178 подписчиков

Один из создателей "Оки" организовал у себя во дворе музей автомобилей

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев. Во дворе его дома уже более 35 ретроавтомобилей и тысячи интересных экспонатов, посмотреть на которые может бесплатно любой желающий.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.

Уникальные экспонаты

В музее Александра Сухарева, например, есть автомобиль, который напоминает обычную «Оку», но только внешне. Специалистов впечатляет достаточно редкая машина «Астро-11301» с уникальным двигателем, уникальным подрамником и уникальной коробкой передач. На автомобиле установлен четырёхцилиндровый агрегат от «Таврии». Машина и сейчас может разогнаться до спортивных скоростей.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-2


Самый древний экземпляр коллекции – «Москвич-400» 1949 года выпуска. Несмотря на свой 74-летий возраст машина полностью на ходу. А в салоне сохранилась даже первоначальная обивка сидений, очень похожая на мешковину.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-3


В музее представлены все отечественные автомобили особо малого класса – СЗА 1958-1970 годов выпуска, мотоколяски СЗД 1970-1997 года, ЗАЗ 965 А 1960-1969 годов, ЗАЗ - 968 М и «Оки», выпущенные на ВАЗе, КамАЗе и Серпухове. Примечательно, что с 2008 года маленькие автомобили в России не выпускают, но на дорогах ещё можно увидеть разноцветные «Оки» и очень редкие «Запорожцы».

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-4
Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-5


Выставлены отечественные ретро автомобили малого класса «Москвичи» -400, -403, -2137, -2140, «Жигули» - 2102, -2105, 2108. Джипы: Газ-69, Луаз и знаменитая «Нива».

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-6

Особый экземпляр – еврокарт, оборудованный шведским двигателем. Это карт без коробки передач, более скоростной, мощный, требующий высокого мастерства в управлении. Сын Александра Сергей Сухарев – единственный в Ставропольском крае гонщик, выступавший на подобных машинах в 90-е годы.
Центральный экспонат музея – багги КамАЗ-2907, изготовленный в отделе специальных автомобилей научно-технического центра КамАЗ. У него уникальные рама и коробка передач. Таких машин во всей России наберётся не более шести. На этом багги в 2001 году 14-летний Сергей выступал на чемпионате России, составив конкуренцию взрослым маститым гонщиками.

Эстафета увлечения

Любовь к автомобилям появилась не случайно. Её передал дед Василий Фёдорович Царёв, вся жизнь которого была связана с техникой. В годы Великой Отечественной войны Василий Фёдорович провёл свой автомобиль по фронтовым дорогам от Кавказа до Германии. В. Царёв награждён многочисленными медалями, среди которых «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией».
Александр Сухарев пошёл дальше. По образованию инженер-конструктор, испытатель. Он стоял у истоков автоспорта в регионе и в России. Более 50 лет увлекается авто- и мототехникой. Его команда «Аскар» – четырёхкратный чемпион Ставропольского края и Юга России по автоспорту.

«Без борьбы нет победы!»

С детства Александра увлекала скорость. Очень быстро велосипеда «Школьник» и мопеда деда «Рига-3» стало недостаточно. Сухарев пришёл в секцию картинга Ставропольского краевого дворца пионеров и школьников. Здесь под руководством Героя Советского Союза Флавиана Владимировича Рысевец вместе с Михаилом Яковлевым, Сергеем Добычиным и другими ребятами познавал азы конструирования и создания автомоделей и картов.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-7

Впервые скоростная поездка на четырёх колесах состоялась спустя четыре года. Зато это был не просто гоночный автомобиль, а первый специальный кроссовый автомобиль-багги на Юге России! В то время Александр уже учился на автотранспортном факультете Ставропольского политехнического института. После окончания института, он уехал на КамАЗ. Свою первую багги оставил в институте, где создали секцию багги, и многие студенты прошили хорошую школу автоспорта, собирали отличные машины, на которых выступали даже на Всесоюзных соревнованиях.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-8

В 1976 году наш герой на первых Всесоюзных соревнованиях по автокроссу в Рязани встретил единомышленников – команду баггистов КамАЗа. После окончания института Сухарева пригласили в качестве инженера-испытателя в группу форсированных испытаний управления главного конструктора КамАЗа. Дипломированный инженер-конструктор разрабатывает и испытывает в условиях спортивных соревнований кроссовые КамАЗы и багги. На Чемпионате СССР по автокроссу новые узлы и детали КамАЗов проверялись в течение одной или нескольких гонок.
В сентябре 1979 года кросс на грузовых автомобилях в СССР закрыли. На КамАЗе перешли на багги. Лишь четвёртая серия машин, созданная камазовцами, позволила победить в Чемпионате СССР и занять II место в Кубке Дружбы социалистических стран. «Без борьбы нет победы!» – основной девиз гонщиков. Главное – стремиться к отличному результату. Так зарождалась команда КамАЗ – Мастер.

