38,9K подписчиков

Эксклюзивное интервью Евгения Звездакова

909 прочитали

  Сегодня вечером на Первом канале завершается телепремьера девятого сезона «Мосгаз» - «Последнее дело Черкасова».

Сегодня вечером на Первом канале завершается телепремьера девятого сезона «Мосгаз» - «Последнее дело Черкасова». В реалиях сегодняшнего дня у самого знаменитого со времен сериала «Принцесса цирка» (2008) телеромана Первого канала огромное, неисчислимое количество самых преданных поклонников. И потому всевозможные слухи о закрытии проекта нынешним последним делом абсолютно безосновательны.

  Сегодня вечером на Первом канале завершается телепремьера девятого сезона «Мосгаз» - «Последнее дело Черкасова».-2

А сейчас, в день выхода последней восьмой серии авторский канал ДЗЕН «Мир современного кино» публикует созданное по вашим вопросам эксклюзивное интервью с режиссером-постановщиком трех сезонов телеромана «Паук», «Шакал» и «Последнее дело Черкасова» Евгением Звездаковым.

Евгений Звездаков
Евгений Звездаков

Здравствуйте, Евгений Николаевич! Огромное спасибо за ваше согласие на создание интервью. Первый вопрос – когда выходит сериал на экраны, читаете ли вы отзывы о премьере и берете ли на заметку замечания при будущих съемках?

Добрый день! Отзывы на свои премьеры я иногда читаю. Но полезного из этого извлечь бывает сложно, поскольку там скорее проверяешь какие-то вещи, которые ты задумывал при создании сериала. Ведь изнутри бывает сложно увидеть плюсы и минусы чего-то, а снаружи они становятся виднее. И поэтому иногда интересно, как какой-то драматургический ход или какая-то находка работают или не работают. И только в таком смысле это полезно. Но в будущем это всегда сложно учесть, ведь когда ты снимаешь новый проект, там уже есть новые проблемы, новые вызовы, и тебе вряд ли помогут старые ошибки.

Как Вы пришли в профессию, влиял ли кто-то на ваш выбор?

В профессию я пришел тернистым путем. Сначала я, как сын родителей инженеров, поступил в Саратовский политехнический институт, и практически его окончил. Но я всегда интересовался кино, смотрел много кино. В то время было очень развито движение киноклубов, поэтому я видел очень много кино, которое потом даже не смог где-то повторить. Поскольку именно в киноклубном движении показывали поистине уникальные фильмы, которые потом сложно было где-то еще увидеть.

Андрей Смоляков и Евгений Звездаков
Андрей Смоляков и Евгений Звездаков

И через некоторое время у меня возникла некая насмотренность и появилась мечта. Поэтому после политехнического института я все-таки набрался смелости и поехал в Москву, и не с первой, а уже со второй попытки поступил во ВГИК.

А дальше моя мечта уже стала обретать какую-то реальность. Сначала это был дипломный фильм «Close up», который имел успех на международных и отечественных фестивалях. Но потом возникла большая пауза, поскольку я окончил ВГИК в 1997 году, а в то время до начала двухтысячных в стране был кризис, и потому кино не было вообще.

Андрей Мерзликин и Евгений Звездаков
Андрей Мерзликин и Евгений Звездаков

Поэтому я даже был на грани того, чтобы уйти в какую-то другую профессию, ведь всю жизнь жить в долг очень сложно. Но потом как-то постепенно, постепенно, через какие-то недорогие сериалы я вернулся в профессию, и уже практически 20 лет я снимаю более менее регулярно и более менее интересные проекты, которые мне нравятся.

С какими сложностями вам чаще всего приходится сталкиваться в работе на площадке?

Для меня самая большая сложность – это взаимоотношения с продюсерами. Ведь когда ты снимаешь студенческое кино и делаешь, что хочешь от начала до конца, это твое произведение, ты его вымучил, родил, тебе снятся какие-то кадры, и ты их потом реализуешь. И это твое кино, созданное тобой от начала до конца произведение.

