Порассуждаем о росте китайских товаров на российском рынке? Поделюсь своим мнением и очень хочу услышать ваше в ответ. Канал мой посвящён мотоциклам, поэтому анализирую тему на примере китайских мотоциклов, которые начинают всё чаще появляться на нашем рынке.
По статистике, товарооборот Китая и России по итогам 2022 года достиг $190 млрд, увеличившись на 29% по сравнению с 2021 годом. Это самый значительный рост среди основных торговых партнёров КНР.
Мы пришли к тому, что все товары в России — китайские, сами мы ничего практически не производим, и население страны зарабатывает только на перепродаже друг другу разных товаров и услуг. Эта модель ведёт к резкому и глобальному обнищанию населения. Так, ещё лет семь назад можно было разделить население России на три категории:
1) бедные — 30%
2) средний класс — 69%
3) богатые — 1 %
Сейчас к 2023 году картина другая:
1) бедные — 96%
2) очень богатые — 4%
Малый бизнес мёртв: остались только гиганты — капиталисты, монополисты. Основная торговля перешла на маркетплайсы, где зарабатывают на российских товарах только производители. Остальные продавцы — граждане России, которые освоили новые законы рынка и ввозят из Китая товар для продажи. И тех и других очень маленький процент, ведь не все умеют производить и торговать. Ещё меньше тех, что умеет работать с Китаем. Другие же граждане России все меньше и меньше позволяют себе каких-то излишков и с каждым месяцем становятся все беднее и беднее. Зарплаты не индексируются и не растут. Продукты первой необходимости с каждым месяцем дорожают. Жилье и новый автомобиль (даже в кредит и ипотеку) сейчас могут себе позволить только единицы.
Вопрос — всё это конец? На самом деле выход есть — нужно изучать новые законы рынка и погружаться в работу с Китаем.
Самые востребованные товары из КНР:
1 место — бытовые мелочи
2 место — гастрономия на развес
3 место — автомобильные товары
4 место — электроника
5 место — кожа и мех
6 место — мебель
7 место — обувь и аксессуары
8 место — детские товары
Но вернёмся к мотоциклам. Вводная часть была необходима, чтобы в дальнейшем были понятны причины и следствия.
На Россию наложены санкции, и ввозить в страну японские мотоциклы (а это фавориты среди производителей мотоциклов — Honda, Yamaha, Kawasaki и Suzuki) стало очень дорого, так как все завязано на долларе. Какая получается картина? Самые надёжные мотоциклы не б/у, не уж точно новые в Россию практически не ввозятся (просто потому, что они стали архидорогими). Мало того, что цена на них взлетела за последние шесть месяцев на 30-40%, так ещё и народ России беднеет и нищает с каждым днём. Всё это создаёт благоприятную среду для входа на российский рынок китайских мотоциклов. Да, они менее надежны, с худшей производительностью в сравнении с японскими, но нарядные, новые и дешёвые. А для тех, кто только отучился на категорию «А», разницы нет. Сравнить с чем могут? На «японцах» они не катались. Такие мотолюбители с удовольствием покупают китайские мотоциклы. Большая часть ввозимых «китайцев» — это мотоциклы малокубатурные, и вот на что тут расчёт. Китайцы прекрасно понимают, что они ещё очень долго не смогут по качеству и производительности сравниться с японскими мотоциклами, и надо им отдать должное — стратегическое планирование у них на высоте. Они ориентируются на людей, которые только-только вступают в ряды мотолюбителей, а эта категория нуждается в мотоциклах менее мощных. Покупатели понимают, чтобы не разбиться в свой первый мотосезон, лучше начать с чего-то более бюджетного и менее мощного.
У «японцев» тоже есть серии малокубатурных мотоциклов. Новички в категории «А», планируя покупку, делали ставку на «японцев», так как цена была доступная, и альтернативы просто не было! В Россию привозили свежих «японцев», они надёжные, на них было много запчастей, но сейчас картина поменялась. Начинающие мотолюбители всё чаще отдают предпочтение именно китайским мотоциклам.
Купить новый малокубатурный китайский мотоцикл чуть-чуть дороже или также, чем японский года так 2012-2015. Новичок предпочтёт китайского железного коня б/у «японцу» из расчёта — «Покатаюсь сезон, поучусь и продам. Мне надёжность не дюже и важна. Он новый, и за год я точно его не буду чинить, я не планирую на нём долго ездить». И я уверен — это мышление большинства!
Открываем Авито и сравниваем: Kawasaki Ninja 400, 399 кубиков, 2015 год, пробег 10 тысячи — 420 тысяч рублей, а цена нового китайского мотоцикла Zontes 350R, 348 кубиков, 2023 год без пробега — 475 тысяч. Выбор очевиден. Я бы выбрал «японца». Ведь для того, кто в мототеме довольно давно, «японцы» вне конкуренции. Красивые, качество в каждой детали, никакого дешевого пластика и т.д., но я уверен, что будущее рынка всё же за китайскими мотоциклами. Потому, что они дешевле.
Такой сценарий применим ко всем товарам: автомобилям, бытовой технике и т. д. Сейчас люди все меньше думают о грядущем — важно здесь и сейчас, чем дешевле, тем привлекательнее. Японские мотоциклы — это, конечно, хорошо, но дорого. И, кстати, о качестве — качество «китайцев» за последние несколько лет сильно подтянули. Однако, как ни крути, нельзя дать высокое качество и низкую цену, качественные материалы всегда будут стоить дороже, чем более простые. Китайцы же целятся не на премиум сегмент, а на товары для большинства, по этой причине качество китайских мотоциклов всегда будет хромать.
Жизнь в России сильно поменялась за последний год. Мои знакомые и друзья, у которых был малый бизнес, почти все закрылись, кто-то переформатировался и начал работать с маркетплейсами, кто-то ушёл в найм. По моему мнению, если ты ценишь своё время и не готов сидеть полный рабочий день в офисе за зарплату, привык к вольной жизни, необходимо учиться работать с Китаем. Конечно, если речь идёт о торговле, а не о сфере услуг. И настанет тот день, когда мы будем друг к другу ездить на машине, отдыхать или по работе, и на всех окружающих нас предметах и технике будет выбита знакомая с детства надпись: «MADE IN CHINA».