От «Оки» до «Аскара»

В музее автотехники Сухарева не зря почётное место занимают автомобили «Ока». В 1983 году Сухарев работал ведущим инженером-конструктором отдела легковых автомобилей КамАЗа. «Оку» проектировал коллектив конструкторов ВАЗа, КамАЗа и СМЗ. Автомобиль они создали всего за четыре года. Первую «Оку» на заводе КамАЗ собрали 30 декабря 1987 года. Автомобиль стал поистине народным! Маленькая и недорогая, эта машина отличалась надёжностью, хорошим управлением и хорошей для своего класса вместимостью.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-9

В 1990 году Александр Сухарев вернулся в Ставрополь. Работал директором АО «ТИС». Продолжал заниматься автокроссом на ВАЗ 2105 в СТК «Сигнал» под руководством Сергея Крылова. Секцию картинга здесь вёл Михаил Яковлев, именно он впервые посадил за руль картинга сына Александра – четырёхлетнего Сергея Сухарева. Уже в девять лет Сергей завоевал звание чемпиона Ставропольского края и стал сильнейшим картингистом в своем классе. С 14 лет выступал на багги Д3 «Спринт», где стал чемпионом Юга России, на Кубке России среди взрослых спортсменов завоевал 6 место. Однако в 2005 году Сергей решил завершить карьеру гонщика, его увлекла любовь к музыке.

«Рыцари автоспорта»

В музее Александра Сухарева, кроме автомобилей, собраны экспонаты истории команды «Аскар».
Собственно, сам музей появился к 25-летнему юбилею команды единомышленников «Аскар». Первым экспонатом стал стенд с фотографиями, которые были представлены на выставке «Автомир-2000». Чёрно-белый снимок запечатлел тот самый, построенный в 1975 году Александром Сухаревым автомобиль, которому команда обязана своим появлением. Первый кроссовый багги был приспособлен для движения на больших скоростях по пересечённой местности. В 1980 году на выставке достижений научно-технического творчества молодёжи по Северному Кавказу машина заняла III место.
На другом фото 1976 года изображена команда баггистов КамАЗа на первых Всесоюзных соревнованиях по автокроссу в Рязани. Есть кадры с форсированных испытаний КамАЗов в условиях спортивных соревнований (тогда КамАзы готовили к чемпионату СССР по автокроссу).

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-10

На карточках 1983 года Александр Сухарев в составе коллектива конструкторов ВАЗа, КамАЗа и СМЗ. Именно в это время в Тольятти работали над созданием «Оки». На фотографиях модели машин, не дошедших до конвейера. Так, на «Оке» первой серии колеса закреплены, как на «Таврии», а задние форточки открывались на японский манер. Этот автомобиль перерабатывался не один раз. До покупателя дошла третья серия.
Фотокамера запечатлела испытания экспериментального автомобиля в аэродинамической трубе, а также перспективные разработки КамАЗов, которые не пошли в производство.

Уникальную коллекцию автомобилей СССР и спортивной техники конца ХХ века организовал в Михайловске энтузиаст Александр Сухарев.-11

«Предлагалась более высокая кабина. Но требовалось много новых штамповок, нужно было менять сварочное оборудование и, главное, - необходимо было менять всю линию конвейера. Наши КамАЗы до сих пор имеют ту же высоту кабины К3. Единственная доработка – аэродинамическое устройство (высокий колпак над кабиной, результат тюнинга)», – объясняет Александр Сухарев. Только спустя 40 лет появились новые высокие кабины К4 и К5.
Стены музея украшают плакаты с соревнований, в которых участвовали спортсмены команды, многочисленные дипломы, грамоты и медали. На полках выстроились кубки.
Для редких ценителей есть даже таблица «Багги чемпионата Европы. Анализ конструкций с 1979 по 1985 г.».
– Автоспорт – мир увлекательных приключений. Встречи и дороги, старты и победы, – рассказывает Александр Сухарев. – Но за всеми успехами стоят увлечённые своим делом люди, без которых не состоялся бы и первый шаг в истории автоспорта.

Как попасть в музей?

Виртуальную экскурсию можно устроить из любой точки мира. Для этого достаточно перейти по ссылке на сайт
https://www.ascar.info/index.php
Здесь также публикуются новости автоспорта и собрано много интересной информации об исторической и современной технике.
А чтобы попасть в музей лично, необходимо предварительно согласовать время по телефону 8-918-877-80-17.