63,2K подписчиков

Пилотируемая разведывательная авиация НАТО в Европе. Часть 1

4,8K прочитали

Данная статья является оригинальной авторской версией статьи "Летающее «ухо» НАТО. Им сверху слышно всё?", опубликованной в еженедельнике "Звезда". Публикуется с согласия редакции

После инцидента с беспилотником MQ-9 Reaper (Жнец) произошло некоторое снижение активности разведывательной авиации НАТО. Но испуг прошёл и снова у наших рубежей круглосуточно висят самолёты-разведчики.

Данная статья является оригинальной авторской версией статьи "Летающее «ухо» НАТО. Им сверху слышно всё?", опубликованной в еженедельнике "Звезда".

Накопительная схема полётов разведывательной авиации в регионе Украины и запада России.

Последний отчёт такого вида. Видимо канадскому блогеру Denis украинского происхождения который ежемесячно рисовал их, настоятельно порекомендовали больше этого не делать. Но и этот достаточно показателен.

Многие из нас часто слышат или видят в новостных лентах в интернете сообщения об очередном полёте над Чёрным морем беспилотного разведывательного ЛА RQ-4B Global Hawk. По продолжительности и частоте разведывательных миссий он лидирует по сравнению с любым другим самолётом-разведчиком в этом районе. Над Чёрным морем действуют фактически только БПЛА. Однако пилотируемые самолеты всегда будут иметь больше технических возможностей для разведки, включая более разнообразное оборудование и бо́льшую энергетику. Беспилотники ограничены своими размерами и не могут нести такое оборудование, как пилотируемые самолеты. Читатель возразит – а что мешает сделать беспилотный самолёт-разведчик размером с E-3С Sentry или RC-135V/W? Ничего. Просто стоить он будет в несколько раз дороже. Дороже пилотируемого. И нисколько не проще в эксплуатации.

Для наиболее важных и сложных миссий привлекаются в первую очередь такие самолёты как RC-135V/W. Это на сегодняшний день самый главный разведывательный самолёт США и НАТО, дающий наиболее полную разведывательную информацию. Часто сообщается в СМИ о полётах P-8A Poseidon, и «самолёта Авакс». Только первый не совсем разведчик, а противолодочный патрульный самолёт, а второй, правильно называемый «E-3C Sentry c системой AWACS», самолёт ДРЛОиУ. То есть один разведывает морскую обстановку, другой воздушную. Наземная для них – опциональная, а не основная задача.

Короче. Увидеть в небе беспилотные разведывательные летательные аппараты с массами в десятки и более тонн – маловероятно.

Поэтому пилотируемая авиация продолжит выполнять наиболее сложные, глубокие и комплексные разведывательные миссии ещё много лет.

Вот основные самолёты разведчики, действующие у наших западных границ.

Инфографика автора
Инфографика автора

В таблице выдержан единый масштаб для всех типов. И не нужно говорить, что за счёт миниатюризации в беспилотники втиснули крутую аппаратуру. Объективно мало места, мало мощности питания.

Столько потратил времени и сил на эту таблицу, а первый же читатель заявил в Курилке, что она кривая. Что все RC, и E построены на базе одного Боинг 707 и должны быть одинаковыми. Обидно. Пришлось сделать ещё одну таблицу, чтобы развеять это заблуждение.

Данная статья является оригинальной авторской версией статьи "Летающее «ухо» НАТО. Им сверху слышно всё?", опубликованной в еженедельнике "Звезда".-3

Подтверждаю, что масштаб правильный, и что двигатели на всех типах разные. В короткой статье невозможно детально рассказать о каждом самолёте-разведчике. Поэтому я уделю больше внимания RC-135V/W, поскольку он имеет наиболее полный состав разведывательного оборудования. Про другие самолёты я скажу только об их нетиповых возможностях. Грузить вас, читатель, простым перечислением ТТХ вместо интересной информации не стану. Но сначала общее.

Каковы же возможности разведывательной авиации?

Прежде всего осознаем, что вся разведывательная информация, добывается авиацией с помощью систем РЭР – радиоэлектронной разведки. Иностранцы обозначают её SIGINT - Signals intelligence (SIGINT) – анализ сигналов. В ней несколько видов:

- радиотехническая (РТР) – фиксация сигналов РЛС и других радиоэлектронных средств (РЭС), перехват информации в каналах связи между РЭС;

- радиоперехват – прослушивание и запись переговоров между людьми;

- радиолокационная – наблюдение наземной, морской и воздушной обстановки при помощи различных активных радаров;

- электронно-оптическая и лазерная – то же, но с помощью оптико-локационных и лидарных станций;

- мониторинг полей – физических полей подводных лодок, следов ядерных испытаний или аварий и т.п.;

- телеметрическая – перехват телеметрической информации при испытаниях ракет и другого оружия.

