107 подписчиков

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

В сегодняшней статье мною рассмотрен вопрос, которым задавался так или иначе каждый человек на этой планете. Также уверен, что многие из нас задаются вопросами об устройстве нашего общества, принципах и целях политики, экономических закономерностях. Всё больше и больше люди обращаются к таким вопросам под влиянием событий последних четырёх лет. Для ответа на эти вопросы Я решил переосмыслить процесс развития политико-экономических отношений на протяжении всей истории человечества. В основу моих размышлений положен формационный подход в сочетании с принципами эволюции живых видов. При этом условия качественного перехода человеческой цивилизации от одной стадии к другой в прошлом позволяют определить направления и характер изменений в будущем. Хотя мои мысли не претендуют на истинность или уникальность, считаю, что моя точка зрения будет полезна для широкого круга лиц.

В сегодняшней статье мною рассмотрен вопрос, которым задавался так или иначе каждый человек на этой планете.

Во все времена для человека были актуальны вопросы о собственном положении среди людей, о своих перспективах, своей участи, выборе жизненного пути. В повседневной жизни человек жаждет таких знаний, которые позволили бы ему эффективно распорядиться собственным потенциалом. Люди хотят безбедной жизни, счастья, самореализации. По моему мнению, для ответа на эти вопросы и обретения желаемого, необходимо понимать текущий момент и обладать представлениями о сущности нашей реальности. Принято считать, что жизнь человеческого общества выражена в четырёх сферах: экономической, политической, социальной и духовной. Можно много спорить о том, как взаимосвязаны эти сферы, но невозможно не заметить доминирующего влияния именно экономической и политической сфер на жизнь человечества. Поэтому в данной статье эволюция политико-экономических отношений рассматривается как следствие эволюции биологических видов и как определяющая сила антропогенеза вообще. Переосмыслен формационный подход к описанию эволюции политико-экономических отношений [1]. Определены условия для возникновения каждой новой формации прошлого и настоящего, а также определены формации будущего. Фактически, сформирована собственная точка зрения, дающая ответы на поставленные вопросы и актуальная тем самым для широкого круга лиц.

Как известно, все без исключения процессы носят эволюционный характер. Эволюция - это такой процесс, при котором субъект, претерпевая изменения, частично приобретает качественно новые свойства, которые в свою очередь, являются причиной для последующих изменений субъекта. Новые свойства, как и порождаемые ими изменения, не противоречат всем предшествующим процессам и изменениям субъекта.

Так, физические изменения материи начались в момент большого взрыва и продолжаются до сих пор в течение вот уже 14 миллиардов лет [2, 3]. На определённом этапе эти изменения привели к появлению элементарных частиц, а позже и химических элементов, положив начало химическим изменениям материи. Химические явления, изменения, химическая эволюция также продолжаются до сих пор [4]. На определённом этапе, около 4 миллиардов лет назад [5], в результате усложнения химических веществ произошёл качественный переход от неживой материи к живой: появились устойчивые комплексы из молекул, способные поддерживать своё термодинамическое равновесие и воспроизводить себя. Так началась биологическая эволюция. Далее, биологическая эволюция сделала важнейший переход от одноклеточных живых организмов к многоклеточным, и затем, минуя большую череду преобразований в течение примерно 1 миллиарда лет, обретение живыми организмами сознания, самосознания, привело к появлению человека. Ориентировочно 2 миллиона лет назад начался антропогенез, как качественно новое направление изменений [6]. При этом несомненно то, что человек одновременно является результатом как антропогенной, так и биологической, химической и физической эволюций одновременно. Также несомненно и то, что например, антропогенез не может начаться в результате химической эволюции, минуя биологическую: для каждого нового качественного перехода нужно соблюдение своих условий.

