Кришна в детстве был очень большим проказником и Ему очень нравилось воровать масло и йогурт в домах гопи. Пять тысяч лет назад богатство оценивалось по количеству земли и коров. У Нанды Махараджа было 900 000 богато украшенных коров, но также было определенное количество коров, чье молоко использовали только для служения Кришне, и мама Яшода особенно заботилась об этих коровах. Эти коровы давали ароматное молоко с разными вкусами, потому что их кормили особой ароматной травой.
Но Маме Яшоде постоянно поступали жалобы: «Твой сын приходит к нам домой и ворует у нас масло». Мама Яшода говорила: «Ставьте просто масло повыше, чтобы мои сыновья не смогли добраться до вашего масла». Гопи отвечали: «Ну, мы так и делаем. Но они ставят один стол на другой, забираются туда и все равно достают. И украшения, которые они носят, так сияют, что даже в темноте они могут находить масло». Мама Яшода сказала: «Ну хорошо, я сниму с них все эти украшения, тогда они не смогут в темноте ничего найти». Но гопи все преданные Господа. Они постоянно думали лишь о том, как удовлетворить Кришну. И когда мама Яшода предложила снять все украшения с Кришны, они сказали: «Нет, нет, не надо. Кришна такой красивый в этих украшениях».
И вот эта Дамодара-лила произошла в дивали –– это праздник, когда Господь Рама вернулся в Айодхью и все жители города встречали Его с зажженными лампадами. Господу Кришне тогда было три года и четыре месяца. Мама Яшода проснулась рано утром, в 4 утра. Она стала взбивать йогурт, чтобы сделать масло. И когда она взбивала масло, то одновременно делала три дела. Своим языком она пела песню, которую сама сочинила. В этой песне описываются разные игры Господа. Кришна, к тому моменту, совершил уже много удивительных деяний. Он убил Путану и других демонов.
Ее слух был занят тем, что она слушала эту песню. Руками она взбивала масло. Ее разум был занят мыслями о том, как сделать масло таким вкусным, чтобы сын даже не думал ходить к соседкам и брать их масло.
И такой же подход у нас должен быть. Нам не нужно сочинять песню об играх Кришны. Мы просто повторяем Харе Кришна маха-мантру. И свой язык используйте в воспевании славы Кришны. Уши используйте для того, чтобы слушать этот духовный звук. Руки и другие части тела занимайте в служении Господу, а разум занимайте размышлениями о том, как лучше служить Господу. Думайте как проповедовать с еще большим энтузиазмом. Используйте все свои чувства в служении Господу.
Мама Яшода не хотела, чтобы масло взбивали ее служанки. У нее были сотни служанок дома, потому что это была царская семья. Но она хотела сама взбить масло. Если соседки жаловались Яшоде: «Твой сын приходит к нам и ворует у нас масло и йогурт», то Яшода всегда спрашивала: «А есть у вас доказательство этого?» Но при этом в уме у нее появлялись сомнения. Она думала: «Может быть соседки делают лучше йогурт и масло, чем я? Может быть, поэтому мой сын ходит к ним и ворует?» Когда она взбивала масло, Господь, который до этого спал, проснулся.
Когда Кришна приходит сюда, Он ведет Себя в точности как человек. Кажется будто Он человек. Но при этом все Его деяния сверхчеловеческие. В наше время стало модно провозглашать себя богом. Многие люди говорят: «Я бог!» Попросите этих богов сделать что-нибудь сверхчеловеческое и они все завалят этот экзамен. Можете им сказать: «Вот Кришна открыл рот и там была вся вселенная. А вы откройте рот. Давайте посмотрим, что у вас там? Кришна поднял огромный холм мизинцем левой руки. Вы можете хотя бы вот этот небольшой столб поднять мизинцем?» Господь является и ведет Себя как человек, но при этом совершает сверхчеловеческие деяния.
Итак, Господь проснулся и заплакал: «Где моя мама?» Он искал маму. А мама взбивала масло. Но при этом она еще другое дело делала. На плите у нее кипятилось молоко. И она кипятила это молоко с целью сделать самое лучшее масло для Кришны. Когда Кришна проснулся, мама Яшода взяла Его на руки. И стала кормить Кришну грудью, но потом, когда молоко на плите начало выкипать, ей пришлось оставить Кришну и побежать убирать молоко с огня. Это было особенное молоко, от особых коров, которые были предназначены только для Кришны. И ребенок очень обиделся: «Мама меня бросила и пошла разбираться с этим молоком!» Но молоко в духовном мире тоже обладает сознанием. Молоко специально стало выкипать, убегать из кастрюли, потому что оно подумало: «Сейчас мама Яшода накормит Кришну своим молоком, и Кришна меня не будет пить». Поэтому оно решило отвлечь маму Яшоду, стало убегать из кастрюли, чтобы мама Яшода поменьше Кришну грудным молоком напоила, и чтобы он потом выпил это молоко. Понимаете, да? То есть было трансцендентное соревнование между молоком на плите и молоком из груди мамы Яшоды.