А когда ты снимаешь продюсерское кино, здесь уже необходимо считаться с мнением продюсера, с мнением зрителей, которые будут смотреть этот телеканал. То есть, если ты снимаешь для конкретного канала, а у меня это, как правило, Первый канал, здесь своя своеобразная публика. Это женщины 45 плюс, и надо сделать так, чтобы им все было понятно.

Юрий Тарасов, Марина Александрова и Евгений Звездаков "Шакал" (2016)
Юрий Тарасов, Марина Александрова и Евгений Звездаков "Шакал" (2016)

Конечно, бывают те редкие случаи, когда ты снимаешь кино для фестивалей. Здесь ты уже можешь экспериментировать и делать то, что интересно тебе, но тоже до определенного предела. Вот поэтому для меня именно это самая большая сложность. Ведь все остальное: работа с артистами, с группой мне очень нравится, мне это интересно и всегда легко дается.

Вспомнил еще, как в девяностые годы, в эту затяжную паузу, когда кино не снималось, мне помогали выжить клипы. Я снимал клипы для известной группы «Браво», для Найка Борзова, снимал какую-то недорогую рекламу. И вот такая малая форма тоже помогала выжить в период, когда не было большого кино, не было еще сериалов, а деньги были нужны.

  Сегодня вечером на Первом канале завершается телепремьера девятого сезона «Мосгаз» - «Последнее дело Черкасова».-7

И, конечно же, кроме материальной необходимости, было огромное желание творить, и это желание творить было в тебе. И даже если ты раз в полгода оказывался на киноплощадке, снимая какой-то недорогой клип, это уже было счастье, потому что это было кино. Это была пленка, это был процесс, это был кайф.

Почему в девяти сезонах «Мосгаз» было семь режиссерских рокировок? Ведь в итоге после вашего четвертого фильма «Шакал» несколько последующих получились откровенно слабыми.

Здесь изначально продюсером был задуман проект, когда каждый следующий сезон снимает новый режиссер. Такая практика есть в мировом кино, и скорее это исключение, что я снял три из девяти сезонов. Просто у нас сложились нормальные творческие отношения с продюсером Денисом Евстигнеевым и с Андреем Смоляковым, и как-то было легко. И мне всегда интересно было это время, ведь я в нем жил, в семидесятые, в восьмидесятые, и поэтому здесь все удачно сложилось.

Евгений Звездаков и Леонид Ярмольник
Евгений Звездаков и Леонид Ярмольник

Но дальше я думаю «Мосгаз» будут снимать другие режиссеры. И здесь ничего страшного нет. Наоборот, каждый новый режиссер дает свою энергию, свою волну, и это очень хорошо.

Почему исполнитель главной роли Андрей Смоляков решил уйти из проекта «Мосгаз»?

Андрей Смоляков
Андрей Смоляков

Андрей Смоляков никогда не собирался уходить из проекта «Мосгаз». А название девятого фильма «Последнее дело Черкасова» - это скорее такой драматургический ход, драматургическая необходимость. А что будет дальше, будет видно, но Андрею Смолякову нравится эта роль, и я думаю, он бы не хотел, чтобы это прекращалось.

Как вы относитесь к громким звуковым эффектам во время диалогов персонажей? Неужели создатели большинства фильмов в упор не замечают, когда во время этих диалогов неожиданно появившаяся громкая музыка полностью заглушает речь артистов?

У меня аналогичный вопрос, но уже конкретно ко второй серии, когда Ковалев и Соня допрашивали некую Марго. Именно во время ответа Вероники Мохиревой заиграла музыка, напрочь «проглотившая» важную информацию. Разве подобные звуковые накладки никто не замечает?

