Поднебесные Лайт

Начало.

Направление, в общем то, было выбрано заранее. Это Поднебесные Зубья, там, где много доступных мест я еще не посетил (зато ломанулся в прошлом году по малому кругу, который не удалось замкнуть…) Решено погулять по самым посещаемым туристами местам, полюбоваться цветами, прикоснуться к летнему снегу. Поход несложный, поэтому и название такое – Лайт.

Идем втроем – я и двое моих детей, Инга и Егор (12 и 11 лет).

День первый.

Итак, 10 июня 2023 года, раннее утро. Рюкзаки уже собраны с вечера (конечно же), набираю только чай в термос. Садимся в машину и едем в замечательный город Междуреченск. Там мы должны пересесть в электричку.

Я предполагал, что я самый хитрый, так как пораньше приеду на вокзал и спокойно припаркую машин. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил забитую под завязку машинами площадку. И мне пришлось покружить, чтобы найти свободное место. По итогу, просто оставил машину посреди привокзальной площади (рядом с другими машинами).

Спешим на вокзал, чтобы купить билеты на электричку. Вокруг суетятся люди с огромными рюкзаками. Тут же рыбаки, также с рюкзаками и удочками. Но много и дачников, куда же без них… В общем, кругом ажиотаж, шум и гам, веселье и предвкушение незабываемых выходных!

поезда, поезда, поезда...

Электропоезд приехал неожиданно рано, поэтому занимаем места без излишней толкотни. Расположившись в вагоне поудобнее, наблюдаю за прибывающими пассажирами

Собаки-туристы
Вагон быстро наполняется

До станции Лужба электричка едет 1,5 часа. Это время прошло незаметно. И вот уже вся огромная людская масса готова ринуться навстречу приключениям.

Для начала от железнодорожной станции нужно преодолеть путь (примерно около километра) до переправы через реку Томь. Мы идем бодро, обгоняя других туристов. И, тем не менее, на переправе упираемся в длинную очередь. В лодку вмещается 8 человек. И, несмотря на то, что лодка курсирует довольно таки шустро, пришлось потомиться в очереди. Но дошла очередь и до нас…

Вот он Тигертыш

Вот мы и оказались на правом берегу реки Томь. Ещё с противоположного берега я заметил, что Урал груженный до отказа людьми, двинулся в сторону Талька. Но в столь многолюдный день не может же быть одна машина? Делать нечего, идем по дороге к поселку. И да, стоит ещё один Урал. Ребята активно грузятся. Подаю и я наши рюкзаки, чтобы приняли наверху. Следом забираемся и сами. Все рюкзаки укладываются в одну «гору» в середине кузова, а люди располагаются по бортам и держатся кто за что может. Мы пробираемся вперед и занимаем свои места.

Куда бы, куда бы...

Ждать долго не пришлось. Вот и заревел мотор, и машина резво тронулась с места! Люблю этот момент)) Слышны весёлые визги и громкий смех девчонок! Начинается броуновское движение внутри кузова, держаться приходится крепко. Машина едет по дороге, вплотную к которой прижимается стена из деревьев, образуя своеобразный зелёный тоннель. Иногда даже приходится пригибаться от веток. Всё это происходит в весёлой атмосфере с совершенно незнакомыми людьми. Многих из них я за эти три дня увижу несколько раз – ведь мы приехали на одной электричке, будем ходить по одним и тем же местам и уедем также на одной электричке.

Иногда Урал пересекает речки или по мосту, или вброд. А подъём становится всё круче и круче. На встречу нам попался Урал, который уехал первым. Очевидно, что он будет делать еще одну ходку, ведь желающих уехать на машине еще много.

горы зовут

И в какой-то момент машина резко останавливается. Выясняется, что группа людей сходит, им нужно по тропе идти на приют Глухариный. Всей веселой компанией мы долго в общей куче искали их рюкзаки и рюкзачки. Всё это сопровождалось остроумными шутками и прибаутками.

