. Циклы спада, роста, и боковиков сменяют друг друга. Циклы настроений биржевой толпы тоже идут по очереди.

$€ Основная особенность биржи - это цикличность. Циклы спада, роста, и боковиков сменяют друг друга. Циклы настроений биржевой толпы тоже идут по очереди. От оптимизма до упаднических настроений, всегда один цикл.

И сейчас можно сказать, что двухлетний цикл настроений прошёл свой путь от начала до конца. Так же, как два года назад настроения были супер оптимистичными, почти то же самое происходит и сейчас.

Так же как тогда говорили, что снижение невозможно, так же говорят и сейчас. И аргументы всё те же. Снижаться то не на чем!!! Ну и отношение к биржевым медведям один в один. Как тогда они были маргиналами, так и сейчас к ним отношение почти не изменилось.

Однако, цикличность на бирже имеет спиралевидную форму. Т.е. процессы повторяются, но не с точностью в 100%. Есть разница. И её важно отметить.

Во-первых, тогда два года назад картина была более прозрачна. Было больше информации доступно для анализа ситуации. Тогда было легче определить, что происходит на самом деле.

Санкции сломали многие биржевые закономерности, которые работали годами. И два года назад, у простых инвесторов(физиков) как мы с вами, было больше инструментов обратной связи с биржей. Сейчас больше тумана и засекреченных цифр. Это изменило ситуацию в сторону большей неопределённости.

Во-вторых, тогда оптимистов было больше в процентном соотношении. Соответственно биржевых медведей было меньше. Сейчас российский инвестор более пуганый чем тогда, что влияет на соотношение оптимистов и пессимистов.

Если тогда эти пропорции были примерно 95% на 5%. То сейчас, я думаю, это примерно 75% на 25%.

Эйфория или нет?

И тут возникает один интересный вопрос. Тогда, два года назад в середине ноября произошёл разворот рынка. А раз ситуация повторяется, значит и сейчас рынок должен пойти вниз?

 $€ Основная особенность биржи - это цикличность. Циклы спада, роста, и боковиков сменяют друг друга. Циклы настроений биржевой толпы тоже идут по очереди.-2

Сейчас и тогда ситуации похожи, но не на столько. Тогда была всеобщая эйфория. Сейчас - не похоже. Сейчас, больше подходит слово оптимизм. Для чего я так копаюсь в этих терминах?

Это очень важно. Биржевой разворот и эйфория - это всегда рядом. Каждый раз, когда большинство верит в бесконечный рост и даже думать не может о снижении, каждый раз в такие моменты разворот рынка не отвратим.

И если мы видим эйфорию на бирже, то уже никакие индикаторы технического анализа и фундаментальные цифры наfиг не нужны.

Мой Telegram про инвестиции.

Можно ничего не анализировать и не высчитывать. Разворот в такой ситуации неизбежен в независимости от финансовых и технических показателей.

И поэтому важным вопросом является то, а эйфория сейчас, или нет? И вот тут мой ответ - нет. Я не думаю, что сейчас большинство инвесторов пребывают в этом состоянии. Оптимизм - да, эйфория - не думаю. А значит разворот в ближайшее время не гарантирован. Он возможен, но главное условие для этого еще не созрело.

Поэтому, тогда я уверенно мог говорить, что рынок пойдёт вниз. И мне было всё равно на то, сколько людей были согласны со мной. Я был уверен и писал об этом, хоть в мою сторону и крутили у виска.

Сейчас у меня такой уверенности нет. Поэтому я особо об этом и не говорю со своей трибуны. Даже будет честнее сказать, что я банально не знаю, что будет в ближайшее время (пару месяцев) на бирже. Мне не стыдно в этом признаться. Я не биржевой гуру, который всегда знает куда пойдёт рынок.

Поэтому у меня сейчас открыты шорты на акции, которые не являются системообразующими на нашей бирже (кроме Газпрома). Т.е те, которые необязательно должны расти/падать вместе со всем рынком.

Поэтому мои позиции в шорт на порядок ниже, чем два года назад. Но я не уверен. Поэтому на кон ставлю немного. Столько, сколько не страшно потерять.

Но одно можно сказать точно, чем дольше рынок растёт и ничего его не может остановить, тем большему количеству инвесторов кажется, что так и должно быть. Большее количество людей начинают допускать, что деревья вполне себе могут расти до небес.

Так происходит всегда. И это тот цикл, который повторяется один в один на 100%. И важно не упустить тот момент, когда эти ощущения бесконечного роста охватят всех и достигнут своего апогея...

В это время нужно сматывать удочки.

На этом у меня всё. Спасибо за внимание. Ваш Sol. 🤝$€