Итак, мама Яшода посадила Кришну и побежала убирать молоко с плиты. Кришна очень обиделся: «Мама на Меня не обращает внимания». Господь, как мы говорили, был очень большим проказником. И Он взял камень и разбил горшок, в котором мама Яшода взбивала масло. Когда мама Яшода разобралась с молоком на плите, она вернулась и увидела, что случилось с горшком, в котором она взбивала масло. Яшода вошла и увидела, что горшок разбит, йогурт разлит по полу, Кришны нет, но есть Его следы, которые уходят в сторону. То есть, если вы разбиваете какой-то горшок с чем-то, из него все выльется, потом вы по этому разлитому пройдетесь то останутся следы.
Мама Яшода поняла, что это дело рук Кришны. И она сказала: «Ну все, я уже устала от таких проказ Кришны. Соседки все время на Него жалуются. Теперь Он разбил этот горшок». И что Он делал с этим маслом? Он кормил обезьян. Кришне очень нравилось кормить обезьян. Кришна кормил обезьян маслом и йогуртом.
Но пока Он кормил обезьян, Он в тоже время все время оглядывался по сторонам, чтобы увидеть, когда мама придет, чтобы Его поймать. Как вор, который знает, что за ним гонится полиция. И также Кришна думал: «Сейчас придет мама и Мне попадет». И Он кормил обезьян маслом. Мама Яшода часто говорила Кришне: «Ты ведешь Себя как обезьянка. И обезьяны Твои лучшие друзья. Ты всегда кормишь обезьян маслом». Кришна говорил: «Если Я обезьяна, то буду жить с обезьянами в лесу. Не буду жить в твоем дворце». Тогда мама Яшода говорила: «Нет, нет, не надо уходить в лес».
Мама Яшода подумала: «Ну что, пришла пора мне как-то призвать сына к дисциплине». И она взяла в руку палку. Не палку для ходьбы, а такую хворостину для того, чтобы Его проучить. Первый раз она взяла в руки палку. Кришна сидел на ступе, у Него было много масла, вокруг сидели сотни обезьян, Он их всех кормил. И Кришна увидел: «Ой, мама идет с палкой. Бежим, бежим, бежим». Он стал убегать, а за Ним гналась мама. Кришне было всего три года. Мама была гораздо старше. Но все равно ей удалось поймать своего сына, и она спросила у Него: «Зачем Ты разбил тот горшок? Зачем Ты весь дом испачкал?» Она держала Кришну за руку, а в другой руке у нее была палка. Яшода увидела, что Кришна очень сильно испугался палки и тогда она эту палку выбросила. И стала спрашивать Кришну: «Почему Ты себя так ведешь?»
Как нужно служить Богу
Наши ачарьи следующим образом объясняют эту лилу. Обычно йоги не могут постичь Бога, хотя тратят на это тысячи лет. Попытки постичь Бога с помощью метода гьяна-йоги и других методов, с помощью философских измышлений – все это пустая трата времени. Но если вы примете путь бхакти, то сможете очень легко понять Бога.
Понять Бога и Его бесконечные энергии – это очень непростая задача для ума, склонного к спекуляциям. Но с помощью пути преданного служения это становится легко. Кришна говорит в знаменитом стихе Бхагавад-Гиты: патрам̇ пушпам̇ пхалам̇ тойам̇ – предложи Мне с любовью и преданностью. Что нужно предложить? Всего лишь цветок, листок, плод или воду, но с любовью и преданностью. Богу ничего не нужно. Ему не хватает только нашей любви и преданности. Поэтому Он и вдохновляет нас, чтобы мы служили Ему с любовью и преданностью. Бог говорит: «Ты Мне можешь просто листочек один предложить с любовью и преданностью. Я приму его».
И метод бхакти-йоги – это определенная духовная дисциплина, которая призвана очистить наше сознание и тогда мы сможем постичь Бога. Часто вы встречаете людей, которые спрашивают: «Можете показать мне Бога?» Прабхупада говорил: «А у вас есть глаза, чтобы увидеть Бога?» В настоящий момент нет у вас этого видения, но его можно развить с помощью метода бхакти.