Как уже было отмечено во введении, определяющую роль в антропогенезе во все времена играли политико-экономические отношения. Очевидно, что и они подчиняются эволюционным законам и являются закономерным следствием предшествующих изменений. Следовательно, политико-экономические отношения также сами по себе являются эволюционным процессом и потому подразумевают изменения и обретение социумом качественно новых свойств. Чтобы описать качественные изменения в социуме, теоретики марксизма разработали формационный подход, а стадии между качественными переходами назвали политико-экономическими формациями или просто формациями [1, 7, 8]. Так, в 50е годы в СССР была принята пятистадийная схема, включавшая первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй [1]. И хотя К. Маркс, и его последователи признавали работы Ч. Дарвина, в частности «Происхождение видов путем естественного отбора» [9], не приняли во внимание принципов эволюционной преемственности. По мнению коммунистов:

- каждая новая формация искореняет полностью предыдущие отношения,

- переход к коммунистической формации может быть обеспечен путём революции, даже если для этого не соблюдается достаточное количество условий и предпосылок.

Слева направо: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Мао Цзэдун
Слева направо: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Мао Цзэдун

Но эти два тезиса противоречат принципам эволюции, приведённым выше. Как показывает историческая практика, государственность, основанная на таких предпосылках, не отличается устойчивостью и не может существовать хотя бы в течение ста лет. Поэтому рассмотрим систему политико-экономических формаций, отражающую преемственность с предшествующим эволюционным процессом:

Жители острова Сентенел, которые до настоящего дня живут в первобытном строй
Жители острова Сентенел, которые до настоящего дня живут в первобытном строй

Первобытно-общинный строй.

Первобытно-общинный строй является первой стадией политико-экономических отношений в человеческой истории. Предположительно, данный строй зародился 3,5 - 2 миллиона лет назад, чему способствовали:

- развитие мозга у предков человека,

- развитие прямохождения,

- практика коллективной охоты,

- изготовление орудий труда и приручение огня.

Основная социальная единица при таком строе - община, насчитывающая от 10 до 30 особей. Первоначально основным способом добычи пропитания было собирательство. Позднее была освоена охота. Такая модель отношений оказалась эффективной и способствовала увеличению человеческой популяции, освоению новых территорий, зарождению примитивных религий (тотемизм, анимизм, шаманизм) и примитивного абстрактного искусства (наскальная живопись), развитию речи. Впервые в это время произошли разделение и специализация труда (мужской и женский труд, охота и изготовление орудий труда). В это же время произошла дифференциация первобытных людей по физическим признакам: Более могучие, сильные, ловкие, умелые образовали знать. Казалось бы, что в наши времена первобытно-общинные отношения для человеческой цивилизации остались в прошлом. Но в действительности, эти практики до сих пор исподволь влияют на всю цивилизацию (хотя впрочем, имеются и такие места на планете, где первобытно-общинный строй - единственная повседневная реальность). Вспомните эти слова, когда захотите себе машину побольше размером, чем у соседа, жить в квартире этажом повыше, или например, выехать за город на шашлыки, рыбалку или охоту. Женщины могут вспомнить про первобытные отношения каждое утро, когда красят ногти, губы и ресницы, или например, хотят красненький IPhone или розовую машину. Современные люди подвержены экзистенциальным страхам, таким, как страх одиночества (изгонят из общины) или страх перед неизвестным (хищники, чужаки). Эти и многие другие первобытные поведенческие паттерны оттеснены в современных людях в область бессознательного, но незримо определяют нашу жизнь день за днём.

Аграрно-рабовладельческий строй.

Согласно официальной науке, 15 - 10 тысяч лет назад первобытные люди стали массово одомашнивать животных и полезные в хозяйстве растения. Заниматься тем, что после назовут сельским хозяйством, было менее рискованно, чем заниматься охотой: больше шансов оставаться в живых дольше и больше шансов быть при этом сытым в любое время года. В свою очередь, новые виды деятельности привели к новым отношениям между людьми:

- люди стали чаще избирать оседлый образ жизни, так как были теперь «привязаны» к плодородной почве, ожиданию урожая, пастбищам для скота и др.,

- возросла степень разделения труда, так как для сельского хозяйства необходимо больше различных инструментов и приспособлений, а кроме того одежда, изделия из кожи, камня, колёса для телег и др.,

- возросла степень влияния знати, которая взяла на себя функции управления людьми и распределения ресурсов между ними,

- впервые было использовано подчинение, подневольный труд людей, так как сам характер сельскохозяйственных работ предполагает своевременную и слаженную работу большого количества людей, каждый из которых выполняет повторяющиеся монотонные действия,

- перед людьми впервые встал выбор: работать монотонно в поле на хозяина и остаться в живых и гарантированно сытым или рисковать жизнью в дремучем лесу, применяя разнообразные навыки охотника без каких-либо гарантий добыть пропитание.