Ещё совсем чуть-чуть и доехали до места, называемого Тальковый карьер. Дальше туристы расходятся к местам своих ночевок. Кто в приюты, а кто в палаточные стоянки. Для меня до сих пор остается загадкой почему с нас не взяли деньги за проезд. Толи мы попали в организованную группу, которая заранее оплатила проезд. И к нашему счастью, нас не выгнали.

Идем к Амзасу

Когда я планировал маршрут и выбирал место для ночевки, то ориентировался, прежде всего, на удобство посещения как можно большего количества интересных мест. В тоже время, не хотелось стоять в гуще людской. Всё-таки мы сюда приехали тишину послушать… Одним из вариантов виделся кемпинг на Тальке. Но так как, тут всегда ночует много туристов, то могли возникнуть проблемы с дровами. А какой же поход без нормального костра? Поэтому я выбрал второй вариант – стоянку на Амзасе.

Поле огоньков

Мы быстро отдалились от шумной кампании в направлении Талькового перевала. Тут немного поплутали в поисках тропы, но с помощью навигатора всё же нашли её. И сразу же началась «Лесная сказка»! Вокруг цветущие огоньки, сочная зеленая трава выше пояса размером. Тропа влажная, поэтому спускаемся осторожно.

Марьин корень (пион)

Вскоре мы достигли реки Амзас и места, где предполагалось поставить палатку. Ну что сказать, мне почти всё нравится, кроме того, что палатка должна стоять почти на тропе. С другой стороны, пройти еще 500 м и убедиться, что там стоянка не лучше, а потом возвращаться, тоже не хочется. Поэтому решено – ставим лагерь здесь.

Ставим лагерь

Место для костра есть, вода питьевая из реки – рядом, есть запас дров, натянуты веревки, чтобы сушить вещи, имеется огромный камень, который можно использовать как стол.

Перед радиальным выходом устраиваем шикарный обед. После этого, все вещи прячем в палатке. Надеюсь, что за наше отсутствие ничего не пропадет. Я очень на это надеюсь, что в горы ходят только порядочные люди и чужого никогда не возьмут. А собой в рюкзачке мы берем только всё самое необходимое. Сегодня нам предстоит кольцевой маршрут.

Амзас

Тропа идет вдоль реки Амзас. И первая точка нашего маршрута – это родник Чаша. Вообще у этого родника есть и другие названия – радоновая чаша, золотая чаша. Есть информация, что это самый большой источник в Кузбассе.

Прям бьющих ключей из-под земли не видно. Но ручей, который бежит из «чашы», говорит о том, что проток воды довольно таки большой.

На скамье рядом с источником кто-то оставил пластиковую флягу с водой. Ну и мы её трогать не будем. Вдруг владелец этой фляги, возвращаясь с маршрута, найдет её.

А мы, испив холодной водицы из чаши, сделали свой первый за этот поход тайник. Тайник открыл серию, которая называется «Поднебесные Лайт». Может быть кто-нибудь решит повторить наш маршрут.

Дальше на путь также пролегает вдоль Амзаса. Вода в речке журчит, настроение отличное. Идти налегке – одно удовольствие.

Ещё огоньки

Следующая точка на карте, которая меня заинтересовала называется «Поляна Сабуровых». Почему она так называется мне неизвестно. Но поляна оказалась скромным кемпингом, где имеется бревенчатый стол (ну а больше ничего и нет). Зато большим достоинством этого кемпинга является возможность разместить большую группу (ну палаток 10 точно).

Продолжаем свой путь. Вроде как где-то наша тропа от основной должна уйти вправо, на Алгуйские водопады. Достаю телефон, чтобы свериться с картой. Так и есть, мы немного проскочили, поэтому возвращаемся и находим нужную тропу. Тут мы встречаем троих ребят. Приветствуем друг друга. Спрашиваю у них правильно ли мы идем на водопады. Про водопады они не знают, но рассказали, что идут на озеро Выпускников. Пожелали, как это водится, друг другу удачи, и пошли своей дорогой.