Глубина радиоэлектронной разведки может достигать 800 км при полёте самолёта-разведчика на высотах от 10 км.

А вот классическая фоторазведка теперь практически полностью отдана космическим аппаратам. Прошли времена, когда для получения снимка аэродрома или военно-морской базы требовалось проникнуть в воздушное пространство противника.

Что могут обнаруживать эти летательные аппараты?

В первую очередь работу различных РЭС. Этим занимается радиотехническая разведка. Разведываются не мифические «коды РЛС», которыми СМИ прожужжали нам уши. Прежде всего выясняются две характеристики: позиция радара (с помощью триангуляции) и несущие частоты. Далее более подробно: ширина и периодичность следования импульсов, виды модуляции и ряд более тонких параметров зондирующих сигналов, графики работы дежурных средств, порядок смены частот. А вот коды государственного опознавания (Свой-Чужой) не записываются – бесполезное занятие. На взламывание таких кодов нужно слишком много вычислительных мощностей и времени. За период смены кодов не успеть.

Любой самолёт в воздухе облучается тысячами, а над Европой или Северной Америкой даже десятками, если не сотнями, тысяч различных источников электромагнитного излучения, в том числе тысячами радаров. В этой каше бортовой аппаратуре РТР нужно найти – отселектировать, говорят радиоинженеры, нужные. Для этого самолёты оборудуются огромным количеством различных антенн от маленьких до огромных.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:USAF_-_RC-135W_Rivet_Joint_-_Waddington_Airshow_2012_(7495900798).jpg
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:USAF_-_RC-135W_Rivet_Joint_-_Waddington_Airshow_2012_(7495900798).jpg

Разведывательный самолёт RC-135W Rivet Joint (Заклепочное соединение).

Утыкан антеннами, как ёж колючками. «Щёки» скрывают антенны РЛС бокового обзора – РЛСБО, о ней ниже.

Приёмные устройства получаются многоканальными и очень сложными. Принятые сигналы оцифровываются — вот тут-то и есть вершина сложности радиоэлектронных систем разведчика. Сверхвысокие частоты, множество каналов. Почти всё оборудование можно сделать из широкодоступных полупроводников, кроме АЦП – аналого-цифровых преобразователей радиолокационных сигналов, это наиболее сложные узлы на специализированных чипах.

В разведывательной аппаратуре на борту имеются огромные библиотеки сигнатур - "электромагнитных портретов", большинства РЛС планеты Земля – наземных, морских, самолётных. Это результат кропотливой работы нескольких поколений специалистов радиоэлектронной разведки. Электромагнитные «портреты» обнаруженных в данном полёте источников изучаются и сравниваются с хранящимися в библиотеках. Если встречается неизвестный ранее радар, радиостанция и т.д., её данные каталогизируются и пополняют библиотеку. Само собой аналитики на земле обеспечат этими данными и другие разведывательные системы, а также их "прошьют" их в библиотеки систем предупреждения об облучении всех боевых самолётов.

Работой таких сложных комплексов радиотехнической разведки управляет несколько – в зависимости от конкретного типа ЛА, операторов. Их число, например на RC-135V/W, может доходить до 16 плюс 1-2 инженера, и это без учёта лётного экипажа. Разумеется, даже самые классные специалисты ничего не смогли бы сделать без мощных вычислительных комплексов на борту.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/RC-135_Rivet_Joint_maintenance_2006-11-16.jpg/1280px-RC-135_Rivet_Joint_maintenance_2006-11-16.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/RC-135_Rivet_Joint_maintenance_2006-11-16.jpg/1280px-RC-135_Rivet_Joint_maintenance_2006-11-16.jpg

Это только один из нескольких отсеков для операторов RC-135V/W.

Именно вот этот самолёт и обнаруживает все плановые или по неисправности выключения наших РЛС и ЗРК, маневр их на другие позиции, тем самым помогая выбирать момент для запуска БПЛА вглубь нашей территории.

Пассивная разведка обеспечивает и радиоперехват различных линий связи с оперативной дешифровкой. В таких операциях тоже нужно отселектировать, скажем, переговоры стропальщик-крановщик на стройке, но взять на контроль переговоры диспетчера и топливозаправщиков на аэродроме и по ним (вместе с другими РЭС в той же локации) вычислять время взлёта стратегических бомбардировщиков. Случаев радиоигры через самолёты-разведчики не отмечалось, но и это исключать нельзя.