- зарождаются науки: геометрия, астрономия, математика и др.

Так как аграрная деятельность требует меньших интеллектуальных усилий конкретного человека, чем охота, то у людей возникла необходимость в употреблении высвободившихся интеллектуальных ресурсов. Так приобрели импульс музыка, живопись, театр, скульптура, архитектура, литература, поэзия. Религии, зародившиеся в первобытные времена, претерпели значительные изменения: появляются языческие культы с пантеонами иерархически подчинённых богов.

Этих изменений в обществе могло и не произойти, если бы не было плодородных земель или подходящих биологических видов для одомашнивания. Общество и осталось бы в прежнем состоянии, если бы вокруг на деревьях росло больше фруктов, а вокруг бродили бы бесчисленные стада мясных животных, на которых несложно охотиться. До сих пор на нашей планете есть примеры таких изолированных сообществ, которые остались на прежнем уровне в силу тех или иных факторов.

Как известно, любая специализация человека по труду порождает его зависимость от специалистов в других областях и, как следствие, порождает эксплуатацию человека человеком. Несложно заметить, что в современном обществе мы до настоящего времени придерживаемся различных форм такой эксплуатации. Фактически наём на работу сотрудников можно рассматривать как форму скрытого рабства, при которой сотрудник производит больше благ, чем получает вознаграждения. Этот же принцип работает исправно по настоящее время и в сельском хозяйстве. Также стоит отметить, что в наши дни наряду со скрытым рабством существует и рабство фактическое [10]. Как впрочем не обойтись человечеству и без аграрной деятельности.

Феодально-мануфактурный строй.

Следующий качественный переход состоялся примерно в IV - V веке нашей эры. Этому способствовали следующие факторы:

- окончательное расселение человечества по всей планете и заселение всех более или менее плодородных земель,

- укрепление власти знати, оформление управляющей вертикали.

- освоение человечеством множества новых технологий (металлургия, текстиль, скорняжное дело, строительные материалы, мелиорация земель, гончарное дело).

Эти предпосылки породили устойчивое сочетание, при котором за феодалом (представитель знати) закреплялся определённый участок земли с проживающими на нём людьми с теми или иными специализациями. Такое закрепление признавалось вышестоящей знатью вплоть до короля. Соответственно и король был также феодалом, в подчинении которого были мелкие феодалы (вассалы). Эта форма хозяйствования позволила выстраивать сложные производственные цепочки, мобилизовать большее чем ранее количество людей для решения различных задач, повысить эффективность труда, а также запустить рыночные отношения. Ремесленники объединяются в цеха, а цеха с различными специализациями объединяются в мануфактурные производства. Формируются устойчивые товарно-денежные цепочки, возникают первые международные торговые союзы. В эти же времена зарождаются и обретают популярность монотеистические религии, как отражение феодальной структуры. Одновременно понятие рода, общины окончательно сменяется понятием «семья», близким к современному.

Как и предыдущие отношения, феодально-мануфактурный строй также продолжает существовать в наши дни. Современные вертикали власти в государствах наследуют принципы иерархии феодалов средневековья. Кроме того, существует даже спорная точка зрения, согласно которой современные правители передовых государств мира ведут свои родословные от царей, князей и феодалов средневековья. Также следует упомянуть и современную финансовую систему, которая зародилась именно на стадии феодально-мануфактурных отношений.

Индустриально-капиталистический строй.