Показалось...

Иногда нам приходилось преодолевать ручьи. Где-то по камушкам скакали, где-то по бревнышкам. Но как не старались, ноги со временем всё равно промокли. Убеждаюсь, что сапоги для троп на Поднебесных Зубьях – лучшее решение.

Виден водопад вдалеке

Двигаясь по мокрой тропе, в какой-то момент поднял глаза и увидел его – Алгуйский водопад! Хорош! Ой, хорош! Идем вперед, осталось совсем чуть-чуть.

Ну вот мы на месте

Нижний Алгуйский водопад представляет собой каскад водопадов. Мы были единственными туристами, поэтому наслаждались его красотой не спеша.

Пришло время идти дальше. И тут я совершил ошибку. Я не заметил тропу (она была слева от водопада), а мы начали подъем справа по сыпучему грунту. Если для сына это не это не оказалось проблемой, то для дочери это было испытанием. Она с опаской и осторожностью делала каждый шаг, держась за ветки деревьев. Осторожно, потихонечку мы всё-таки преодолели это препятствие. И выбрались к верхнему Алгуйскому водопаду. Тут я обнаружил на себе уже присосавшегося клеща. Выдергиваю его резким движением. Чёртовы насекомые! Надо ставить прививку…

Верхний Алгуйский водопад (вид с тропы)

Верхний водопад разительно отличается от нижнего. Он более вертикальный и широкий. Застрявшее на водопаде бревно добавляет ему баллов к шкале живописности, если такая есть. На этом водопаде мы уже были не одни. Кроме нас были еще парень с девушкой. Они рассказали, что следом за ними идут большие группы туристов. А сами они идут вниз по ручью и планируют ночевать на роднике Чаша, который мы уже посетили.

Алгуйский же водопад не так-то прост. Чтобы подобраться к нему, надо спуститься по склону, держась за веревку. Для физических здоровых людей это не должно вызвать проблем, разве что только в сырую погоду, когда скользко.

Так как, оказывается, дочь боится высоты, мы не пошли по более длинному пути. А поднявшись по веревкам наверх горы, пошли в сторону Алгуйских тремолитов. Но предварительно сделали свой второй тайник на нашем маршруте, посвященный Алгуйским водопадам.

Куда бы, куда бы

Ребята, которых мы встретили на водопаде, оказались правы. Многочисленные группы туристов попадались нам тропе. Все улыбаются и смеются, весело приветствуют нас. Отвечаем взаимностью.

Начал моросить противный дождик. Вроде бы и не сильный, но всё равно малоприятный. Больше всего страдают от этого ноги. Мерзко, когда хлюпает в ботинках.

Начало. Июнь, начало лета. Самое любимое время года. И как много мест, где я не был… Кроме того, судьба подарила нам сразу три выходных дня в июне. Грех было этим не воспользоваться.-23

Следующую остановку мы делаем на Алгуйских тремолитах. Тремолиты – это останцы, возвышающиеся среди черневой тайги на высоту до 10-15 м. На этом участке насчитывается более 70 тремолитовых останцев разной высоты. Обнажение тремолитов над поверхностью произошло за счёт выветривания более мягких пород. В мире существует всего три подобных памятника природы. Я уже был здесь год назад с супругой в ходе маршрута «Поднебесные по малому кругу». А второй раз был зимой в этом 2023 году. И как мне показалось, я мало времени уделил тремолитам, названным Антоном Мироновым, автором путеводителя по Поднебесным зубьям, «Колодец Шамана». Мне хотелось облазить их полностью. И, наконец-то, мне удалось это сделать.

