Если норманизм является довольно условным понятием, в которое включается огромный разброс концепций, объединенных только тем, что они так или иначе учитывают роль скандинавов в процессе становления Древнерусского государства, то антинорманизм является гораздо более монолитным течением. Фактически, в нем можно выделить два основных направления.
Первое, начатое еще Михаилом Ломоносовым, можно обозначить как «славянское», в рамках которого варяги считаются одним из славянских племен. Второе направление, не отрицая того факта, что варяги являются выходцами из Скандинавии, считает, что они не оказали и не могли оказать никакого влияния на становление государственных институтов на Руси. И в том, и в другом варианте антинорманизм тесно связан с идеями национализма.
Принципиальная установка, которой придерживались антинорманисты, – это убежденность в том, что иностранные влияния свидетельствуют о неполноценности народа, на который они оказываются. А поскольку свой народ не может быть неполноценным, то любое указание на то, что к истокам его государственности приложили руку иностранцы, воспринимается как заведомо ложное.
В результате исследования антинорманистов превращались в попытку подогнать имеющиеся в источниках факты под заранее заданный результат. Именно поэтому зачастую использовался ограниченный набор источников (а на ранних этапах предпочтение и вовсе отдавалось более поздним сочинениям и компиляциям).
По мере развития археологии среди антинорманистов распространилась идея, что возможно установить прямую связь между археологической культурой и этнической принадлежностью ее носителей. Также антинорманисты любят опираться на данные генетики, однако при этом «забывают» тот факт, что генетика изучает популяции, а не этносы.
Зачастую из антинорманизма вырастают различные псевдонаучные гипотезы, основанные на «любительской» лингвистике, «ДНК-генеалогии», поверхностном знакомстве с археологией и методами исторической критики. Антинорманисты, фактически, отрицают возможность культурной диффузии и игнорируют роль миграций.
В то же время критика взглядов антинорманистов позволила серьезно расширить проблемное поле в изучении истории Древней Руси — были подняты вопросы о форме политического устройства славян и их соседей, различных типах политических образований в раннем Средневековье, межэтнических и межкультурных контактах, были усовершенствованы методы исторической критики и археологии.