Найти в Дзене
Beyond the horizon

Волжские болгары: Искатели просветления в средневековом Поволжье.

Древние степные кочевники вели жизнь полную драмы и перемен. Их быт основывался на непрерывных переездах, так как их стада овец, коров и лошадей нуждались в свежих пастбищах. Это означало, что они не могли защищать свои границы постоянно, уходя со своими стадами. Было сложно обороняться от врагов на просторах степей, и кочевники вынуждены были полагаться на свою храбрость, боевые навыки и маневренность на коне. В обществе кочевников существовала суровая дисциплина, и военные вожди обладали неоспоримой властью. Они были отважными и сильными воинами, взгляд на которых заставлял противников бояться. Эти черты были характерны для разных кочевых народов степей Евразии. Однако, людская жажда власти и богатства иногда перевешивала страх перед сражением с такими опасными воинами. Кочевники часто воевали между собой, стремясь обладать обширными пастбищами для своего скота.

В просторах Восточной Европы, граничащих с русскими землями, жили сильные кочевые народы, которые сменяли друг друга на протяжении веков. Их судьбы определялись приходом более могущественных народов, которые либо вытесняли их из их привычных земель, заставляя искать новые места для обитания, либо покоряли их и в конечном итоге ассимилировали. Таким образом, сарматы, гунны, хазары, печенеги и кипчаки следовали друг за другом в степях. В VIII веке племена болгар (булгар), язык которых относился к тюркской группе, проживавшие в злачных степях Северного Причерноморья и Северного Кавказа, оказались под давлением расширяющегося Хазарского каганата. Болгары пришли в Европу примерно за полвека до этого из Центральной Азии. В результате, они разделились и покинули свои кочевья. Часть болгар, под руководством хана Аспаруха, переселилась на запад, к реке Дунай, где смешалась с местным населением, включая фракийцев и славян, и основала свое государство — Дунайскую Болгарию. Этот народ стал предком современных болгар. Однако, другая часть болгар смешалась с более могущественными хазарами и аварами, а остальная группа, в VIII веке, переселилась на север, в степи и леса Среднего Волги и Камы. Здесь они приняли полукочевой образ жизни, когда летом скот пасся на степных пастбищах, а зимой они жили в постоянных поселениях, кормя его припасенным сеном. Именно в этих землях они создали государство, известное в истории как Волжская Болгария (или Волжская Булгария). Таким образом, судьба кочевых народов в степях Восточной Европы была постоянной сменой владельцев и адаптацией к новым условиям жизни. Эта история удивительного наследия кочевников проливает свет на многообразие культур и народов, которые сформировались в этом регионе. 

Древние болгары, принадлежавшие к европеоидной расе с некоторыми монголоидными особенностями, жили в круглых юртах, которые они устанавливали на кольях, а в центре разжигали огонь. В результате перехода к полукочевому образу жизни, они начали заниматься земледелием, обрабатывая поля, на которых выращивали в основном просо. Лошади были их основным скотом, так как их содержание было удобным и экономически выгодным после отказа от традиционного кочевого скотоводства. Лошади использовались как военные и тягловые животные, а их мясо и молоко использовались в пищу. Болгары носили рубашки, надеваемые поверх кафтана, а на голову надевали суконный колпак, известный как башлык. Они также обувались в сапоги. В быту они использовали металлическую посуду, которая устойчиво служила им при частых переездах на пастбища и зимние стойбища. Болгары жили в родовых общинах, известных как стойбища или аулы. Каждое стойбище имело своего старейшину, известного как патша. Благодаря своему военному искусству болгары, обосновавшиеся на Волге и Каме, смогли установить свое господство над местными племенами, говорившими на финно-угорских языках. Они не только защищали эти народы от врагов, в основном от хазар, но и обменивались товарами и знаниями. Вначале андренская община была равноправной с народами Волжской Болгарии, но уже в VIII-XI веках распространение ислама привело волжских болгар к кутузовской. Волжский Болгар успел править с Волжской до 1236 г. в составе Золотой Орды.

Арабские делегаты активно проповедовали основы Ислама среди болгар. Прежде болгары исповедовали тенгрианство, древнюю религию степных кочевников, чью основу составлял культ единого бога неба. Это создавало сходство между их традициями и исламским учением, и, возможно, привлекло их к новой монотеистической религии. В 922 году в Булгар прибыло многочисленное посольство от багдадского халифа аль-Муктадира, который признал балтавара Алмуша каким-то великим оливкам, принял ислам и объявил его государственной религией Волжской Болгарии. Правители Волжской Болгарии стали наместниками халифа, и государство стало известно как болгар-эманат. Это событие стало отправной точкой для интенсивного развития культуры волжских болгар. Проповедники, ученые и учителя из Халифата прибывали в Волжскую Болгарию и активно распространяли знания и образование. Города Волжской Болгарии, известные как "страна тысячи городов", начали процветать. Булгар, столица Волжской Болгарии, был на три раза больше, чем Париж в то время. Жители города наслаждались комфортным образом жизни: в городе функционировали водопровод, канализация и даже центральное отопление - грандиозное достижение для того времени. Культура и наука процветали в Волжской Болгарии. Волжские болгары оказались впереди своего времени и уже понимали, что Земля вращается вокруг Солнца, как отражено в стихотворении местного поэта Сайфи Сараи. Географы в Аравии и Иране отмечали, что Волжская Болгария была самой северной мусульманской страной. Когда князь Руси Владимир рассматривал вопрос о выборе единой религии для своего государства, послы из Волжской Болгарии предложили ему принять Ислам. Однако князь отказался, отметив, что Ислам запрещает употребление вина, в то время как питие вина было важной частью обычаев славянской дружины. Однако в 1223 году произошло событие, которое предвещало тяжелые времена и потерю независимости для Волжской Болгарии.