Кроме нас тремолитами любовались еще мужчина с маленькой девочкой. В какой-то момент меня даже стало напрягать, что они не уходят. Так как мне нужно было сделать тайник игры Геокешинг в этом месте.

Продолжая изучать тремолиты, добираемся до останца, названного «Корней Корнеевич». Такое название он получил из-за кедра, который своими корнями обвил огромный камень. Вот это тяга к жизни!

Здесь год назад я заложил тайник, заодно и проинспектируем его. Как оказалось, пакет подвергся нападению грызунов (пришлось заменить). А в остальном всё отлично.

Ну а мы идем дальше, проходим мимо Талькового карьера. Проходим площадку, где мы сегодня высаживались с Урала. И попадаем на дорогу, и по ней уже доходим до кемпинга «Пьяное озеро». Хм! Интересное название… А где озеро то? Почему пьяное? В общем, больше вопросов, чем ответов. Тут, по плану, надо посетить еще одну группу тремолитов. Но так как дождь не прекращался, а идти по мокрой траве не хотелось, решили сразу повернуть на тропу, которая идет к Амзасу и приюту Глухариный.

Яркие огоньки

Дождь продолжает капать. Да прям всё настойчивее. И от этого становится грустно. Хорошо, что, при этом, довольно тепло. Или тепло от того, что мы двигаемся.

Поднимаемся на перевал, собирая одеждой воду с высокой травы. А потом спускаемся, наблюдая, как образовывается ручек. Который, в свою очередь, и образует водопад Глухариный. Удивительно всё это!

Ручеек превращается в водопад

Последняя запланированная на сегодня точка – это водопад Глухариный. Его мы пропустить не можем. У водопада расположился уютный кемпинг. Деревья укрывают от дождя и ветра

А водопад оказался очень красивым. Он, конечно, небольшой, но зато широкий и какой-то «витиеватый». Яркие огоньки цветков придают ему особую привлекательность.

Водопад Глухариный

Я нашел подходящее дерево для тайника, снял координаты, сделал необходимое фото. И мы отправились дальше.

Снова нас встречает река Амзас. После дождя от реки поднимается легкая дымка. Всё те же оранжевые огоньки сопровождают нас вдоль берега реки.

Теперь мы идем молча, наша цель теперь – дойти до нашего лагеря. Надеюсь, что наши рюкзаки никто не тронул…

А вообще, после Тремолитов нам никто больше не встретился на пути. Разве что, только в приюте «Глухарином» было видно движение людей. Видимо готовились попариться в баньке (а банька прям на берегу Амзаса – красота).

Красота...

Дождь, слава Богу, закончился. И мы спокойно дошли до палатки. База в порядке! Нужно действовать, пока ещё не стемнело. В первую очередь собираем дрова (хотя здесь и был запас, но его пока трогать не будем). Разводим костер, развешиваем вещи сушиться, умываемся. И начинаем готовить ужин.

Готовим ужин

Эх, как хорошо возле потрескивающего костерка! Поужинали, попили чайку со сладостями. Да пора бы готовиться ко сну…

День второй.

Утро. Тишина… Я просыпаюсь в семь утра. Дождя нет, но стоит толи густой туман, толи…тучи зависли над нами. Первым делом раздуваю костер. И бегу на берег, чтобы умыться студеной водой и почистить зубы. Следом наливаю кипятка из термоса, чтобы приготовить традиционный утренний кофе.

После кофе, как это бывает, настроение повышается, происходит пробуждение. Дети тоже проснулись.

За ночь не замерзли. Правда некоторый дискомфорт я испытывал от того, что палатка установлена не совсем горизонтально, а чуть на склоне. А по-другому тут никак…

Я приготовил завтрак, и мы с удовольствием позавтракали кашей и бутербродами с сыром и колбасой. А потом уже и начали собираться к нашей сегодняшней радиалке. Цель минимум – подняться на пик Дураков. По времени посмотрим, может получиться чуть дальше пройти.

