Здравствуйте, уважаемые подписчики моего канала. В этой статье хотелось бы обсудить тему бизнес-франшиз в России, количество которых растет как грибы после обильных осенних ливней.
Сейчас тема покупки бизнес-франшиз в нашей стране развивается с бешеной скоростью. Купить можно любую франшизу - от мелкой кофейни или закусочной до элитного ресторана или агентства недвижимости. Почему же франшизы стали так популярны среди наших соотечественников? И есть ли смысл в покупке франшизы, или же лучше самому развивать свой бизнес-проект с нуля?
Давайте для начала разберемся, что же такое франшиза. Покупая франшизу, вы покупаете право пользоваться определенным брендом, пользоваться рекламными наработками компании, пользоваться ее технологическими процессами и наработками. В идеале продавец франшизы должен максимально доходчиво разжевать покупателю, как создать такой же бизнес-проект, который создал сам. И помогать покупателю на всех этапах развития этого проекта. А покупатель, соответственно, платит продавцу кругленькую сумму, покупая саму франшизу (паушальный взнос), и потом обычно ежемесячно отчисляет продавцу определенный процент от заработка (роялти).
Как показывает статистика, большинство франшиз в нашей стране убыточные. Так происходит из-за нескольких факторов:
1. Франшиза ради франшизы. То есть проект создан специально для последующей продажи франшизы, он сырой, недоделанный и так далее. Создаются такие франшизы ради заработка, продавец зарабатывает исключительно на продаже прав, очень часто бизнес самого продавца убыточен. В таких случаях продавец зарабатывает на продаже франшизы и после посылает покупателей на все четыре стороны.
2. Сырые франшизы. Очень часто бывает, что у продавца франшизы бизнес работает, а у покупателей - нет. То есть получается, что сам бизнес-проект рабочий, но продавец не может грамотно донести до покупателя, как именно повторить пройденный путь. Добавьте сюда еще тот факт, что не все люди способны заниматься бизнесом, ведь предпринимательство - тяжелый путь. Прежде чем продавать свою фарншизу, нужно открыть десяток-второй своих точек, ооточить все процессы и технологии, а потом уже выводить свой продукт на рынок.
Когда продавец рекламирует свою франшизу, он, естественно, расписывает все ее преимущества, рассказывает, что каждый сможет построить свое дело, приобретя его продукт. Человек, далекий от бизнеса, видит такую рекламу и с головой бросается в омут предпринимательства. Потом оказывается, что человек не рассчитал свои силы, неправильно рассчитал нужные финансовые вложения, неправильно выбрал место для размещения и так далее. Нюансов в данном случае масса, и предусмотреть каждый момент не смогут даже опытные и успешные бизнесмены.
Поэтому к покупке францизы надо подходить с максимально холодной головой, десять раз все просчитать и проверить, посчитать трафик той или иной локации. Если уже принято решение купить определенную франшизу, обязательно надо связаться с другими франчайзи, узнать их отзывы и мнения о данном продукте.
Покупать стоит только сложные франшизы. К примеру, зачем покупать франшизу кофейни, автосервиса, точки по ремонту техники и так далее. Все эти бизнесы можно организовать самостоятельно, просто потратив несколько дней на изучение информации в нужном направлении. Другое дело франшиза ресторана, пиццерии, магазина, где есть много внутренних технологических и экономических процессов, где есть определенные технологические карты и так далее.
Если вы приобретете право на открытие точки МакДональдс, у вас однозначно будет много клиентов. Или франшизу БургерКинг. А если франшиза не рекламируется, то и смысла отдавать за нее деньги нет никакого, лучше в таком случае развивать свою торговую марку.
К сожалению, в нашей стране хорошие франшизы можно пересчитать по пальцам двух рук, да и стоят они недешево. Вышеупомянутые МакДональдс, БургерКинг, КФС не нуждаются в рекомендациях. Из российских неплохо себя зарекомендовали ДодоПицца, ФиксПрайс, Кофикс и еще несколько успешных продуктов. Основной признак хорошей франшизы - это массовая реклама данного бренда в средствах массовой информации, по телевидению, в сети Интернет.
Какой же вывод следует из всего вышепрочитанного? Все просто - рабочие франшизы существуют, но их очень мало и стоят они начиная от нескольких миллионов рублей. Если вы готовы к таким расходам, тогда вперед, остается только пожелать вам успехов. Все остальные франшизы на рынке, за редкими исключениями - лохотроны, существующие для заработка денег исключительно на продаже франшиз. Поэтому будьте осторожны и внимательны при вложении кровно заработанных денег в сомнительные проекты.