Итак, мама Яшода поймала Кришну. Она подумала: «Как-то нужно Его к порядку призвать! Иначе Он так и не перестанет бить горшки и воровать масло у соседей». При этом она также боялась, что если сильно отругать Кришну, то Он убежит в лес и будет жить с обезьянами. Она не хотела, чтобы Он убежал из дома. Мама хотела Кришну к дисциплине призвать, но так, чтобы Он не убежал. И палку она не хотела использовать, потому что Он очень испугался, когда увидел палку. Вы можете сказать: «Как Бог может испугаться?» Кришна бесстрашный. Но чтобы выразить уважение своей матери, Он здесь ведет Себя так, как будто Он испугался. Как Кришна служил Своему отцу, неся его сандалии у Себя на голове.
Тогда мама Яшода решила: «Хорошо, я Его привяжу к ступе». И у нее была веревка. Она взяла эту веревку, хотела ею Кришну связать и привязать к ступе, но ничего не получилось. Когда она пыталась обвязать Его, оказалось, что веревка на два пальца короче, чем надо. Она пошла по соседям: «Есть ли у вас веревки дома?» Мама Яшода попросила гопи принести веревки из своих домов. И она подвязала к первой веревке вторую, потом третью, десятую, сотую и уже было очень много веревок, но каждый раз веревка оказывалась на два пальца короче, чем надо. Кто-то может спросить: «Как такое возможно?» Для того, чтобы связать трехлетнего мальчика хватит одной веревки, не нужно даже две или три и тем более сто веревок. Но таково непостижимое могущество Господа. И когда мама Яшода пыталась привязать Кришну к ступе, все гопи-соседки наблюдали с большим удовольствием за этим. И они все говорили: «Вот, мама Яшода это заслужила. Когда мы к ней приходили и жаловались, она не верила нам, говорила: «Где ваши доказательства?» Вот теперь она заслужила это. Теперь она сама увидела, какой проказник ее сын!» И они смеялись над Яшодой: «Посмотрите на Яшоду! Она даже не может трехлетнего ребенка к ступе привязать!» Потому что каждый раз на два пальца веревка оказывалась короче, чем надо. Мама Яшода вспотела от этого занятия, цветы выпали у нее из прически и ей было очень стыдно, что она не может никак связать ребенка.
Что означают два пальца, которых не хватало для того, чтобы связать Кришну
Наши духовные учителя или ачарьи объясняют символизм этих двух пальцев таким образом: если вы хотите постичь Бога, вы должны стать достойными этого и для этого вам нужно прикладывать свои усилия. Если вы не будете прикладывать усилия, не будете стараться обрести необходимые качества, то не сможете постичь Бога. Но одних усилий недостаточно. Если вы будете прикладывать усилия, и они удовлетворят Господа, если это будут искренние усилия, то тогда уже, по милости Господа, вы сможете постичь Его. Вы не можете приказать Богу: «Бог, яви Себя мне! Я хочу Тебя понять. Ты должен явиться мне!» Как мы можем привлечь внимание Господа? Как мы можем Его удовлетворить? Очевидно, что вы сможете удовлетворить Его, если вы будете следовать Его наставлениям.
Итак, мама Яшода связала все веревки, но все время веревка оказывалась на два пальца короче. И один палец обозначает ваши усилия, чтобы удовлетворить Господа. Мы описали усилия, которые нужно прикладывать. Если вы будете смиренно прикладывать такие усилия, то Господь скажет: «О! Этот преданный, делает как раз то, что Я просил, то, что Я хочу. Я должен дать им разум, который поможет им прийти ко Мне». Итак, один палец обозначает усилия в соответствии с указаниями Господа. Второй палец олицетворяет милость Господа. Что только по Его милости, мы можем понять Его. Но самое замечательное в том, чтобы постичь Господа не нужно даже степень доктора наук получать и даже олигархом не надо быть. Вы можете быть обычным неграмотным, нищим человеком. Но своей преданностью вы можете привлечь внимание Бога. Поэтому путь преданного служения выше всех других путей. На пути преданного служения человек использует тело, ум и речь постоянно в служении Господу вместо того, чтобы служить самому себе.
