Ещё в ночь с 25 на 26 октября, как раз в годовщину Революции по старому стилю, показали фильм Элема Климова «Агония». Произведение довольно спорное с исторической точки зрения, но интересное с художественной.
Интересна и история создания этого фильма: разработка сценария началась ещё в 1966, фильм планировали выпустить к 50-летию Революции, но не успели и проект был заморожен. Изначально фильм задумывался в фарсовом ключе с множеством эротических сцен, как дореволюционные немые фильмы, изображающие Распутина развратником, но конечно, такой вариант не был утверждён. Второй раз проект запустили в 1967, но тоже остановили. В 1971 в Голливуде вышла 3-часовая эпопея «Николай и Александра», где есть не только упомянутые император с императрицей и Распутин, но и среди прочих: Столыпин, Керенский, Ленин и Крупская, Троцкий, Сталин и др... и хоть этот фильм успеха не имел, но наши решили снять ответ и вернулись к идее «Агонии». В 1973 вновь приступили к съемкам. Через год съёмки закончились, а полностью фильм готов в 1975, но в прокат его не выпустили, отправили на доработку. В 1981 «Агонию» продали за рубеж за солидную по тем временам сумму, фильм получил призы на кинофестивалях в Венеции и во Франции, и в 1985 наконец вышел в СССР, но особого успеха не получил. И понятно почему. Наши люди не привыкли к такой подаче материала, даже сам режиссёр Элем Климов считал эту работу неудачной. Это по сути, редкий представитель советского арт-хауса и понятно, почему картину редко повторяют и мало кто её видел с момента выхода.
Действие происходит в 1916 году. Идёт Первая Мировая война. Положение сложное. В Государственной Думе идут споры и подковёрные игры. Старец Григорий Распутин всецело влияет на царя и его жене Александру Фёдоровну. В фильме вскользь упоминается биография Распутина, в том числе, то, что он сидел в тюрьме по малолетству, но насколько всё это правда, проверить трудно. Алексей Петренко создал очень сильный и противоречивый образ Распутина на грани от чёрта до святого. Вероятно, именно на Петренко равнялся Владимир Машков, когда играл Распутина, и у Машкова получилось несколько лучше.
Вообщем-то все остальные персонажи фильма, а их здесь много и все они реальные исторические личности, раскрываются слабо. Даже Николай II и императрица Александра являются почти эпизодическими.
Даже показано, что это Распутин чуть ли не сам назначал министров Государственной Думы, а Николай даже не принимал в этом участия. Утверждение очень спорное, ведь известно, что Распутин был приближен к царской семье в первую очередь для того, чтобы лечить наследника, а потом и императрицу, и он при дворе был не один такой, на что обращенно внимание в фильме. Там были различные гипнотизеры и колдуны, лечившие целебными травами и восточными практиками. Тогда это было ново и модно. А впрочем, когда это было не модно?
Кроме Распутина только ещё одному персонажу уделяется достаточно внимания в фильме: это фрейлина и ближайшая подруга императрицы Анна Александровна Вырубова (1884-1964), сыгранная Алисой Фрейндлих.
Но её характер тоже остаётся непонятным: она то разговаривает с Распутиным на равных, то очень боится его.
Фильм сочетает в себе реализм и сюрреализм, художественность со вставками документальных фото и видео-кадров дореволюционной России и псевдодокументальных кадров из ранних советских немых фильмов с намёками на то, что Николай был кровавым царём, не говоря естественно о том, что большевики тоже были кровавыми и вообще никто в те сложные годы не отличался милосердием, так что я никого не обвиняю.
Картина двухсерийная: идёт два с половинной часа, но как таковых действий в фильме мало, в основном диалоги, но ничего особо примечательного в этих диалогах нет. Войну не показывают. Самая интересная сцена фильма, это заключительная: убийство Распутина, где показано, как его сначала травят ядом, добавленным в еду и выпивку, через время он падает, потом встает и идёт быстрым шагом по площади, а за ним бежит с револьвером монархист Владимир Пуришкевич и добивает его. Похожая сцена была и в сериале «Григорий Р» (2014 8 серий), где Распутина играл Машков, только там его добил Керенский. Ведь доподлинно неизвестно, кто именно сделал последний выстрел.
Вообщем, фильм не самая интересная экранизация истории Распутина, но фильм стоит посмотреть хотя бы ради игры Алексея Петренко.
А по Первому каналу к годовщине революции повторили сериал «Троцкий» (2017 8 серий).
Константин отлично сыграл Льва Бронштейна, взявшего фамилию Троцкий. Понятно, что сериал интерпретирует историю Революцию с точки зрения Троцкого и естественно не всё в нём показано так, как было на самом деле, в точности этого никто и не знает. Но как художественное произведение сериал хорош. Когда я смотрел его в 2017 впечатления были сильные: динамичное развитие сюжета от начала XX века до 1940 года, когда Троцкий был убит в Мексике, и серьёзные диалоги.
Причём, «Троцкий» является спин-офом сериала «Есенин» (2005 11 серий), где Хабенский тоже сыграл Троцкого, но эпизодически, множ ество сцен с ним было вырезано, поэтому в одноименном сериале 2017, по словам самого Константина, он сыграл Троцкого, так как хотел тогда.
Родился Лев кстати, в день будущей Революции 26 октября (по новому стилю 7 ноября) в Херсонской губернии.