Найти тему
Семейная школа

Психолингвистика и конвергентность с другими науками

Интерес к данной науке вызван у меня не случайно. Во-первых, как педагог , я озабочена обучением и развитием когнитивной стороны ребенка. Во-вторых, я мама троих детей, и мне не просто любопытно, а необходимо знать, как помочь развиться моим детям в нужном русле.

До недавнего времени психолингвистика ассоциировалась в моем сознании с психологией и лингвистикой. Могла предположить, что искусственный интеллект и генетика тоже сопричастны . Но то, что "наша" когнитивная наука "дружит" с такими "монстрами" как нейронауки, философия и антропология , даже представить не могла, пока не встретилась с открытыми лекциями Т.В. Черниговской на курсе Психолингвистика (СПБГУ). И я пошла туда учиться.

На самом деле, психолингвистика изучает мозг, язык, речь, сознание. И без помощи других наук трудно представить, например, происхождение языка, коммуникативную систему животных или роль раннего обучения, и насколько сложна работа мозга в целом.

Несомненно, психология находится в симбиозе с психолингвистикой, в частности, с нейролингвистикой. И примеров этому множество. Но хочется привести пример из обыденной жизни, например, супружеских отношений. Нам свойственно обвинять друг друга, не замечать "бревна в собственном глазу". "Ты опять не вынес мусор..." или" Трудно что-ли ...?!" . И в ответ услышите реакцию : "Сама сделай!" или просто хлопнет дверью и уйдет ваш партнер. А ведь еще заболит голова, сердце ,польются слезы и выльются в истерику. Это говорит о том, что испортить отношения легко. А вот наладить...

Психологи и нейропсихологи знают коды как сделать речь конструктивной. Это и нейролингвистическое программирование, и арт терапия, и просто вербальные техники. Но после"выздоровления" нужен постоянный контроль себя- не сорваться, потому что мозг может сопротивляться. А если "вживить" правильные реакции , чтоб избежать конфликтов? Это уже из области фантастики.

Впрочем, мистическим для меня является Искусственный интеллект . Это целая отрасль, которая позволяет моделировать речь, и не только. В психолингвистике используются компьютерные программы, взятые из этой теории.

Мой старший сын, когда был студентом факультета вычислительной информатики, получил грант за проект , который позволяет фиксировать на видео учебный процесс, просматривать в любое время, имея доступ к облачному хранилищу. Одной из целей такового является улучшить образовательный процесс. А другие ребята, которые сотрудничали с ним, придумали как с камер считывать эмоции. Только представить, что твое лицо распознается , твои эмоции считываются, так недалеко и до моих мыслей...

Наступил момент, когда нужна помощь великих мыслителей. Наверняка они смогут ответить на вопрос, зачем нам все это? Научат нас правильно думать? Очень надеюсь. Ведь философия тесно связана с сознанием, которую изучает психолингвистика.

В 19 веке А. Шопенгауэр назвал сознание "загвоздкой Вселенной". Существует много определений, что такое сознание. Есть предположения, что сознание-это когда человек не под анестезией, не во сне, не в коме, что это рефлексия. Но тогда малыши не люди, они не обладают сознанием и не могут увидеть себя со стороны. И мы не знали бы таблицу Менделеева и многих великих поэтов, которые творили "во сне". Это загадка, к разгадыванию которой побуждает многих.

Еще одной загадкой остается и то, откуда ребенок знает горловые, носовые и разновысотные звуки, например, если переходить в плоскость изучения языка.

Первым появляется лепет-первое подражание человеческой речи. Доктор психологических наук Т.Г. Визель подчеркивает, что в лепете присутствуют все звуки, которые составляют фонетические системы разных языков.

Также вспоминаются слова известного лингвиста Ноама Хомски о том, что "мы рождаемся со способностью говорить на любом языке, владеем универсальной грамматикой. К году малыш различает родной язык, а если есть живое общение на другом языке, то и он остается у ребенка." И этим нужно пользоваться, но знать правила игры, если говорим об искусственном билингвизме или раннем обучении.

Нужно помнить, как ,что и когда говорить ребенку. И учитывать его физиологию, психологию и генетику.

Кто же мы такие, как мы устроены, как далеко ушли от своих предков? Чем мы отличаемся от шимпанзе? Мог ли пещерный человек говорить?

Антропология помогает психолингвистике понять ответы на эти вопросы. У детей и взрослых пользуются популярностью фильмы о прошлых или будущих цивилизациях. Наверное, потому что мы не знаем об этом ничего. У моего младшего сына есть любимый мультфильм "Семейка Крудз", про пещерных людей и новую эру, в которую они вступают. Когда я смотрела фильм, то задавала себе вопрос- насколько мы далеко от них ушли в плане разума? Они ведь оставляли след в виде наскальных рисунков, значит, думали и хотели оставить память предкам, а не только выживали.

В заключении еще раз соглашусь, что психолингвистика тесно переплетена с другими науками, как и все науки связаны друг с другом. Без вклада одной невозможно разглядеть истину в другой или признать ошибку. То же должно быть и в обучении, на мой взгляд. Конвергентность предметов помогает построить широкую, но в тоже время качественную схему знаний о мире и о себе.