Как Господь исполняет благословения преданных
Господь увидел: «О, мама так вспотела. Гопи смеются над Моей мамой. Ну ладно, Я должен ей позволить связать Себя!» И она связала Господа, привязав Его к ступе. Ступа стояла неподалеку от двух деревьев. Это были два дерева арджуна. И Господь свалил эти два огромных дерева с помощью ступы. Кто находился в этих деревьях? Два сына Куверы. Они получили благословение, что сначала они станут деревьями во дворе Нанды Махараджа. Какое благословение! И через сто лет они смогут получить даршан Господа. И Господь решил исполнить это обещание. Преданные очень дороги Господу. Господь говорит: «Тот, кто называет себя Моим преданным, не является Моим преданным. Но тот, кто считает себя преданным Моего преданного Моего преданного, тот является по-настоящему Моим преданным». Иногда кто-то может сказать: «О, я хочу просто с Кришной быть. Не хочу с этими преданными быть. Они все время плетут какие-то интриги и заговоры против меня». Это очень опасный путь.
Господь захотел исполнить обещание Своего преданного. И Он протащил эту ступу, к которой Он был привязан, между деревьями. Он сильно дернул за веревку, и ступой свалил эти два дерева. Деревья повалились на землю с оглушительным грохотом. Был такой грохот, как будто землетрясение. Все выбежали из домов: «Что случилось? Что случилось? Как упали деревья?» Особенно мама Яшода очень сильно перепугалась. Почему? Потому что деревья упали как раз там, где был ее сын. И она сказал: «Слава Богу, деревья не упали на моего сына! Но как же так вышло, что деревья рухнули?» Она спрашивала всех мальчиков пастушков, старших гопов. И они сказали: «Это твой маленький сын свалил эти деревья». «Мой сын? Вы что, шутите? Разве может трехлетний мальчик свалить эти огромные деревья? Это невозможно. Я вам не верю. Наверное, ураган налетел, какой-то порыв ветра, шторм». Она не верила, что Кришна мог свалить эти деревья. А из деревьев вышли сыновья Куверы, которые поклонились Господу. Они сказали: «По милости Нарады Муни мы смогли увидеть Тебя, о Господь». По милости духовного учителя мы обретаем знание, которое помогает нам постичь Господа.
Господь так и оставался привязанным к ступе. Потом пришел домой Нанада Махарадж и увидел связанного Кришну. Он не знал, что его сына связали. Когда мама Яшода связывала Кришну, Он кричал: «Баларама, иди на помощь, отвяжи Меня, Меня тут вяжут». Баларама сказал: «Я не смогу Тебе помочь, раз Тебя мама Яшода связала». Баларама сам испугался мамы Яшоды. Нанда Махарадж спросил Кришну: «Кто Тебя связал?» Кришна сказал: «Мама Яшода Меня связала». И Нанда Махарадж Его отвязал. Это краткая история Дамодара лилы. Эта лила описана в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам».
Весь мир боится Бога, но Господь боится своей матери. И для того, чтобы удовлетворить Господа, постичь Его, мы должны заниматься преданным служением Господу. Бог безграничный, Его деяния непостижимы. Но чтобы воспринять это должным образом, нам нужно очистить свое видение. Сейчас оно очень сильно обусловлено. Но благодаря методу преданного служения мы можем очистить свое виденье. И Движение сознания Кришны пытается обучить людей высшим духовным ценностям. Просто сказать: «Бог велик!» недостаточно. Нужно еще узнать, понять как Он велик. Каковы Его качества? Какими энергиями Он обладает, каким могуществом и так далее.
Шрила Прабхупада очень тяжело трудился, чтобы у нас появились книги. Шрила Прабхупада перевел книгу о Кришне практически сразу после переезда в Америку. Он хотел, чтобы у преданных было авторитетное описание игр Господа. В материальной жизни мы проявляем интерес к лилам многих известных личностей. Но принесет ли слушание об этих так называемых лилах какое-то благо нам? Один раз послушаете эти лилы и больше не хочется слушать. Вы газету один раз читаете и сразу выбрасываете ее, но о лилах Господа можно слушать день и ночь.
Нам нужно просто увеличивать свой вкус к лилам Господа. И в месяц Картика мы можем увеличить свою преданность, увеличить количество повторений святого имени, читать «Бхагавад-гиту» каждый день. Картика-врату можно совершать в любом месте мира. Подобно тому, как Вриндаван тоже можно воссоздать в любом месте. Как воссоздать Вриндаван? Воспевать святое имя.
То место, в котором прославляют Господа, становится Вриндаваном. Итак, прикладывайте усилия, чтобы духовно развиваться. Господь Чайтанья подчеркивал пять важных принципов. Первое – это садху-санга, потом повторение Харе Кришна, чтение «Бхагаватам», поклонение Божеству с верой и преданностью и жить в святой дхаме. То есть, где бы вы не жили, превратить это место в дхаму с помощью повторения святого имени.
Харе Кришна!