Возникновению индустриально-капиталистических отношений на базе феодально-мануфактурных в конце XVIII века способствовали развитие финансовой системы под контролем знати с одной стороны, и технологический прогресс с другой. Освоение энергий воды, перегретого пара, горения угля и нефти, электричества, ядерной энергии в сочетании с возможностями избирательно концентрировать деньги, людей, компетенции, ресурсы позволили совершить этот качественный переход. Характерной чертой этого строя является массовое производство товаров, а символами - фабрика и банк. В это время основные усилия общества сосредоточены на массовом производстве материальных товаров, соответствующих потребностям широких слоёв общества (потребностям рынка). Всякая идея, сулящая коммерческий успех, тут же подхватывается и претворяется в массовом производстве. На этом этапе:

- человечество учится выстраивать производственные цепочки так быстро, чтобы оперативно удовлетворять запросы потребителей,

- определяются новые рыночные и производственные ниши в соответствии с запросами людей (автомобилестроение, бытовая техника, электроника),

- общество насыщается материальными благами, поднимается уровень повседневного комфорта, безопасности,

- человечество совершенствует средства производства благ таким образом, чтобы производственные мощности были как можно более универсальными, легко переориентируемыми с выпуска одной продукции на другой,

- человечество учится управлять деньгами, проводить разумную кредитную политику, исключающую кризисы и дефолты,

- развиваются микроэлектроника и системы связи, повсеместно внедряются компьютеры и сеть Интернет,

- развивается программирование, робототехника и кибернетика.

Указанные направления развития создают в наше время предпосылки к возникновению нового, постиндустриально-социалистического строя. Однако в то же самое время такой переход может не произойти по следующим причинам:

- чрезмерное использование электроники, компьютеров и иных устройств при одновременном пренебрежении аналогичными возможностями самого человека,

- восприятие человека как простого бездумного потребителя, обывателя, обделённого интеллектом,

- чрезмерное увлечение построением устойчивых бизнесов, которые работают равномерно, из года в год принося одинаковую прибыль, и как следствие, построение экономики с нулевой инфляцией,

- желание представителей правящих кругов сохранить свой статус quo,

- концепция «электронного концлагеря»,

- гонка вооружений и глобальный военный конфликт,

- чрезмерное проникновение денег во все сферы жизни человечества (криптовалюты как раз-таки решают такую задачу),

- умышленное уничтожение биосферы вследствие псевдоэкологических программ, ущербных технологий, чрезмерного массового производства.

Постиндустриально-социалистический строй.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные угрозы, человечество на данный момент находится на пороге перехода к новой формации. Какие признаки этого перехода мы можем наблюдать уже сейчас? Прежде всего это:

- основным продуктом отношений становится не материальный товар, а услуга, 

- при этом материальные товары производятся не для того, чтобы стать собственностью людей, а для того, чтобы продавать им услуги,

- повсеместное распространение интернета и связи, а вместе с ними маркетинга, с целью максимально быстрого удовлетворения потребностей конкретного человека в тех или иных услугах,

- искоренение частной собственности рыночными методами: уже сейчас автомобили, жильё, мебель, электроника, одежда (и даже трусы!) доступны в аренду и по подписке, как услуга,

- внедрение автоматизированных, универсальных производств, универсальных фабрик, способных быстро переориентироваться на разные виды продукции,

- практика продажи не просто товаров, а контрактов жизненного цикла, которые включают в себя послепродажное обслуживание товара, а также его утилизацию,

- производства замкнутого цикла, где для производства новых товаров используются вышедшие из употребления товары и их части,

- стирание грани между массовым промышленным производством и кустарно-ремесленным,

- внедрение безусловного базового дохода,

- широкое внедрение нейронных алгоритмов, которое позволяет сократить время на разработку материальных товаров, упростить многие вакансии, где раньше требовался человеческий труд,

- формирование нового рынка медиауслуг, эксклюзивно под потребности каждого конкретного потребителя,

- массовое внедрение практики частной собственности на средства производства через покупку на биржах розничными инвесторами акций компаний.

Так, на основе индустриально-капиталистических отношений стремительно формируется новая формация постиндустриально-социалистических отношений. Новая реальность, призванная максимально удовлетворить потребности человека и повышать качество его жизни, не нанося при этом ущерба окружающей среде. Создание такой комфортной среды способно привести к высвобождению ещё большего человеческого интеллектуального потенциала, как происходило ранее, при каждом предыдущем переходе. Этот потенциал важно употребить для ещё большего развития человеческой цивилизации, для повышения нравственности, культуры, уровня образования как можно большего количества людей. Именно в этот период должна быть решена задача равномерного развития интеллектуальной и духовно-нравственной составляющих человека, индивидуального потенциала каждого. Предположительно, данный период продлится от 50 до 100 лет, после чего при благополучном исходе произойдёт переход к последней формации человеческого общества.

