Найти тему

СДВГ и технологии содействия его преодолению

Синдром дефицита внимания и гиперактивности по официально действующей в Российской Федерации Международной Классификации Болезней 10 пересмотра относится к группе психических расстройств, точнее к Гиперкинетическим расстройствам, которые кодируются шифром F90.

Они характеризуются следующим образом: «группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку».

Они делятся на:

1) Дефицит внимания с гиперактивностью (F90.1) (расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью или синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

2) Гиперкинетическое расстройство поведения (гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения) (F90.1)

3) Другие гиперкинетические расстройства (F90.8)

4)Гиперкинетическое расстройство неуточненное (F90.9) (гиперкинетическая реакция детского или подросткового возраста без дополнитиельных указаний,

гиперкинетический синдром без дополнительных указаний)

В американской классификации DSM-5 используется термин Расстройство дефицита внимания и гиперактивность. В ней это расстройство делится на три подтипа. Преимущественно с нарушениями внимания, преимущественно с импульсивностью и гиперактивностью и смешанный.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Это понятие характеризует детей, которым трудно удерживать целенаправленное внимание на чем-либо. Они могут длительное время делать только то, чем сильно эмоционально увлечены. Удержание сознательного и целенаправленного внимания им дается с трудом. Они могут это делать только короткое время, упускают детали и частности, быстро переключаются на что-то более интересное, забывают о поставленной цели. В итоге окружающие начинают относиться к таким детям как к безответственным и забывчивым, ухудшаются их отношения с близкими людьми. Результатом чего может быть ухудшение у ребенка мнения и о себе, падение самооценки.

Проявление нарушений внимания:

1. Во время учебных занятий или работы часто не замечает деталей или совершает ошибки из-за невнимательности

2. Часто с трудом удерживает внимание в ходе деятельности

3. Часто не слушает других, когда те к нему обращаются

4. Понимая инструкции и не пытаясь им сопротивляться, все же не может до конца выполнить задание и следовать указаниям.

5. Часто испытывает трудности в организации своей деятельности

6. Часто стремится избегать действий, требующих умственных усилий длительное время, неохотно ими занимается, отказывается от них.

7. Склонен часто терять предметы нужные для выполнения деятельности.

8. Легко отвлекается на посторонние раздражители.

9. В повседневных делах часто проявляет забывчивость.

Если родители и учителя сообщают более, как минимум о шести симптомах, то можно говорить о нарушении внимания.

Гиперактивность

Проявляется в повышенной двигательной активности. Такие дети много и быстро говорят, не могут длительно сидеть, чувствуют постоянную потребность в движении, раскачиваются, «ерзают», шумно себя ведут.

Импульсивность

Эта особенность проявляет в себя в необдуманности слов и действий. Первая пришедшая в голову мысль может моментально реализовываться без критического осмысления. Итогом чего становятся сложность выслушивать собеседника, склонность перебивать его. Поспешность действий приводит к ошибкам. Такие дети могут совершать рискованные поступки: перебегать дорогу в неположенном месте, забираться на высокие здания и в опасные места.

Импульсивность и гиперактивность проявляются в следующих симптомах:

1. Беспокойные движения руками или ногами, ерзания на стуле.

2. Часто встает с места в классе или в других ситуациях, когда требуется сидеть.

3.Часто бегает вокруг или лазает в неподобающей ситуации.

4. В свободное время не может играть спокойно или тихо заниматься чем-либо.

5. Часто вертится или двигается так, как будто его подгоняют.

6. Болтлив

7. Не дослушивает вопросы до конца, отвечает не подумав.

8. Не дожидается своей очереди

9. Вмешивается в чужие игры и разговоры.

При наличии не менее 6 симптомов можно говорить о гиперактивности и импульсивности.

Все эти симптомы должны проявляться не менее 6 месяцев, не соответствовать уровню развития ребенка. Часть из них должны отмечаться до семилетнего возраста и вызывать трудности адаптации, а также в настоящее время приводить к социальным трудностям, проявляться в разных ситуациях. Также должны быть исключены другие психические расстройства, которые могут привести к этим симптомам, IQ должен быть не ниже 70. Только при соблюдении этих условий диагноз может быть правомерен.

Это расстройство встречается у 3-7 % детей, но общие трудности с нарушением внимания, не подпадающие под критерии диагностики, более распространены. Они встречаются у 20-50 % детей. Часто это расстройство сочетается с другими: поведенческими нарушениями, тревожными и депрессивными расстройствами. У детей в специальных детских учреждениях это расстройство встречается чаще. Также оно в 4-9 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Сопутствующими проблемами являются снижение школьной успеваемости, трудности в общении со сверстниками и взаимодействия с учителями, негативное представление о себе в сочетании с агрессивностью, неспособность проигрывать и терпеливо переносить неудачи, трудности в воспитании таких детей у родителей.

Также проблемой является частое сохранение проявлений этого расстройства во взрослом возрасте, что может приводить к трудностям социальной адаптации, в работе, злоупотреблению психоактивными веществами и антисоциальному поведению.

Условия, в которых проблемы проявляются меньше:

-во время игр

-при самостоятельной активности возникает

-при структурированной деятельности

-при непосредственном вознаграждении

- в новых и интересных ситуациях

- при необходимости кратковременной концентрации внимания

-отсутствии необходимости следования нескольким требованиям, которые предъявлялись через длительные промежутки времени

-в присутствии отца

-при работе с яркими и разнообразными раздражителями

Эти условия необходимо учитывать в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с СДВГ.