Фантастический фильм «Создатель» («The Creator»), 2023 г. Впечатления

В последнее время с фантастикой в кино не очень. В фантастику даже супергеройскую чепуху записывать стали, на безрыбье. И тут такой фильм – будущее, роботы, борьба людей и искусственного интеллекта. Надо смотреть. Посмотрел.

В последнее время с фантастикой в кино не очень. В фантастику даже супергеройскую чепуху записывать стали, на безрыбье. И тут такой фильм – будущее, роботы, борьба людей и искусственного интеллекта.

Недалёкое будущее, плюс минус 2065 год, роботы, искусственный интеллект, прогресс. Правда, этот ИИ, как обычно бывает, бахнул атомную бомбу в Лос-Анджелесе. Всего одну, что странно. Так что американцы и вообще весь Запад (его так в кино и называют – «Запад») на роботов и искусственный интеллект очень обиделись и начали их уничтожать. А роботы со своим искусственным интеллектом окопались в Новой Азии (опять термин из кино, судя по мелькающей карте, это весь юго-восточный индокитайский угол Азии, с Японией, Индонезией и Непалом в придачу). Там роботов любят, холят и лелеют, считают равными людям и всё такое. А американцы, значит, на территории этой Новой Азии, которая суверенное государство вообще-то, с искусственным интеллектом воюют, вплоть до орбитальных бомбардировок. Для чего на низкой орбите специальная местная «звезда смерти» болтается. (При этом с самим новоазиатским государством американцы вроде не воюют. Как это у них получается – неизвестно).

Но точечные термобарические удары это хоть и эффектно, но не эффективно. Потому, чтобы вычислить главного создателя искусственного интеллекта (чтоб потом его разбомбить, конечно), в некую шайку роботов и поддерживающих их людей внедряют засланного казачка. Чтобы агент внедрения среди азиатов не слишком выделялся и сошёл за своего, на эту роль выбрали Вашингтона-младшего, чёрного как сапог. (Впрочем, Джону Дэвиду Вашингтону не привыкать к таким внедрениям – в фильме Нолана «Довод» он внедрялся на Украину - и нормально, никто ничего не заподозрил).

Теоретически, из такой задумки можно было сделать что-то интересное. Да, на тему «ИИ против людей» уже масса всего снято и написано, но всё же. Да, ИИ тут, конечно, хороший, роботы хорошие, а люди, точнее, часть из них – не очень хорошие. И даже скорее очень нехорошие. Банально, конечно, но историю какую-нибудь сделать можно. Можно было бы. Но не сделали.

Такое ощущение, что сценарий фильма про искусственный интеллект писал именно искусственный интеллект. Причём современный, неумелый, косой, кривой и не особенно интеллектуальный. Ей богу, неблагодарное дело искать в фильме логические нестыковки, внутренние противоречия и дыры в сюжете – весь фильм из них состоит чуть менее, чем полностью. Такое ощущение, что у режиссёра в голове просто был некий набор картинок – и всё. А как их собрать вместе, зачем и для чего – он не знал. Придумать логичную и интересную историю – не сумел. Вот и отдал сценарий на откуп как раз искусственному интеллекту. Заодно ИИ и диалоги написал. Нет, на самом деле у фильма есть и режиссёр, и сценарист, и продюсер, и всё это один человек. Но такое ощущение, что фильм делал робот. Причём промышленный робот, который умеет только гайки крутить или трубы сваривать.

Впрочем, от сценария не отстают и актёры. Играть тут особенно и нечего, они и не играют (За Кена Ватанабе особенно обидно, хороший ведь дядька). А главный герой, Д.Д.Вашингтон, ещё и не умеет. Вот бревно бревном. Натуральный буратино, хотя играет человека, а не робота. Зачем его папка, Дэнзел Вашингтон, такого сыночку в кинобизнес протащил – непонятно.

Многие, ругая всё то, что я уже обругал, хвалят фильм за визуальный стиль. Дескать, красиво и интересно нарисовано, необычно, да с вниманием к деталям, и всё такое прочее.

О вкусах, конечно, не спорят, но и чисто внешняя, визуальная составляющая мне не понравилась. В том смысле, что она просто никакая. Ровным счётом ничего необычного или интересного я тут не углядел. Зато нелогичности – просто горы.

Вот краткий пример логики из фильма – к поселению условных «ИИ-повстанцев», расположенному на островке, по горам и джунглям незаметно подкрался американский танк, размером с футбольное поле. Причём не один такой танк, несколько. Не только подкрался, но и применил вундервафлю – ходячую, говорящую бомбу с часовым механизмом! Нет, я не шучу! Эдакая бочка, что формой, что размерами, только с ручками и ножками, ей говорят «вперёд, в атаку», бочка лихо салютует, отвечает «рад был служить с вами, мэм!» (да, сильная и независимая женщина тут злой полковник), включает обратный отсчёт и натурально бежит к противнику. Ну а добежав взрывается. Напомню, фильм – не комедия

Кстати, кто мне объяснит, зачем у местных человекоподобных роботов сквозная дыра через всю голову на месте ушей? Чтоб процессор вентилировать? Зачем вообще делать такого человекоподобного робота с лицом и телом морщинистого старикашки? Почему этот высокотехнологичный и, наверное, не дешёвый робот, с искусственным интеллектом неотличимым от человеческого разума, не только выглядит почти как бомж, но ещё и на рисовом поле сорняки пропалывает? Вы это серьёзно, да? Согбенная робостарушка с вязанкой хвороста за спиной – наверное тянет этот хворост чтобы погреть свои старые больные титановые косточки. Кстати да, даже те роботы, которые выглядят как натуральные угловатые металлические буратины, с торчащими поршнями, проводками и сервоприводами, носят одежду, кутаются в плащики, греются у костерка (sic!).

Весь фильм меня не покидало ощущение, что я смотрю нашу «Кибердеревню» с бюжетом побольше. Только «Кибердеревню» не смешную и комедийную, а совершенно серьёзную, местами даже и пафосную. Кстати да, дизайн одетых во всякое разное буратиноподобных роботов что в «Создателе», что в «Кибердеревне», совершенно одинаковый. Кто у кого идейку подрезал? Учитывая год выхода первой короткометражки, я ставлю на то, что приоритет – наш, а создатели «Создателя» тупо скопипастили.

Да, вопросы о равенстве людей и роботов в том смысле, что искусственный интеллект этих роботов от человеческого разума не отличается, в том смысле, что местные роботы вполне себе имеют чувства и эмоции, вопросы эти в фильме не поднимается вовсе. Как и вопросы, откуда и зачем эти роботы взялись, кто и с какой целью их наштамповал и продолжает штамповать.

Всё, что в фильме есть, это бессмысленная пресная безыдейная резина, которую нудно и бестолково тянут на протяжении двух часов. Оценка – неудовлетворительно.