Найти тему
Трижды мать Екатерина

Музыкальная школа для детей с СДВГ, алалией, дизартрией как инструмент развития речи

Хочу раскрыть пользу музыкального образования через призму диагнозов Агаты. Они в заголовке перечислены.

Я как мама и как логопед очень рекомендую отдать ребенка в музыкальную школу или индивидуально к специалисту. В зависимости от возраста это может быть профессиональный музыкант, который берёт учеников, или музыкальный терапевт.

Агата в этом учебном году пошла в подготовительный класс музыкальной школы. Она выбрала фортепиано. Занимается по рабочей тетради Калининой 1 класса. Сейчас изучает ноты 1 октавы. Их расположение на нотном стане и на клавишах. Я в музыкальную школу не ходила, поэтому с огромным интересом наблюдаю и учусь вместе с ней. Агату хвалят. Наш педагог Юнна Александровна отмечает, что Агате очень нравится пропевать ноты. Занятие длится 40-45 минут. Агате тяжело. Делают перерыв: Агату отпускают в коридор попрыгать - побегать, перезагрузится. Ноты выучила, расположение тоже, но путает. И иногда подзависает, вспоминая что за ноту надо сыграть. Стоимость обучения у нас в Московской области 3300р / месяц. Занятие 1 раз в неделю. Льгот нет. Можно оплачивать с мат. капитала.

личное фото
личное фото

В чем польза для Агаты и деток с похожими диагнозами:

  • развитие дыхания, в частности развития речевого выдоха. Мы слова произносим на выдохе. Если нам не хватает воздуха, то мы проглатываем окончания слов, сокращаем слова (нарушается слоговая структура слова), паузы в предложениях делаем неверно. Музыка развивает дыхание + способствует удержанию ритма. Последнее слово, которое мы распевали и учились правильно произносить с Агатой, а - ни - ма -ци -я.
  • развитие тембра голоса. Для развития речи важно уметь управлять тональностью голоса (громко - тихо). Развиваем слух -> развиваем речь, улавливая различия в звучании похожих звуков. Детки, которые плохо управляют своим голосом могут заменят звонкие согласные на глухие (и наоборот тоже может быть), смягчать согласные (дём - вместо дом).
  • развитие межполушарных связей. На любом инструменте идёт прокачка координации работы мозга, его полушарий. Мало того, что надо раскодировать ноты, это информацию через руки и /или рот надо воспроизвести на инструменте. Колоссальная нагрузка, но она и развивает.

Хорошая и слаженная работа правого и левого полушария мозга (межполушарное взаимодействие) отвечает за эмоциональную стабильность, координацию, восприятие и обработку информации. Поговорку "В одно ухо влетело в другое вылетело" с точки зрения нейропсихологии можно объяснить так: левое полушарие мозга информацию приняло, обработало, но с правым не обменялось и информация потерялась.

  • ритмика (а музыка это ритм) синхронизирует работу разных уровней нервной системы. Прямая рекомендация для деток с СДВГ
  • развитие пространственных преставлений. Агата лучше стала ориентироваться на плоскости (лист бумаги), а следовательно добавляет в речь предлоги На, Над, под, между и наречия слева, справа, выше, ниже. Ведь чтобы написать ноту Фа надо понять где это "между первой и второй линией нотного стана".

Есть интересный автореферат Павлова Александра Евгеньевича (кандидат психологических наук) о влиянии музыки на нейрокогнитивное развитие детей. Например, он делает вывод, что дети, занимающиеся на пианино лучше усваивают нормы логико - грамматический конструкций. Главный вывод его работы: музыка в совокупности с нейрокоррекционными занятиями усиливает эффективность этих занятий. У ребенка усиливается ориентирование во времени, двигательная память, пространственное восприятие и речь.

Надеюсь, я вас вдохновила и убедила в пользе музыкальных занятий. Для Агаты еще летом я рассматривала только уроки игры на фортепиано. Сейчас же думаю отдать в следующем году ее в 1 класс муз.школы. И основным инструментом выбрать не пианино, потому что пианино идёт вторым инструментом всё равно. А например, духовой инструмент или народный вокал.

Это сложно, но я верю в своего ребенка. Поделюсь видео наших занятий. Напишите про ваши отношения / ваших детей с муз.школой. Нравится?