На самом деле, это всегда особенность трансляции или того источника, по которому вы смотрите фильм или сериал. Ведь когда ты делаешь кино, делаешь его в профессиональном зале, с профессиональным звуком, с колонками, там все прекрасно слышно, и артистов, и музыку, и все звуки сбалансированы.

Вероника Мохирева
Вероника Мохирева

Но когда эта премьера проходит цифровую обработку перед тем, как она оказывается перед зрителем, здесь возможны всякие нюансы. Это касается и света, и изображения, то есть, по факту во время работы над фильмом ты видишь и слышишь одно кино, а уже затем по телевизору иногда совершенно другое кино. Это удивительно, но факт! И на разных носителях это происходит по-разному.

Андрей Мерзликин и Марина Александрова
Андрей Мерзликин и Марина Александрова

Зато сейчас с появлением и развитием цифровых платформ все стало значительно лучше. Ведь у них уже изначально запрограммировано хорошее качество. Поэтому я все-таки рекомендую зрителям больше смотреть сериалы на компьютере. Здесь совершенно другое качество, другие возможности и гораздо меньше помех, чем на ТВ.

Благодаря вашему фильму «Шакал» 20-летняя в то время Александра Бортич получила фантастическую популярность. Теперь многие зрители считают, что это была самая лучшая ее роль в преддверии дальнейшей творческой деградации. Как вы относитесь к нынешней всесторонней критике в адрес Александры?

Александра Бортич хорошая актриса и хороший человек. И мне кажется, что критика, которая сейчас идет в ее адрес и все эти нападки, они скорее касаются ее политических взглядов, но никак не актерских способностей.

Андрей Смоляков, Александра Бортич и Павел Чинарев "Шакал" (2016)
Андрей Смоляков, Александра Бортич и Павел Чинарев "Шакал" (2016)

Но, к сожалению, в голове у телезрителей все это соединяется и замещается. Но я бы не судил об актрисе по ее каким-то политическим высказываниям, это все-таки разные вещи. А как актриса, Александра очень хорошо делает свою работу и ее ждет хорошее будущее.

Кому принадлежит идея «реанимации» Влада Вихрова – вам или Зое Кудре?

Максим Матвеев "Мосгаз" (2012)
Максим Матвеев "Мосгаз" (2012)

Идея этого сезона принадлежит Зое Кудре, которая ранее писала первый сезон «Мосгаз», затем «Палач», «Шакал» и «Катран». И мы очень хотели, чтобы она писала и этот сезон. Однако Зоя Анатольевна ограничилась идеей. На мой взгляд, эта идея очень мощная и сюжетообразующая.

Сколько лет Черкасов будет ходить в майорах? Ведь он давно должен быть полковником и, сидя в кабинете, руководить своими опытными учениками.

По поводу звания майора Черкасова – это такая константа, которая не должна меняться. Это же не реальное течение времени. Как, например, в фильмах «Джеймс Бонд», никто же не удивляется, что ему все время, в течение нескольких десятилетий одинаковое количество лет.

Евгений Звездаков и Андрей Мерзликин
Евгений Звездаков и Андрей Мерзликин

Нечто похожее происходит и здесь, ведь майор Черкасов, как, например, комиссар Коломбо. По факту, никто же не знает, какое звание у Коломбо, так и здесь. То есть, я бы так буквально не подходил к этому вопросу. Такое звание майор, как, например, майор Ковалев или капитан Тимофеева. Ведь они так и останутся в этих званиях, пока этот проект жив.

Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах после премьеры «Последнее дело Черкасова»?

Вадим Андреев, Андрей Смоляков и Евгений Звездаков
Вадим Андреев, Андрей Смоляков и Евгений Звездаков

Творческие планы пока неопределенные! Есть какие-то предложения, есть какие-то желания, но пока все неточно. Наверное, хотелось бы все-таки сделать какую-то современную историю, поскольку я достаточно долго работал в ретростилистике, и люблю смотреть современные сериалы про современность, и мне интересно было бы что-то такое сделать.