А вот и появились ребята, с которыми мы познакомились вчера на водопадах. Они направились на перевал Тальковый. Вскоре, собравшись, отправляемся и мы вслед за ними.

Тропа с утра очень мокрая, под ногами скользкая глина. Поднимаемся по знакомой тропе, вчера мы тут спускались утром. Вскоре догоняем и перегоняем ребят. Тяжело им с рюкзаками. Довольно быстро доходим до Талькового карьера. Тут уже происходят фотосессии, видимо с ближайших приютов пришли. С трудом подобрал ракурс без людей и сделал несколько кадров. Надо торопиться, идти еще далеко.

По дороге встречаем знаменитого «Марата». Вернее, то, что от него осталось)))

Марат

И вот на горизонте появляется наша цель на сегодня. Вершины пика Дураков. Совсем чуть-чуть показались из-за густого тумана и обратно скрылись. Как будто заманивая нас к себе. А мы идем, идем, идем….

Показались Дураки

Выходим на поляну, нам открывается картина с видом на приют «Снежный барс» и часовню. Можно было срезать и сразу идти на вершину. Но я хотел показать эти места детям, поэтому пошли через «Снежный барс». А тут настоящий туристический бум. Все ровные площадки заставлены палатками. Везде идет какая-то движуха. Это не наш формат, мы тишину любим. Шагаем смело мимо палаток прямо к часовне. Приютчик косит траву бензокосилкой. Успеваю сделать несколько кадров часовни с цветами на фоне, пока он не добрался. Побродив вокруг часовни, заглянули вовнутрь. А напоследок ударили в колокол.

Спустились к ручью, тут есть источник, обозначенный как освященный. Но состояние у него не очень, да и беседка рядом накренилась.

Так как я не знаю, есть ли вода на вершине или нет, то решаю набрать её здесь в складную канистру. Лучше уж я потащу на себе лишний груз, чем мы останемся без воды наверху.

Инфо

После источника начинается подъем на перевал Алгуйский (или Шорский). Но совсем несложный, тропа очень широкая, прям дорога какая-то. Правда, приходятся искать себе сухой путь, воды много.

С перевала нужная нам тропа уходит влево. Перевал является границей между Кемеровской областью и Хакассией.

В попутном нам направлении уже встречаем много людей. И это не удивительно. Многие, как и мы, выбрали этот день для покорения этой вершины.

В какой-то момент тропа теряется и перед нами оказываются огромные валуны. Это «каменная река», образованная из курумника разного размера. Где-то там под камнями действительно слышен шум воды. На противоположной стороне этой «реки» замечаю яркие информационные плакаты, значит мы на правильном пути. И начинаем скакать по камням, выискивая оптимальную траекторию.

Вот снова началась нормальная тропа и мы набрали свой темп. Понимаю, что торопиться не стоит, чтобы не запыхаться. Но и слишком медленно идти тоже негоже, иначе не дойдем. Или придется возвращаться по темноте вечером.

Котейка

То тут, то там ещё встречаются палаточные городки. Определенно мне здесь нравиться, можно подобрать местечко. Особенно, если планируется прогуляться траверсом дальше пика Дураков.

Тем временем, подъём становится круче. И мы всё чаще обгоняем группы людей. Кто только не поднимается на гору… И стар и млад. Не уверен, что все из них поднимутся, но хотя бы попытаются – и то хорошо.

В этом году в феврале я уже поднимался с лыжами по этой местности. Поэтому было интересно сравнить, как это выглядит в разное время года.

В одном из живописных мест, мы остановились на огромном камне, чтобы перевести дух и попить чаю с печеньками. Погода всё такая же непонятная, небо затянуто пеленой.

Перекус

Пора дальше двигаться, вот уже и потянулись люди, которые возвращаются с горы. Это, наверное, самые ранние.

