Она блистала на всех оперных сценах мира с 1860 по 1900 годы. Пела английской королеве, германскому императору Вильгельму I, французской императорской чете, русскому царю, пела президенту Линкольну.
Она часто приезжала к нам в Россию. Каждый приезд примадонны становился событием. Ее носили на руках генералы, на ее спектаклях присутствовали Высочайшие Особы.
О ее гастролях упоминает Лев Толстой в «Анне Каренине», ее поклонниками и ценителями ее таланта были композиторы П. И. Чайковский и А. Н. Серов.
Аделина Патти родилась в 1843 году в Мадриде в семье оперных певцов и начала петь еще до своего рождения – ее мать прямо за несколько часов до родов пела Норму в опере Винченцо Беллини на сцене Королевской оперы в столице Испании.
После родов она навсегда потеряла голос. Несомненно, он перешел к маленькой Аделине.
Когда дочери было 6 лет, ее мать услышала из детской звуки пения. Она тихо подошла к двери. И, потрясенная, услышала целиком и полностью выходную арию Нормы из одноименной оперы. Исполнение было безупречным технически, прочувствованным и абсолютно, по-взрослому, профессиональным. До изумления, до какого-то суеверного страха! Ребенок так петь не мог, это было невозможно.
Отец семейства, тенор Сальваторе Патти, зарабатывал ровно столько, чтобы можно было свести концы с концами и прокормить жену с четырьмя детьми и самого себя.
И тогда на семейном совете было принято решение уехать в Америку, показать Аделину специалистам и попробовать продать ее талант.
Как это ни странно, все надежды оправдались!
Девочка обладала удивительными способностями – абсолютным слухом, феноменальной музыкальной памятью, кристально чистым, красивейшего тембра голосом.
И в Америке именно она стала главной кормилицей всей семьи – 300 полноценных концертов за ближайшие 4 года, нетрудно посчитать – почти один концерт каждые 4 дня!!!
И без малейших последствий – среди многочисленных талантов Аделины были невероятная выносливость вместе с чрезвычайной легкостью вокализации.
Как только финансовые проблемы семьи были решены, следующие 4 года Аделина потратила на учебу.
В 16 лет она покорила Европу – Лондон, Париж и Берлин.
Потом была Россия.
В книге «Моя жизнь в искусстве» К. С. Станиславский пишет «о сверхъестественно высоких нотах чистейшего серебра» Патти, о ее необыкновенной вокальной технике, о виртуозной колоратуре. А еще о «точеной небольшой фигурке, с профилем, точно вырезанным из слоновой кости».
Патти восхитила Чайковского, который слушал ее в Большом театре в Москве в опере «Севильский цирюльник»:
В чарующей красоте ее голоса и в соловьиной чистоте ее трелей, в баснословной легкости ее колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое...
Патти получала сверхвысокие гонорары за свои спектакли и концерты. Самые высокие гонорары в то время в мире!!! За маленькой точеной фигуркой, за хрупкостью и нежностью ее дивного облика скрывалась расчетливая и хладнокровная натура!
Может быть тому виной трудное детство в Испании или юность в Америке, где всем правит золотой телец?
Как-то в США, в Бостоне импресарио Дж. X. Мэплсон заключил с Патти договор о ее участии в спектакле «Травиата» в городском оперном театре. Примадонна запросила фантастический по тем временам гонорар – 5.000 долларов. Всем был известно, что Патти подписывает договора только при условии предоплаты в 100%.
В день спектакля после обеда к Мэплсону приходит агент певицы за обещанной суммой. Импресарио честно признается ему, что сию минуту дать 5.000 он не может, может только 4.000. А оставшуюся сумму предлагает выплатить после того, как снимет билетную кассу перед самым началом спектакля.
Агент уходит к своему шефу, к Аделине Патти. Затем возвращается с ответом от примадонны. Она просит передать Мэплсону, что по условиям договора она имеет право отменить спектакль и вызвать полицию – ему грозит арест и тюрьма. Но делать этого она не будет. Она берет 4.000 долларов, одевает костюм Виолетты и будет ждать свои оставшиеся 1.000 долларов. Но без туфель. А туфли она оденет и выйдет на сцену только тогда, когда получит деньги.
Время идет. До начала спектакля остается минут пять.
Мэплсон истомился у окошка кассы. Он умолил кассира отдать ему все, что в кассе есть. В кассе – 800 долларов. Мэплсон получает их у кассира и отдает агенту Патти. Агент берет деньги и бежит в костюмерную певицы. Через 5 минут возвращается с ответом от шефа – она уже одела одну туфлю, а вторую оденет и выйдет на сцену только тогда, когда получит всю сумму. Далее счет идет на секунды.
Дирижер дает вступление к увертюре, и опера начинается. Опоздавшие зрители выстраиваются к окошку кассы, и кассир выдает Мэплсону оставшиеся 200 долларов, Мэплсон, весь потный от ужаса, сует их в руки агенту, агент со всех ног бежит в костюмерную примадонны.
Великая Аделина Патти берет деньги, спокойно одевает туфлю и спокойно выходит на сцену ровно тогда, когда ей нужно издать первую ноту.
Спектакль проходит триумфально, впрочем, как всегда, Патти поет божественно, впрочем, как всегда. А Мэплсону все это стоит нескольких седых волос.
И это не единственный подобный случай из творческой биографии красавицы и богини Аделины Патти! О подобных происшествиях пишут многие мемуаристы, повествуют многие журналисты и биографы примадонны!
Что же делать? У каждой звезды свои особенности характера!
Говорили, что ее любимая фраза: "Нет золота - нет Патти"!
А пела она действительно уникально!
К счастью, за большие деньги на заре эры граммофона Аделину Патти удалось уговорить запечатлеть для следующих поколений ее блистательное искусство.
Говорят, послушав себя в записи, она была неожиданно рада тому, что ее могут услышать далекие потомки. И Патти записала не только арии и романсы, но и свой «гражданский», разговорный голос – она наговорила новогоднее поздравление своему третьему, молодому мужу, чтобы это поздравление он сохранил на память.
Нет, ну пела она, конечно, изумительно!
Мнение Эдуарда Ганслика, выдающегося критика и специалиста по эстетике:
Если рассматривать как единое целое пение, артистизм и человеческие качества Патти, должно признаться, что никто на сцене не являет собой более чарующего зрелища... Певица сразу заставляет нас забыть всех соперниц — в этом и заключается ее волшебное обаяние.
Ария Нормы из оперы "Норма". В. Беллини. Поет Аделина Патти.