Александр Бачелис родился в Киеве 23 июня 1903 года. Учился на факультете инженеров путей сообщения Киевского политеха имени Александра II (правда в советское время ТАК старались не говорить, а потом вообще забыли)
В 1927 году А.С. Бачелис, с отличием защитив дипломную работу «Проект шоссейного моста через Терек у города Моздока», подготовленную под руководством Е.О. Патона, получил специальность мостостроителя. И началась обычная жизнь обычного молодого специалиста...
С 1 августа по 3 декабря 1927 года Александр работал в проектном бюро при главном инженере по строительству «Грознефти», работа заключалась в самостоятельном проектировании моста через р. Сунжу.
В 1928 году Александра Бачелиса кинули на строительство железнодорожного пути от Витебска на Невель - там тоже был нужен небольшой мост. В 1929 году разработал первый проект инженерных сооружений из железобетона для Высоковской мануфактуры в Твери и серию из шести мостов и путепроводов.
В 1929—1935 годах он работал в московском тресте «Трансстрой», занимая последовательно должности инженера, затем старшего инженера, руководителя сектора, выполняя ряд работ по проектированию крупных железобетонных сооружений, построенных на территории СССР: арочный мост через реку Любовку для Бобриковского химического комбината...
... мосты и эстакады для Магнитостроя, Тагилстроя, Кузнецкстроя, Уралвагонстроя, Ткварчелстроя, Азовстали, городские мосты через реку Уводь в Иваново-Вознесенске...
... балочный железобетонный двуступенчатый мост под железную дорогу в Туле, арочный мост для канала Москва-Волга.
Александр Семёнович Бачелис часто выступал не только как автор проектов, но и как участник строительства сооружений.
В середине 1930-х годов А. С. Бачелис спроектировал также ряд мостов в Москве для Северного канала и реки Яузы, в 1938 году — ряд крупных железобетонных мостов для Куйбышевского гидроузла.
С 19 января по 27 декабря 1939 года Александр Сергеевич работал в московском проектном секторе строительства Куйбышевского гидроузла в должности начальника отдела дорог и мостов. Это была качественно совсем другая работа.
В годы Великой Отечественной войны был А.С. Бачелис был военнообязанным (с правом ношения формы) в звании директора-подполковника и работал главным инженером в Главстройуправлениях Наркомстроя по Дальнему Востоку и Челябинску, а ближе к концу войны - в Дунайском строительно-монтажном тресте Главморстроя НКМФ.
Но куда бы, на какую стройку, не заносила судьба Александра Сергеевича, везде и всегда в его руках рождались проекты мостов. Уже в 1946 году А. С. Бачелис спроектировал железобетонный мост разборного типа через пойму реки Дон у Ростова. Чуть позже участвовал в проектировании однопролётного железобетонного моста через Старый Днепр, был главным инженером строительства моста через Новый Днепр у Запорожья.
Они - мосты - уже не зовутся по его имени. Он даёт идеи, которые активно развиваются его конструкторской группой. Но стиль никуда не денешь!
На строительстве каналов Северный Донец - Донбасс и Днепр - Кривой Рог по предложению А.С. Бачелиса широко использовались трубы большого диаметра из предварительно напряжённого и сборного железобетона. Это сократило время строительства и придало крепости конструкции. Но до него подобное решение никто не предлагал!
Уже в 1950-е Александр Семёнович участвует в проектировании и будет также главным инженером по постройке путепровода через Московский проспект ( Проспект Сталина) в Ленинграде.
В апреле 1960 года архитектор Александр Семёнович Бачелис был награждён малой серебряной медалью ВДНХ - «За успехи в народном хозяйстве СССР». В это же время А. С. Бачелис начинает работать в научно-исследовательском секторе Всесоюзного института «Гидропроект» им. С. Я. Жука.
В последние годы жизни Александр Семёнович больше занимался научной работой и преподавательской деятельностью. Он неоднократно выступал с докладами на конференциях и статьями, читал лекции в вузах в Новосибирске, Москве и Ленинграде. Целый ряд его разработок в области железобетонных конструкций получил статус изобретений. По проектам А. С. Бачелиса построено около 100 железобетонных сооружений по всему бывшему Советскому Союзу - в Москве и Владивостоке, в Ростове-на-Дону и Тбилиси, в Запорожье и Ленинграде, на Урале и в Эстонии.
Отмечая, что во многих работах А.С. Бачелис выступал «инициатором и играл ведущую роль в их исполнении» и созданные по его идеям сооружения «оригинальны по конструкции и изготовлению и совершенно своеобразны», профессор Е. Г. Качугин выделял путепровод через Московский проспект ( тогда ещё проспект им Сталина):
Особенно своеобразен и оригинален путепровод через проспект им. т. Сталина. Это напряжённо-армированная железобетонная конструкция в виде двух консолей, заделанных в устои и соединённых шарниром.
Указывая, что «такими талантливыми инженерами-мостовиками, как т. Бачелис, наша страна пока не очень богата» академик Г.П. Передерий отмечал:
Он всегда и везде вносил свежую техническую мысль как в проекты мостов, так и в способы их возведения.
Ну а самой известной его работой так и остался мост через 8 шлюз канала Москва-Волга. Самая первая и самая "большая его авантюра", по мнению А.Н. Комаровского.
Именно эта работа получила высокие оценки учёных, инженеров, других специалистов, в числе которых Г.П. Передерий, С.Я. Жук, П. В. Щусев и другие. Расчёты и описание "Моста Бачелиса" вошли в учебники по мостостроению как «образец уникального моста». И именно за этот проект Бачелис был удостоен в 1937 году ордена Трудового Красного знамени.
Учёный и архитектор, инженер-мостовик Александр Семёнович Бачелис умер в Москве 28 апреля 1968 года, совсем немного не дожив до своего 65-летнего юбилея.
Не знаю почему, но мне захотелось, чтобы в моей памяти Александр Бачелис остался молодым, как на фотографии, сделанной после окончания обучения в Киевском Политехе. Может, я и не права, но мне кажется, что он, несмотря на возраст, так и оставался молодым и смелым специалистом, готовым всегда предложить строителям неожиданное решение поставленной перед ним задачи.