По мере подъема на гору лес становится всё реже. Радует глаз разнотравье, яркие пятна цветов. В нашей местности — это всё уже давно отцвело. А тут – настоящая весна! Воздух кристально чист, дышится легко. Физические нагрузки в такой обстановке – одно удовольствие!

Лагерь

Высокие деревья стали попадаться всё реже, на смену им приходят корявые карликовые деревья и заросли можжевельника. И вот уже видна цель нашего восхождения, покрытая огромным снежником. Ребята радуются летнему снегу, в пору играть в снежки.

Здесь перед снежником тоже разбит лагерь. Тоже интересный вариант. Правда у костра посидеть не удастся. Ну или, скажем так, он будет очень ценным. Ведь надо еще постараться, чтобы насобирать дров.

Начало. Июнь, начало лета. Самое любимое время года. И как много мест, где я не был… Кроме того, судьба подарила нам сразу три выходных дня в июне. Грех было этим не воспользоваться.-46

Тропа уперлась в снежное препятствие, предстоит преодолеть последнюю трудность. Ведь это самый крутой подъем, который, к тому же, нужно преодолеть по снегу. Идти нужно осторожно, строго по следам, чтобы не оступиться. Иначе есть вероятность скатиться вниз. Но мы справились.

И перед нами открылось живописное зелёное плато. Народу очень много, но места хватает всем. Известный всем деревянный столик со скамейками, естественно, заняты людьми. Мы проходим мимо, выискивая себе подходящее место. А нашли мы его неожиданно быстро и довольно таки удачно. Только шагнули с каменной ступеньки на зеленую травку, как внезапно ветер стих. О, тут мы и упадем.

Плато

Располагаемся на уютной полянке в стороне от других людей, ветра нет. Пора бы пообедать. Достаю газовую горелку, кипячу водичку. На обед лапша быстрого приготовления, сырокопченая колбаса и сыр. Мммм…самый вкусный обед. На десерт еще шоколадные батончики с ароматным чаем. И всю усталость, как рукой сняло. Мы готовы к покорению новых вершин. Но для начала прогуляемся по плато и полюбуемся красотой вокруг.

Обед по расписанию

Но это еще не пик Дураков (честно, не люблю это название). На сам пик еще подняться надо. Вот он, до него рукой подать. Идем, не раздумывая, чтобы не было чувства незаконченности.

Начинается сыпуха, тропы как таковой нет. Каждый поднимается там, где считает нужным.

Поднявшись на первый пик Дураков, отмечаю, что набор высоты за сегодня составляет почти 1000 м. Группы туристов идут и дальше (на 2-й пик Дураков, Строителей, Вареса). Ну а мы, сделав тайник между двумя «Дураками», отправляемся в обратный путь. Думаю, мы и так преодолели самый большой путь от своего кемпинга, нежели те, кто стартовал от подножия горы.

Интересное замечание, идешь по одной и той же тропе. Но видишь уже совсем другие картины. А вот эти цветы я не замечал, а вот интересные камни, а вот ручей причудливо извивается.

Чем ниже мы спускались с горы, тем веселее светило солнышко. Ветер, тем не менее, дует прохладный. Прекрасное время года, люблю его за это!

Мы спускаемся с горы, а навстречу нам всё ещё попадаются «покорители вершин». Всё дружелюбные и приветливые, горы людей меняют.

Путь обратно показался короче. И вот мы уже дошли до Талькового карьера. Но меня грызет ощущение, что вчера я пропустил один пункт по плану. А именно, тремолитовая группа напротив Пьяного озера. В итоге детей оставил отдыхать на бревнышке, а сам побежал бегом к тремолитам.

С дороги сворачиваю в нужном направлении. Ни о какой тропе и речи нет, иду по траве. Благо, что идти не далеко. А то как-то одному бродить по лесу не по себе. Сначала на глаза мне попадается впечатляющих размеров почти вертикальная плита. Которую, как будто, кто-то с силой вонзил в землю. Ощущаешь себя лилипутом напротив этой громадины. Но мне нужен другой тремолит, из-за которого я сюда пришел – дважды сквозной. Нахожу и его, место красивое, сказочное. Заросли бадана на камнях создают особую атмосферу мира эльфов.

