1,3K подписчиков

Как игрофикация влияет на нашу жизнь, работу и бизнес?

Если задуматься, то человеческий мозг действует по очень простым алгоритмам. Выполнил задачу? Получил в награду дофамин. Выполнение задачи принесло дополнительный бонус?

Если задуматься, то человеческий мозг действует по очень простым алгоритмам. Выполнил задачу? Получил в награду дофамин. Выполнение задачи принесло дополнительный бонус? Получил гораздо больше дофамина!

Результат = удовольствие

Порой, чтобы мотивировать себя к какой-либо деятельности, достаточно даже эфемерной награды, которую никто не увидит. Этакой ачивки из компьютерной игры, обладание которой повышает самооценку и вселяет радость. Особенно, если кроме тебя, того же смог достичь всего 1% людей.

Конечно, в играх схема "выполнил задание – получил удовольствие", может использоваться в абсолютно разных ситуациях. Почти все игры построены на выдаче определённых заданий и проводят игрока по определённому маршруту.

Подобный опыт едва ли способен дать любой другой, не интерактивный вид искусства, поскольку достижения в играх принадлежат не персонажу, а самому игроку, а потому ощущаются многим значимее достижений героев кино или книг.

Как использовать тягу к достижению целей?

По сути, внедряя игрофикацию в свою жизнь, мы можем с большим удовольствием добиваться желаемых результатов. Например, внедряя полезные привычки или избавляясь от вредных. Желая начать бегать по утрам, у нас будет многим больше мотивации, если мы будем отмечать каждую пробежку и выдавать себе награду за достижения. Например, преодолев тридцать пробежек, мы покупаем приятную безделушку, на которую в обычных обстоятельствах тратить деньги не хотелось бы.

Если мы хотим бросить потреблять кофеин, можно установить себе награду за определённый срок, проведённый без кофе и энергетиков. Можно купить всё ту же безделушку или устроить себе небольшой праздничный ужин. Главное, не покупать себе "праздничный кофе", а то все усилия пойдут прахом.

Дух соперничества

Конечно, многим лучше это будет работать, если будут присутствовать и иные стимулы. Например, к пробежкам присоединятся несколько друзей. Ведь тогда в силу вступит соревнование, что мотивирует лучше, чем награды самому себе.

Можно даже заключить пари, чтобы в итоге награда досталась только одному. Например, тому, кто дольше смог продержаться без сигарет или тому, кто смог быстрее достигнуть определённой планки. Да, это тоже своего рода игрофикация, на сей раз во многом строящаяся по принципу онлайн-игр, где присутствует соперничество, а достижения и желание быть лучше других, может удерживать в игре тысячи людей десятки тысяч часов.

Конечно, было бы хорошо, если бы кто-то независимый контролировал процесс соревнования, ведь самому себе можно дать поблажку. Это тоже принцип работы нашего мозга, который ищет самый простой путь достижения цели.

И даже дружеское соревнование не может контролировать процесс борьбы, ведь появляется большой соблазн жульничать.

Игрофикация на работе

Другое дело – рабочая среда, где сотрудников контролирует и направляет начальство. Оно же выдаёт достижения и оценивает результат. По сути, многие элементы, традиционные для игр и без того, внедряются в рабочую среду: таблицы лидеров – доска с работниками месяца, дополнительная награда – премия. Однако, весь рабочий процесс можно сделать многим интереснее и, соответственно, продуктивнее, если добавить больше элементов игрофикации.

Например, сделать эти системы более наглядными. Доски почёта не создают ощущения прогресса или роста. А вот если вместо обычной доски, сделать таблицу, где напротив каждого работника отдела будут наглядно показываться его достижения за месяц, например, в виде стикеров за каждую крупную продажу, работу сверхурочно или определённое количество заполненных документов. Собрал больше всех? Получаешь премию и, в следующем месяце, начинаешь в самом верху таблицы, как работник месяца.

Твои коллеги будут пытаться тебя догнать и перегнать, увеличивая темпы работы, а ты будешь мотивирован остаться в почётном статусе и с прибавкой к зарплате, а потому общая эффективность труда коллектива растёт в геометрической прогрессии. Тот факт, что соревнование это открытое и наглядное, способствует ощущению настоящей справедливости, а также значимости достижений работника.

Бизнесу – на заметку

При этом, владельцам бизнеса, управляющим своим коллективом, необязательно ограничиваться базовыми методами игровой мотивации. Можно добавить и куда более специфические "достижения" за рабочую и внерабочую активность. К тому же, вовсе не обязательно, чтобы они были серьёзными или важными. Это может быть и шуточная ачивка, способствующая сохранению дружеской и лёгкой атмосферы в коллективе.

Важен сам принцип организации активностей, который можно и нужно разнообразить, как только душе угодно, и он всё равно будет работать. Например, можно использовать высокие технологии и нейросети или добавить в рабочие задачи немного творческой самореализации.

Любой человек нуждается в том, чтобы демонстрировать свои достижения. Даже если эта демонстрация происходит только для самого себя. А если уж личные успехи в наглядной форме демонстрируются всем окружающим, то человек испытывает настоящую гордость, ибо реализует одну из своих базовых потребностей (потребность в уважении и признании по пирамиде Маслоу).

Так что игрофикация является прекрасным инструментом, который значительно повышает удовольствие от будничных и рутинных процессов. Главное – правильно им пользоваться.