Добрый день! Ну наконец-то и мы дождались выхода вариантов ЕГЭ. Правда странно, что до сих пор на сайте ФИПИ «висят» проекты демоверсий, но при этом сборник вариантов вышел!
Из плюсов от себя могу сказать только одно: ну, наконец-то ты вышел! 🤷♀
Давайте по фактам разберем новый сборник 2024 года.
1. Тестовая часть стандартная, во многом схожая с вариантами 2023 года, за небольшим количеством нововведений.
Но это и нормально: обновили Кодификатор (об этом я подробно писала здесь👈), обновили ФОП, да и сам предмет с этого учебного стал интегрированным. Этот аспект мы уже разобрали вот здесь 👈
2. В тестовой части есть задания, в которых по два, а есть – те, в которых по четыре варианта ответа. Нам с Вами это знакомо и здесь мы полагаемся на знание теории.
3. В заданиях первой части обращаем внимание на слова - «ловушки»: только/лишь, каждый/все/всякий/любой, всегда, может, в отличии, как правило.
«Пройдемся» по каждому: (примеры буду приводить на заданиях актуального сборника 2024 г.):
- ТОЛЬКО/ЛИШЬ – указывает на признак/свойство, который(ое) присущ(е) исключительно указанному элементу, поэтому смотрите внимательно в каком контексте сформулировано содержание теста:
А) слово только/лишь действительно указывает на исключительный признак предмета, явления – и тогда суждение имеет верный смысл;
Б) в суждении употреблено слово только/лишь, но, например, мы знаем, что данный признак характеризует не только указанный в тесте предмет (объект), а еще и другой предмет (объект)- тогда данное суждение будет иметь неверный смысл.
ПРИМЕРЫ:
Вариант 4, задание 2
В данном задании суждение 1 верное. Почему? – Потому, что деятельность действительно присуща только человеку (у животных – активность).
Верный ответ: 1234
Вариант 7, задание 10
А вот в данном контексте суждение 1 имеет неверный смысл, поскольку политическое поведение гражданина обусловлено совокупностью факторов (моральные принципы и ценности, организованность субъектов политики, политическое образование и политическая компетентность человека и др), а не только одним фактором, указанным в тесте – особенностью политической системы общества.
Верный ответ: 234
- КАЖДЫЙ / ВСЕ /ВСЯКИЙ/ЛЮБОЙ - обозначает “все без исключения” (отсутствие каких-либо исключений). Слова “каждый”, “всякий”, “любой” и “все” являются синонимами, означающими “каждый” или “любой”. Они могут быть использованы в различных контекстах для усиления значения высказывания. Например, можно сказать “каждый человек имеет право на свободу”, “всякий человек должен уважать других” или “вы можете выбрать любой цвет для своего дома”, и все эти фразы имеют одинаковое значение.
ПРИМЕРЫ:
Вариант 7, задание 12
Здесь слово « каждый» употреблено в значении « все», но правда как верный ответ мы выберем лишь 1,5, поскольку в задании необходимо указать культурные права человека согласно Конституции, но от этого суждения 2 и 4 не перестали быть верными (они нам здесь просто не нужны, поскольку относятся к другой группе прав человека – социально-экономические права).
Вариант 14, задание 8
А вот здесь суждение со словом «все» = каждая социальная роль наследуется при рождении будет неверным, поскольку опять же из теории мы знаем, что в современном обществе социальные роли не наследуются так явно, как это было в прошлом. Роль человека в обществе определяется не только его происхождением, но и его образованием, навыками, опытом и личными качествами.
Верный ответ: 235
- ВСЕГДА Слово “всегда” означает “постоянно, вечно, непрерывно”, то есть в каждый момент времени, в каждой ситуации, в каждую эпоху. Оно подразумевает отсутствие каких-либо исключений. Встретившись с этим словом в тестовом задании, анализируем ситуацию на предмет «так ли это во все времена / вне времени»
ПРИМЕРЫ:
Вариант 27, задание 5
Суждение 3 – неверно, так как мы знаем, что циклическая безработица возникает на фоне экономического кризиса/спада в экономике и для ее преодоления государство проводит антициклическую политику, а также создает дополнительные рабочие места в государственном секторе экономики, то есть не всегда сам человек ее побеждает.
