Диагностика этого расстройства осуществляется врачом-психиатром. В случае возникновения подозрения на наличие расстройства необходимо родителям рекомендовать обратиться к врачу-психиатру. В случае отсутствия детского психиатра его функции выполняет участковый врач-психиатр.
Из-за наличия стигматизации психических расстройств родители могут опасаться обращения к этому специалисту. Им необходимо разъяснить, что данное расстройство не относится к «сумасшествию», шизофрении, не подразумевает постановки «на учет» («психиатрический учет» в России не ведется с 1992 года), не подразумевает недобровольного лечения и госпитализации. Родители имеют право отказаться от обращения к врачу-психиатру или назначаемого им лечения. Также они имеют право не сообщать педагогам и психологам информацию о состоянии здоровья ребенка полученную от врача.
В случае категорического отказа от обращения к врачу-психиатру можно рекомендовать обратиться к врачу-неврологу, врачу-педиатру или врачу общей практики (семейному врачу).
Врач осуществляет общее наблюдение за состоянием ребенка, диагностирует расстройство, рекомендует при необходимости медикаментозное лечение и психолого-педагогическую коррекцию, которую осуществляют педагоги , психологи и родители.
Очень важно в ведении таких детей тесное взаимодействие родителей, учителей, врачей и психологов, но информация от врача может передаваться только с разрешения родителей.
Для предварительной диагностики может использоваться опросник Вандербильта для родителей и для учителей, а также опросник родительского стресса.
В работе с этой проблемой важно избегать двух крайностей. С одной стороны не стоит отрицать реальности этой проблемы, а с другой — не стоит воспринимать ее как повреждение головного мозга, его болезнь, которая неизбежно приводит к низкой успеваемости и антисоциальному поведению.
СДВГ не является «болезнью» в строгом смысле слова, как и другие психические расстройства. Это комплексная биопсихосоциальная проблема затруднения взаимодействия ребенка имеющего особенности развития с неподходящей для него окружающей средой. Этот синдром в каждом случае имеет свои особенности и проявления, индивидуальные черты и основан на взаимодействии множества биологических, психологических и социальных факторов.
Не стоит забывать и о том, что данный синдром имеет свои положительные стороны. Такие дети часто более эмоционально открыты, искренни, честны. СДВГ может способствовать развитию таких черт, как эмоциональность, спонтанность, креативность. Если их деятельность направить в интересное им русло, то они могут увлеченно и длительно им заниматься и иметь высокую продуктивность в этой деятельности. Эти качества компенсируют присущие им особенности создающие проблемы в социальном функционировании.
В том, как реализуются эти особенности, многое зависит от родителей, педагогов и социального окружения, а также от индивидуальных личностных особенностей самого ребенка.
Что касается отрицания наличия этой проблемы как расстройства, то это приводит к тому, что такой ребенок воспринимается как «игривый», «шаловливый» или «испорченный», «невоспитанный» и соответственно к отсутствию оказания ему помощи. Его проблемы или игнорируются, что приводит к их нарастанию, или усугубляются неэффективными и вредными методами вроде наказаний, критики и осуждения. Подобные методы особенно чреваты негативными последствиями для детей с СДВГ.
Поэтому крайне важна регулярная разъяснительная психообразовательная работа с родителями и педагогами, направленная на устранение мифов об СДВГ:
Миф № 1
«СДВГ не существует»
Часто родители аргументируют это тем, что все дети активны и невнимательны. Но активность и невнимательность детей проявляется в разной степени. Если эти особенности не создают проблемы для ребенка и его окружения, то тогда не идет речь о расстройстве. Существует определенный континуум этих особенностей крайние проявления которого могут рассматриваться как расстройство, так как приводят к дезадаптации.
Миф № 2
«Всему виной недостаточно строгое воспитание»
Родительское воспитание не играет основной роли в развитии расстройства. Оно может усиливать или ослаблять его проявления. Но жесткое воспитание, особенно физические наказания, противопоказаны таким детям. Им необходима определенный контроль, но не суровые наказания, которые усугубляют проявления нарушений. К тому же обвинение родителей в том, что у ребенка есть проблемы, приводит к усилению обычно имеющегося у них чувства вины и также негативно сказывается на ребенке и его поведении.
Миф № 3
«Ребенок виноват сам. Он псих»
Хотя это расстройство и является биологически обусловленным, но оно не обязательно приводит к нарушениям поведения и другим проявлениям социальной дезадаптации. Во многом проблемы усугубляются окружающей средой и обстоятельствами. К тому же обвинительная позиция по отношению к ребенку только усиливает его трудности.
Миф № 3
«СДВГ лечится ноотропами и успокоительными»
Хотя этот миф разделяют многие врачи в странах СНГ, но согласно научным исследованиям эти лекарственные средства не являются эффективными в лечении СДВГ. Существуют другие группы препаратов, которые имеют доказательную эффективность при СДВГ. Также эффективны методы когнитивно-поведенческой терапии.
Миф № 4
«СДВГ — это детское расстройство»
На самом деле его проявления часто сохраняются во взрослом возрасте в виде невнимательности, трудностей планирования деятельности, импульсивности, склонности перебивать и не слушать собеседника и ряде других проблем.
Миф № 5
«Ребенок с СДВГ вырастет преступником и психопатом»
Хотя вероятность развития антисоциального поведения и повышается в связи с СДВГ, но не является предопределенной. Особенности этого ребенка могут использоваться в социально приемлимом направлении за счет благоприятного окружения. Если же ребенок будет подвергаться изоляции, физическим наказаниям, обвинениям и насмешкам, то вероятность неблагоприятного личностного развития возрастает.
Миф № 5
«СДВГ страдают только мальчики»
Хотя среди мальчиков СДВГ чаще диагностируется, но это не означает, что только они им страдают. У девочек СДВГ чаще проявляется без нарушений поведения и агрессии, а потому реже диагностируется.4
Наиболее эффективными методами помощи при СДВГ являются:
1) психологическое просвещение детей, родителей и педагогов об СДВГ
2) обучение родителей и педагогов методам поведенческой терапии
3) психофармакотерапия (медикаментозное лечение) в тяжелых случаях или при неэффективности поведенческой терапии
3) тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческая терапия непосредственно с детьми