Через степи, южнее государства Болгар, проникли два военных корпуса Монгольской империи — молодой, но уже невероятно мощной и устрашающей державы на Востоке, созданной Чингисханом. Монголы под командованием Джэбэ и Субэдэ разгромили Аланское царство на Северном Кавказе и разорили кипчаков, на тот момент проживавших в восточноевропейских степях. Они также нанесли поражение союзу русских княжеских дружин, представлявших интересы кипчаков, на реке Калке. Однако сильное и хорошо организованное войско болгар-мусульман, возмущенное наглостью монголов их границах, нанесло им толчок. Летописи сообщают, что болгары пленят 4 тысячи непобедимых на первый взгляд монгольских воинов и затем обменивают их на баранов. Ответного унижения монголы не прощают. Болгары, которые на тот момент находились на вершине своей мощи и процветания, чрезвычайно недооценили нового противника. В 1236 году огромная армия монголов под командованием хана Бату вторгается в Волжскую Болгарию, разгромляет болгарское войско и разоряет земли Среднего Поволжья и Прикамья. Многие города, включая Болгар и Биляр, были сожжены. Монголы залепили кровью прежде богатую и цветущую страну и уничтожили множество культурных сокровищ. Волжская Болгария подчиняется империи, которая простирается от пустынь Аравии до берегов Тихого океана. Она становится вассальным государством Улуса Джучи (Золотой Орды) и должна платить дань. Внутри страны она остается вполне самостоятельной, но без согласия вождей Улуса Джучи не может вести внешнюю политику и обязана принимать участие в их войнах. Однако монголы, прибывшие из Центральной Азии и различные тюркские народы восточноевропейских степей, вошедшие в состав Улуса Джучи, усваивают более прогрессивную культуру Болгарии и начинают проявлять интерес к исламской религии. В 1320-1321 годах хан Узбек делает Ислам государственной религией Улуса Джучи, территория которого простирается от Карпат до Западной Сибири. Однако под конец столетия над Волжской Болгарией, так же как и над всем Улусом Джучи, нависает новая опасность от империи Тимура из Самарканда. Тимур после победы над джучидским ханом Тохтамышем пустошит землю Улуса, включая его столицу Сарай на Нижней Волге. В 1396 году Тимур опустошает Волжскую Болгарию, захватывая город Болгар и убивая болгарского правителя Абдуллаха-патшу. После этого Болгария больше не восстанавливается, и внутренний политический центр Волжской Болгарии перемещается на север в город Казань (Казань), где удалось спасти от расправы Тимура сыновей и наследников Абдуллаха-патшуГалимбека и Алтынбека. В 1438 году на территории Среднего Поволжья возникает независимое Казанское ханство.

Казань стал объектом соперничества между различными фракциями внутри Улуса Джучи и Московского государства. В конце концов, Казань оказалась под влиянием двух соперничающих сил: Крымского ханства, связанного с Османским Халифатом, и Московского государства, которое постепенно укрепляло свое влияние. Казанское ханство взаимодействовало как с окружающими тюркскими народами, так и с Московским государством в борьбе за контроль над торговыми маршрутами и налоговыми доходами от подателей в районе Средней Волги. В конечном итоге, Казань оказалась в конфликте с Московским государством, когда оно заняло город в 1487 году и установило своего представителя на троне. Москва стала важным союзником Казани и следующий казанский хан Шах-Али, но крымский хан Сахиб Герай возглавил восстание в Казани и изгнал Шаха-Али, став самым влиятельным правителем Казанского ханства. Это привело к длительной войне между Казанским ханством и Московским государством, в ходе которой казанцы совершили несколько походов на Москву, нанося удары по окрестностям города. Однажды казанцы даже смогли захватить князя Василия III, который спрятался в стоге сена, едва избежав пленения. Однако, наступил конец независимого Казанского ханства. Город был разрушен в ходе русско-казанской войны в 1552 году, когда Иван IV (Грозный) атаковал Казань с огромной армией, и в результате город был взят и полностью разрушен. Казанское ханство стало провинцией в составе России. Население Казани, которое не успело бежать, было уничтожено боем, а потомки могущественного болгарского народа ожидали много лишений и притеснений, в том числе попыток насильственного обращения к христианству. Несмотря на это, история Волжской Болгарии оставила огромное культурное и историческое наследие, которое смогло внести свой вклад в формирование российской культуры.

Великие достижения Волжской Болгарии не обратились в пустую и стали фундаментом для последующего развития более мощных государств, которые расширили свои границы на Поволжье. Долгое время, волжские болгары сохраняли свою национальную самобытность, несмотря на то, что их часто относили к татарам, как и другие тюркские народы, проживавшие в составе Улуса Джучи. Иногда их даже именовали казанскими татарами. Вплоть до XIX века, потомки болгар идентифицировали себя как особую этническую группу, и хотя к XX веку большинство из них считали себя частью татарского народа, все же некоторые коренные жители Татарстана до сегодняшнего дня называют себя именно болгарами. Это не удивительно, ведь такой утонченной и древней культуры, созданной этим народом, невозможно было просто так исчезнуть.