Найти в Дзене
9K подписчиков

Как научить ребёнка постоять за себя в школе: советы психолога

Фото freepik.com
Фото freepik.com

Ребёнок, попадая в детский коллектив, учится коммуницировать с социумом, в том числе через конфликты. Задача родителей – научить ребёнка отстаивать свои границы, находить пути выхода из конфликтных ситуаций и вмешаться, когда это необходимо. Как правильно это сделать, объяснила практикующий психолог Александра Дорофеева.

Практикующий психолог Александра Дорофеева:

1. Наше поведение и реакции закладываются в семье – не все, но основные. Чтобы ребёнок рос с пониманием того, как с ним можно обращаться, разговаривать, дружить, а как нельзя, родители должны первыми показать ему пример. Это значит, уважать его личное пространство, например, стучать в его комнату, прежде чем войти. Разговаривать дома спокойно, не придумывать прозвищ и отслеживать повышение тона и, конечно, не использовать нецензурную лексику. Дети копируют стиль поведения людей, особенно своих родителей. Они учатся, как реагировать на сложные ситуации, наблюдая за тем, как ведут себя мама и папа, когда что-то случилось.

2. Второй момент – доверие в отношениях с родителями. Ребёнок должен знать, что может рассказать вам о трудной ситуации и вы его поддержите. Но доверие не возникает на пустом месте, важно наладить диалог: обсуждайте с ребёнком различные ситуации, в том числе и те, когда он чувствовал себя обиженным. Поощряйте ребёнка честно высказывать свою позицию и отстаивать свои интересы. В психологии это называется ассертивное поведение. Это умение озвучивать свои потребности и желания без агрессии и неуважения к другим. Если ребёнок не отвечает агрессией на агрессию, его становится неинтересно дразнить и задевать.

3. Иногда родители учат своих детей давать сдачи, но это не всегда эффективно, и, скорее всего, такой поступок повлечет за собой проблемы в школе. К тому же вспыльчивых и импульсивных детей, которые склонны решать проблемы кулаками и не могут вербально защитить себя, чаще дразнят. Поэтому нужно тренировать навыки, которые помогают остановить буллинг.

4. Но в идеале сценарий поведения ребёнка в конфликтной ситуации должен быть такой: он должен дать отпор обидчикам, без агрессии, обозначить свои границы «Нет, со мной так нельзя». Потом поделиться своими переживаниями со взрослым — попросить совета или помощи, если чувствует, что ему сложно справиться самому.

5. Наконец, родители, если проблема системная, то есть это не единичная конфликтная ситуация, а действительно буллинг, должны привлечь к её решению воспитателей, учителей и администрацию детского садика или школы. Потому что травля вредна для любого коллектива (не важно, взрослого или детского) и ее нельзя игнорировать. Если ничего не меняется и ребёнка продолжают дразнить и преследовать, то есть смысл поменять учебное заведение или детский сад.