Не без труда нашел подходящее место для тайника и с чувством выполненного долга отправился к дороге.

А на дороге мне повстречался парень с девушкой. Он немало удивился откуда я взялся. Я ему рассказал про тремолиты, который не пользуются популярностью у туристов. На что он мне ответил, что знает про них. Так и разошлись каждый в свою сторону. Они собрались тут ночевать неподалеку, а мне пора возвращаться в лагерь.

Вечер

Сегодня был удачный день. В лагере у нас были вечерние посиделки у костра, очень вкусный ужин. И ночь очень темная-темная ночь…

Ужин

День третий.

Сегодня заключительный день нашего похода. И наша цель, в первую очередь, это успеть дойти до переправы, чтобы попасть на электричку. Идти предполагалось по тропе вдоль реки Амзас. Так как идти по дороге, где ездят Уралы, показалось слишком скучным.

С утра, как обычно, позавтракав, собираем лагерь. Укладываем все свои вещи в рюкзак. День обещает быть жарким, на небе ни облачка.

Амзас

Первая часть пути, до приюта Глухариного, нам уже знакома. Поэтому мы смело идем, сопровождаемые звонким журчанием горной реки.

А вот пройдя приют, начались трудности. Сначала преодолели ручей, в котором промочили все ноги. А потом заметил, что тропа стала какая-то «не явная», больше похожая на бобровые тропинки. Мдааа, если мы так будет идти, то к электричке не успеем…

Замечательное утро

Решено вернуться к приюту, по мосту перебраться на другой берег – там тоже на карте обозначена тропа. Попробуем пройти по ней.

Один из мостов через Амзас

Так и есть, только не тропа, а свежие следы от квадрациклов. Раз они сюда приехали, значит и мы должны дойти. Беспокоило только то, что тропа на всем протяжении несколько раз пересекает реку Амзас. А есть ли там мосты? Допустим, что на квадрацикле через реку можно и переехать. А мне как-то в ледяную воду лезть совсем не хотелось. Ну да ладно, будем решать вопросы по мере их поступления.

дорога

По следам от квадрациклов видно, как они плутали, как они искали пути объезда. Вскоре мы достигли первого моста. Уф, всё в порядке, мост вполне проходим, хоть состояние и не ахти. Стала заметна людская тропа. И мы стали отдавать предпочтение тропе, нежели следам от маленьких вездеходов.

Стоит отметить, что сегодня в свете ярких солнечных лучей, природа выглядит немного иначе, как-то более насыщенной что ли.

Огоньки-жарки

Иду молча, думаю о своем, и замечаю на тропе свежий след от медведя. Двигался он нам навстречу, то есть сейчас сам медведь должен быть позади нас. Оглядываюсь, никого не замечаю. Раздаю детям свистки, а сам несколько раз взрываю петарды, чтобы косолапый знал, что мы здесь и с нами лучше не шутить. Помимо прочего, наготове фальшфейер и перцовый баллончик.

Красота вокруг...

Шли теперь прислушиваясь к каждому шороху и к каждому звуку, иногда оглядываясь по сторонам.

Таким образом, достигли мы и второго моста. Слава Богу, и он цел, тропа стала более нахоженной. Только вот так ни одного человека мы и не встретили за сегодня.

По мере приближения к перекрестку с основной дорогой, становилось спокойнее на души, скоро цивилизация.

Целым оказался и третий, последний мостик на нашем пути. И тогда сомнения в том, что мы вернемся живыми и не съеденными медведями отпали совсем.

