Найти тему
ФСМИ

«Агония» - к годовщине октябырской Революции

Ещё в ночь с 25 на 26 октября, как раз в годовщину Революции по старому стилю, показали фильм Элема Климова «Агония». Произведение довольно спорное с исторической точки зрения, но интересное с художественной.

Интересна и история создания этого фильма: разработка сценария началась ещё в 1966, фильм планировали выпустить к 50-летию Революции, но не успели и проект был заморожен. Изначально фильм задумывался в фарсовом ключе с множеством эротических сцен, как дореволюционные немые фильмы, изображающие Распутина развратником, но конечно, такой вариант не был утверждён. Второй раз проект запустили в 1967, но тоже остановили. В 1971 в Голливуде вышла 3-часовая эпопея «Николай и Александра», где есть не только упомянутые император с императрицей и Распутин, но и среди прочих: Столыпин, Керенский, Ленин и Крупская, Троцкий, Сталин и др... и хоть этот фильм успеха не имел, но наши решили снять ответ и вернулись к идее «Агонии». В 1973 вновь приступили к съемкам. Через год съёмки закончились, а полностью фильм готов в 1975, но в прокат его не выпустили, отправили на доработку. В 1981 «Агонию» продали за рубеж за солидную по тем временам сумму, фильм получил призы на кинофестивалях в Венеции и во Франции, и в 1985 наконец вышел в СССР, но особого успеха не получил. И понятно почему. Наши люди не привыкли к такой подаче материала, даже сам режиссёр Элем Климов считал эту работу неудачной. Это по сути, редкий представитель советского арт-хауса и понятно, почему картину редко повторяют и мало кто её видел с момента выхода.

Действие происходит в 1916 году. Идёт Первая Мировая война. Положение сложное. В Государственной Думе идут споры и подковёрные игры. Старец Григорий Распутин всецело влияет на царя и его жене Александру Фёдоровну. В фильме вскользь упоминается биография Распутина, в том числе, то, что он сидел в тюрьме по малолетству, но насколько всё это правда, проверить трудно. Алексей Петренко создал очень сильный и противоречивый образ Распутина на грани от чёрта до святого. Вероятно, именно на Петренко равнялся Владимир Машков, когда играл Распутина, и у Машкова получилось несколько лучше.

Кадр из фильма «Агония» Алексей ПЕтренко
Кадр из фильма «Агония» Алексей ПЕтренко

Вообщем-то все остальные персонажи фильма, а их здесь много и все они реальные исторические личности, раскрываются слабо. Даже Николай II и императрица Александра являются почти эпизодическими.

Кадр из фильма «Агония» Анатолий Ромашин в роли Николая II
Кадр из фильма «Агония» Анатолий Ромашин в роли Николая II

Даже показано, что это Распутин чуть ли не сам назначал министров Государственной Думы, а Николай даже не принимал в этом участия. Утверждение очень спорное, ведь известно, что Распутин был приближен к царской семье в первую очередь для того, чтобы лечить наследника, а потом и императрицу, и он при дворе был не один такой, на что обращенно внимание в фильме. Там были различные гипнотизеры и колдуны, лечившие целебными травами и восточными практиками. Тогда это было ново и модно. А впрочем, когда это было не модно?

Кадр из фильма «Агония»
Кадр из фильма «Агония»

Кроме Распутина только ещё одному персонажу уделяется достаточно внимания в фильме: это фрейлина и ближайшая подруга императрицы Анна Александровна Вырубова (1884-1964), сыгранная Алисой Фрейндлих.

Кадр из фильма «Агония» Алиса Фрейндлих
Кадр из фильма «Агония» Алиса Фрейндлих

Но её характер тоже остаётся непонятным: она то разговаривает с Распутиным на равных, то очень боится его.

Кадр из фильма «Агония»
Кадр из фильма «Агония»

Фильм сочетает в себе реализм и сюрреализм, художественность со вставками документальных фото и видео-кадров дореволюционной России и псевдодокументальных кадров из ранних советских немых фильмов с намёками на то, что Николай был кровавым царём, не говоря естественно о том, что большевики тоже были кровавыми и вообще никто в те сложные годы не отличался милосердием, так что я никого не обвиняю.

Кадр из фильма «Агония»
Кадр из фильма «Агония»

Картина двухсерийная: идёт два с половинной часа, но как таковых действий в фильме мало, в основном диалоги, но ничего особо примечательного в этих диалогах нет. Войну не показывают. Самая интересная сцена фильма, это заключительная: убийство Распутина, где показано, как его сначала травят ядом, добавленным в еду и выпивку, через время он падает, потом встает и идёт быстрым шагом по площади, а за ним бежит с револьвером монархист Владимир Пуришкевич и добивает его. Похожая сцена была и в сериале «Григорий Р» (2014 8 серий), где Распутина играл Машков, только там его добил Керенский. Ведь доподлинно неизвестно, кто именно сделал последний выстрел.

Кадр из фильма «Агония» Юрий Катин-Ярцев в роли Пуришкевича
Кадр из фильма «Агония» Юрий Катин-Ярцев в роли Пуришкевича

Вообщем, фильм не самая интересная экранизация истории Распутина, но фильм стоит посмотреть хотя бы ради игры Алексея Петренко.

Кадр из фильма «Агония»
Кадр из фильма «Агония»

А по Первому каналу к годовщине революции повторили сериал «Троцкий» (2017 8 серий).

-10

Константин отлично сыграл Льва Бронштейна, взявшего фамилию Троцкий. Понятно, что сериал интерпретирует историю Революцию с точки зрения Троцкого и естественно не всё в нём показано так, как было на самом деле, в точности этого никто и не знает. Но как художественное произведение сериал хорош. Когда я смотрел его в 2017 впечатления были сильные: динамичное развитие сюжета от начала XX века до 1940 года, когда Троцкий был убит в Мексике, и серьёзные диалоги.

Кадр из сериала «Троцкий»
Кадр из сериала «Троцкий»

Причём, «Троцкий» является спин-офом сериала «Есенин» (2005 11 серий), где Хабенский тоже сыграл Троцкого, но эпизодически, множ ество сцен с ним было вырезано, поэтому в одноименном сериале 2017, по словам самого Константина, он сыграл Троцкого, так как хотел тогда.

Родился Лев кстати, в день будущей Революции 26 октября (по новому стилю 7 ноября) в Херсонской губернии.