- МОЖЕТ это слово указывает на необязательность элемента, лишь на его принципиальную возможность (в значении «может быть так, а может иначе»). Здесь внимательно смотрим на то, в каком контексте дается эта конструкция.
Примеры
Вариант 21, задание 8
В пункте 2 обороты «может» и «только» подразумевают указание на исключительность. Но мы знаем, что отклоняющееся поведение может быть как негативным., так и позитивным. Следовательно, пункт 2 – неверный.
В пунктах 3 и 5 «может» указывает на принципиальную возможность положения, не исключая иных вариантов. Поэтому они верны.
Верный ответ: 345
ЕЩЕ ПРИМЕР
Вариант 7, задание 5
Вот в этом задании выражение «может быть» указывает на возможность различных положений/комбинаций, следовательно это суждение будет верным.
Верный ответ: 134
- В ОТЛИЧИЕ используется для сравнения двух предметов/объектов или ситуаций, значит указывает на исключительные признаки/особенности, свойства одного из них. Если оба сравниваемых предмета/явления/процесса обладают указанным признаком (свойством), то выражение будет иметь неверный смысл.
Обращайте внимание на то, что иногда в тестах свойства сравниваемых предметов/явлений перепутаны местами – и тогда такое суждение также будет неверным.
ПРИМЕРЫ:
Вариант 13, задание 2
В данном тесте, суждение 5 – неверное, так как указывает не на исключительный, а на обобщающий признак – и человек и животные могут использовать предметы природного происхождения, поэтому суждение 5 – неверно.
Ответ: 124
Вариант 9, задание 14
Суждение 4 – будет неверным, поскольку вот здесь как раз перепутаны местами смысловые значения «права пользования» и « права владения»
Верный ответ: 1235
Вариант 16, задание 2
И наконец вот то самое суждение, которое имеет верный смысл, поскольку действительно истинное знание соответствует предмету познания; тогда как ложное знание – это категория морали (Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна).
Верный ответ: 135
- КАК ПРАВИЛО используется для указания на обычное или типичное поведение или ситуацию. Соответственно, если суждение, данное в тесте не соответствует типичной ситуации, то суждение будет иметь неверный смысл.
ПРИМЕР:
Вариант 6, задание 10
В суждении 5 конструкция «как правило» не указывает на типичную ситуацию, поэтому суждение 5 – неверное.
Верный ответ: 123
Вариант 8, задание 8
Суждение 4 – аналогичная ситуация. Суждение имеет неверный смысл, поскольку человек в современном обществе принадлежит к нескольким социальным группам.
Верный ответ: 123
Вариант 14, задание 10
А вот в данном задании суждение 4 как раз представляет типичную ситуацию, поэтому суждение – верное.
Верный ответ: 2345
ПРИ РАБОТЕ С ЗАДАНИЯМИ ВТОРОЙ ЧАСТИ:
- Обязательно учитывайте все, что написано курсивом и в скобках (если ответ не соответствует указанному в скобках алгоритму – за это снимут балл).
- Ваш ответ должен полностью следовать указаниям задания и быть именно в том порядке, который указан в условиях задания.
- Не следует в ответе давать ту информацию, которую у вас прямо не спрашивают – это также ведет к снижению баллов. Ответы должны быть по существу.
- В задании 21 пункт 2 («Что могло вызвать изменение спроса/предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос/предложение) при ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте рынок, который упоминается в тексте задания (рынок автомобилей̆, рынок услуг фотографов и т.п.). Отсутствие этого указания ведет к снижению баллов.
- Во всех заданиях второй части в которых от вас требуется привести конкретное число пунктов ответа (например, сформулировать 3 подтверждения какой- либо характеристики нашего государства на основе Конституции в задании 23) не приводите больше пунктов, чем указано в задании, т.к. наличие неверного пункта наряду с верными приводит к снижению баллов.
На этом на сегодня все! Буду признательна за Ваши лайки ❤️ и комментарии! Всегда открыта к конструктивному диалогу 🤝
👇 Полезные ссылки:
Мой сайт
Поддержать автора
Telegram
Youtube
Сообщество ВК
Rutube