Еще пионы

Мы благополучно добрались до слияния рек Амзас и Алгуй и до дороги, которая должна нас вывести на переправу. Но нам предстояло посетить еще одно место – пещеру Бредихинскую (по другим источникам Амзасскую). Путь на нее пролегает через приют Амзас. До приюта мы добрались и решили оставить тяжелые рюкзаки здесь. Как оказалось, приют оказался заброшенным. Хотя в самом домике довольно сухо, лежат спальные принадлежности, кухонная утварь. Странно, почему забросили?

По тропе следуем дальше, на указателе указан путь на вершину Назарова. Следуем по этой тропе. Только вот сверяясь с координатами отклоняемся от точки, да точно отклоняемся. Нужно вернуться назад, вроде как был свороток к ручью, скорее всего туда нам надо.

В итоге так и получилось, не надо идти по указателю на гору Назарова (это другая история), нужно свернуть налево и идти к пещере (на неё указателя нет).

Пещеру нашли, вход в нее очень узкий. Но есть веревка, чтобы облегчить спуск. Я спускаюсь с сыном, дочь осталась наверху. Нужно быть готовым, тем соберется повторить, что придется замараться. Лучше брать с собой одноразовые костюмы (Тайвик).

Спустившись по веревке, попадаем в основной (большой зал). Глаза еще не привыкли к темноте, фонари светят как лучины. С зимы еще не растаяли огромные сосульки. Зимой, наверное, это выглядит эпичнее. Но, тем не менее, всё равно красивая картина. По деревянной лестнице поднимаемся и попадаем в другой зал. У некоторых на фото я видел летучих мышей, но нам они на глаза не попались.

По-честному, приготовил коробочку, чтобы сделать тайник внутри. Но понял, что она себя будет чувствовать некомфортно. Тут слишком сыро, спрячу-ка я её где-нибудь наверху. Сказано-сделано.

Выбравшись на поверхность, ощущаешь перепад температур. Жарко сегодня…

Теперь можно считать, что миссия выполнена полностью – все коробочки спрятаны и ждут своих посетителей. А мы выйдя на дорогу, преодолеваем не спеша последний отрезок пути. Нас обгоняют Уралы с туристами, которые так же, как и мы, стремятся попасть на электричку. Но находятся и желающие прогуляться 8 км пешком, тем более время позволяет и погода отличная.

Добравшись до кафе в поселке, решили в качестве вознаграждения купить себе что-нибудь из выпечки. Хоть и цены здесь, конечно, не демократичные.

На берегу в ожидании переправы уже собралось приличное количество народа. Заняли и мы свое место на полянке под кустом. Хорошо, когда не надо торопиться. Спокойно умылись, переоделись, попили чайку из термоса. И даже успели позагорать на солнышке.

Домой

Водитель лодки пришел раньше, чем обычно и люди тонкой струйкой потянулись к лодке. Мы переправились одними из первых. И на перроне заняли сидячие места под навесом. Постепенно посадочная площадка стала заполняться людьми. Все были преисполнены восторга, с воодушевлением рассказывали друг другу о проведенных днях на Поднебесных Зубьях.

Не знаю с чем это связано, но количество вагонов в электропоезде в этот раз, было меньше, нежели тот день, когда мы ехали на Лужбу. Поэтому ехать пришлось в тамбуре, сидя на рюкзаках. Но это уже мелочи жизни. Приятная усталость наполняет тело, а в голове крутятся мысли куда бы рвануть в следующий раз.

Заключение.

Вот и закончился наш трехдневный поход на Поднебесные Зубья. Можно сказать, что всё задуманное сбылось. Мы полностью реализовали запланированный маршрут. Самое главное, что мне удалось показать своим детям основные достопримечательности, расположенные у подножия хребта Тигертыш. Приобщить их к походной жизни, ночевке в палатке, приготовлению пищи на костре.

Оставив по своему маршруту «следы» в виде тайников игры Геокешинг, призываю и других игроков посетить эти замечательные места. Всем спасибо, кто дочитал до конца.