Анархо-коммунистический строй.

Я назвал данную формацию анархо-коммунистической. К. Маркс и его последователи называли такой строй Полным коммунизмом или началом подлинной истории человечества. Также по смыслу подойдут формулировки «Просвещённая анархия» или «Просвещённый коммунизм», что на мой взгляд, в сущности одно и то же. Зарождение таких политико-экономических отношений возможно при достижении следующих условий:

- стирание границ между государствами и складывание справедливой глобальной экономики,

- поголовно высокий уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития людей,

- каждый человек имеет в доступе все технологии, достигнутые цивилизацией и способен разумно применять их без ущерба себе и окружающему миру,

- каждый человек может обеспечить себя самостоятельно всеми потребными благами,

- достигнут баланс в применении «естественного» и искусственного интеллекта,

- человек и машины взаимодействуют в симбиозе, исключающем ущемление человека,

- каждый человек имеет привилегию заниматься созидательным трудом, творчеством,

- биосфера на планете восстановилась от всех потрясений прошлых времён,

- люди объединяются в союзы для решения тех или иных задач по мере необходимости, но не более того.

Образ такого будущего был описан мной в статье «Город Солнца» (https://vk.com/alex_benediktov?w=wall290737648_769%2Fall). Полагаю, что общество на данной стадии может просуществовать от 1000 до 10 тысяч лет (может и больше), пока не накопится критическая масса ошибок, либо пока не произойдёт космическая катастрофа глобального и выше масштаба (столкновение планеты с другим габаритным небесным телом как пример). Далее произойдёт откат системы политико-экономических отношений вплоть до первобытно-общинного уровня и последующее восстановление по описанной выше последовательности.

Заключение.

В настоящее время мы стоим на пороге перемен. Зарождаются постиндустриально-социалистические отношения, ставящие во главу угла экономику услуг. Цели и стремления сторонников коммунизма XX века реализуются в конечном итоге не посредством революции, а в ходе сложного и многоступенчатого процесса. Повсеместное внедрение вычислительной техники и систем связи даёт само по себе такие возможности, о которых Ленин и его соратники могли только мечтать. Облегчаются процессы управления государством и экономикой, а производство благ обретает мобильность и конвертируемость. Каждая потребность человека в наши времена может быть удовлетворена как никогда раньше. Несомненно и то, что существуют вызовы такому положению дел, но считаю, что в конечном итоге эволюционный процесс, как более фундаментальный и последовательный, достигнет своей цели. Что же в новой реальности делать человеку? Попробуйте отыскать ту деятельность, где вы могли бы созидать, творить и получать при этом удовольствие. Несомненно следует обучиться финансовой грамотности как самому простому ключу к эффективному распоряжению собственным потенциалом и ресурсами. Кроме того, следует уделять внимание духовному развитию и прокачке soft skills: сейчас самое подходящее время для этого. Важно понимать, что не столько важно иметь что-либо, но куда важнее быть кем-либо.

Ссылки на ресурсы:

[1]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

[2]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9

[3]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2

[4]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

[5]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

[6]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7

[7]. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I

[8]. Карл Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1-4. Под ред. В. Я. Чеховского. Москва: РОССПЭН, 2015.

[9]. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора . 1987 г

[10]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_XXI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5

#smile #smilefinance #будущее #future #экономика #политика #бизнес #мироустройство #новыймировойпорядок #миропорядок #thenewworld #дивныйновыймир #финансы #прогноз #точказрения #коммунизм #марксизм #эволюция #карлмаркс #формации #революция #капитал #развитие #инвестиции #политэкономия #деградация #newworldorder #успех #policy #первобытный #рабовладельческий #феодальный #индустриальный #социалистический #анархия #правила #мироустройство #прогресс #предсказание #размышление #собственность #философия #дарвин #человечество #судьба