Перехват обмена данными в различных каналах связи – важнейшая задача. Бо́льшая часть операторов на борту заняты именно её выполнением. И здесь особое место у RC-135V/W и суперсекретного Bombardier Challenger 650 Artemis(Артемида).

Фото армии США
Фото армии США

Bombardier Challenger 650 Artemis (Артемида).

Таких самолётов всего два и принадлежат они не военным, а частным подрядчикам Пентагона LASAI AVIATION LLC и TENAX AEROSPACE LLC. Самый засекреченный на сегодняшний день самолёт-разведчик США. Минимум информации о нём просочилось в СМИ. Изюминкой этого самолёта является применение в разведывательных системах искусственного интеллекта. Разведывательную миссию выполняют два пилота и всего лишь 4 оператора.

Способности по перехвату информации в линиях связи проиллюстрирую собственным опытом. Служил недалеко от Анадыря в 81-84-м годах прошлого века. RC-135 предыдущих модификаций часто приходили к Чукотке и по 10-20 часов лазали вокруг неё. Особенно любили делать это в нелётную для анадырского аэродрома погоду, когда истребители с него не могли взлетать. Самая интересная тема для разведки у них была – позиции ракетных комплексов РСД-10 «Пионер» в посёлке Гудым. Для работы по ним они ходили в Анадырском заливе по треугольному маршруту со стороной 100 км без нарушения нашей границы. Так вот, однажды один из них, обнаглев в отсутствии истребителей, всё же рискнул к ней приблизиться. Когда же с КП зенитного ракетного полка в дивизионы поступило предупреждение (не команда) командира – «Быть готовым к боевому пуску», резко развернулся и с быстрым снижением ушёл в море. То есть чётко была услышана и расшифровано предупреждение, передаваемое по проводам и радиорелейной связи, чего теоретически быть не до́лжно было.

Именно по радиоперехвату натовские разведчики вычисляют начало подготовки к вылету Ту-95 и МиГ-31 и предупреждают украинскую «Противоповетряную оборону». На аэродромах возрастает активность работы всех РЭС, что и пеленгует вероятный противник. Так что внезапность наших ударов невозможна.

Кроме того. Две слабенькие РЛС обзора передней и задней полусфер этого самолёта не могут обеспечить надёжный сбор информации о воздушной обстановке. Но это с лихвой компенсируется возможностями фиксировать работу бортовых РЛС и других источников электромагнитного излучения самолётов, радиовысотомеров крылатых ракет, точно определять их координаты и типы и даже наводить на них свои истребители.

Но не просто оперативная информация собирается ими. Все(!) самолёты- разведчики взаимодействуют с главной разведывательной системой Запада – системой «Эшелон», созданной под эгидой американского АНБ (точнее его предшественника - агентства безопасности вооружённых сил США) пятью англоязычными странами по соглашению «UKUSA Agreement» о радиотехнической и разведывательной безопасности США — Великобритания 1947 года. Позже к нему присоединились Австралия, Канада, Новая Зеландия и неофициально его стали называть – Пять глаз.

https://www.hadalsame.com/wp-content/uploads/2021/11/s22.jpg?w=640
https://www.hadalsame.com/wp-content/uploads/2021/11/s22.jpg?w=640

Британская база Raf Menwith Hill, из системы Эшелон

ECHELON («Эшелон») глобальная система радиоэлектронной разведки. Включает в себя большое количество баз, спутников, центров обработки данных, подвижных объектов, других элементов инфраструктуры по всей планете. Она, цитата из Википедии: «имеет возможность перехвата и анализа телефонных переговоров, факсов, электронных писем и других информационных потоков по всему миру путём подключения к каналам связи, таким как спутниковая связь, телефонная сеть общего пользования, СВЧ-соединения». Добавлю - и даже перехватывать информацию из оптоволоконных линий, с помощью тайно устанавливаемого около маршрутизаторов оборудования.

Некоторая аппаратура системы была установлена и на всех правительственных самолётах стран-членов НАТО. Нашим якобы желанием завладеть ей поляки обосновывают «сбитие» нами самолёта президента Качиньского.

Конец первой части.

**********

Ну не Чехов, я! Статья поместилась в 24 000 знаков. Столько в Дзене в один присест мало кто читает. Поэтому вторая часть здесь.

Данная статья является оригинальной авторской версией статьи "Летающее «ухо» НАТО. Им сверху слышно всё?", опубликованной в еженедельнике "Звезда".-8

Кнопка перевода через Юмани из любого банка

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302