Вчера Республика Татарстан отметила день Конституции, редакция «Миллиард.Татар» решила продолжить цикл статей, посвященных главному закону республики. Во время празднования 100-летия ТАССР в научный оборот были внесены новые архивные документы. В их числе проект внутреннего устройства Урала-Волжского штата 1918 года.
С падением Российской Империи для множества народов бывшего имперского пространства открылась возможность самостоятельно организовать свою политическую жизнь. Именно в 1918 году рождается проект Урало-Волжского штата, который должен был входить в Российскую Федеративную Республику. Конституция штата не была утверждена вследствие политических изменений и гражданской войны в России, однако проект внутреннего устройства штата лёг в основу формирования Татарской и Башкирской АССР.
Редакция «Миллиард. Татар» подготовила к публикации проект внутреннего устройства Урала-Волжского штата 1918 года из сборника документов «100-летие образования Татарской АССР: сборник документов и материалов».
Подборка ранее вышедших публикаций:
История Конституции Татарстан: в какой момент появилось понятие «суверенитет»?
История Конституции Татарстана: как появилась декларация о суверенитете?
Между молотом и наковальней: особенности Конституции 1992 года
История Татарстана: что представляла из себя Конституция 1926 года?
Потерянная Конституция 1926 года: почему Татарстан остался без главного закона?
«Закон 1937 года»: что принесла сталинская конституция ТАССР?
История Татарстана: как Сталинская конституция 1937 года ликвидировала самостоятельность
«И наступил 1978 год»: проект третьей Конституции Татарстана
№ 11
Постановления
Национального собрания мусульман тюрко-татар Внутренней
России и Сибири о внутреннем устройстве Урало-Волжского Штата
и отношении его к другим штатам Российской Федеративной Республики
28 января 1918 г.
I
1. Принимая во внимание, что большинство членов тюрко-татарской нации населяет территорию между южным Уралом и среднем течением Волги, и имея в виду национальные и экономические интересы, как тюрко-татар, так и других народов, населяющих эту территорию, Национальное собрание мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири признало необходимым образование автономии Штата в пределах вышеозначенной территории.
2. В состав этой автономной области, называемой Урало-Волжским Штатом, должны войти: вся Казанская губерния, вся Уфимская губерния, западная часть Оренбургской губернии, населённая тюрко-татарами и прилегающая к Уфимской и Самарской губерниям; южная часть Пермской губернии, населённая тюрко-татарами, часть Вятской губернии, прилегающая к Уфимской и Казанской губерниям, населённая тюрко-татарами и черемисами; часть Симбирской губернии, населённая мусульманами тюрко-татарами и чувашами, прилегающая к Казанской и Уфимской губерниям.
3. Урало-Волжский Штат, представляя по форме своего правления Демократическую Республику, входит в состав Российской Федеративной Республики.
4. Избранный на основе всеобщего, прямого, равного, тайного пропорционального избирательного права Парламент Урало-Волжского Штата должен быть высшим законодательным органом во всех вопросах, касающихся Штата и его внутренней жизни, за исключением вопросов, изъятых из его ведения нижеследующими 5 и 7 пунктами.
5. Почтово-телеграфное дело, железные и водные пути сообщения, установление монетной системы, угольное торговое и вексельное право, установление общих для всех штатов налогов на общегосударственные нужды, заключение государственных займов, таможенная политика, международные сношения и другие общие для всех штатов подобные вопросы должны подлежать ведению Союзного парламента Российской Федеративной Республики, избранного из всех Штатов пропорционально количеству их населения на основе всеобщего, прямого, равного и тайного и тайного избирательного права.
Во всех этих вопросах общефедеральные законы должны считаться выше законов Штата.
6. В Урало-Волжском Штате должно осуществляться полное равенство наций, языков и религий.
7. Парламент Урало-Волжского Штата не должен вмешиваться совершенно в национальные дела народов штата, представляя последние исключительному ведению всероссийских национальных органов каждой нации.
II
Постановления Национального собрания мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири о правах наций, языков и религий в Урало-Волжском Штате:
1. Все нации в Урало-Волжском Штате равноправны.
2. Центральные и местные административные органы, а также органы местного самоуправления совершенно не вмешиваются в национальные дела народов штата. Все национальные дела подлежат исключительно ведению органонов национального самоуправлению.
Примечание: народы, не имеющие возможности организовать своё национальное управление, должны примкнуть по своему выбору к национальным органам одной из организованных наций.
3. Центральный орган национального самоуправления каждого народа, независимо от того, находится ли он на территории штата или вне его пределов, в отношении своих членов, живущих в пределах Урало-Волжского Штата, обладает принудительной властью в области национального законодательства и национального налогового обложения. Взимание и сбор национальных налогов в Урало-Волжском Штате возлагаются на обще налоговые учреждения штата.
4. Открытие всякого рода типа учебных заведений, учреждение органов народного просвещения, общественного призрения и национальной культуры, а также и управление ими и обеспечение их признаются делом национальным; в этих делах нации совершенно автономны.
5. Каждая имеющая органы национального самоуправления нация признаётся юридическим лицом. Все органы национального самоуправления, как центральные, так и местные, признаются органами публично-правовыми.
6. Членам одной нации, обучающимся в учебных заведениях другой национальности, гарантируются право и возможность изучить религию, родной язык, литературу и историю своего народа.
7. Из общих доходов штата все нации для своих национальных нужд пользуются одинаково, пропорционально своей численности.
8. В состав правительства штата, по указанию центрального органа каждой нации, входит одно лицо, облечённое правами министров, для непосредственного сношения штата с нацией.
9. Назначенные центральной властью представители на местах должны быть членами той нации, которая по своей численности составляет наибольший процент населения данной административной единицы.
10. Последователи всех религий в вопросах вероисповедных и также устройстве учреждений религиозного самоуправления – автономны. Общие законодательные и административные органы штата в означенные дела совершенно не вмешиваются.
11. Вопрос о ведении религиозных дел совместного с национальными делами или отдельно от них разрешается каждой нацией самостоятельно.
12. В Урало-Волжском Штате в школе, суде и управлении, а также в общественной жизни все языки совершенно равноправны.
13. Каждый язык, при достижении известного наперёд установленного процента говорящих на нём, признаётся официальным языком в судебных и административных учреждениях, обслуживающий данный район.
14. Если какая-либо народность в определённом районе достигнет 25 процентов, то во всех судебных и административных учреждениях язык этой нации признаётся официальным. Знание языка этой народности для лиц, слушающих в этих учреждениях, является обязательным. Все бумаги, исходящие от этих учреждений по адресу членов данной народности, пишутся на их родном языке.
15. Нация же, не достигающие в данном районе 25 процентов, в сношениях с судебными и административными учреждениями, а также органами местного самоуправления имеют право пользоваться родным языком.
16. В учреждениях, где признаются официальными несколько языков, языком регистрации признаётся язык той нации, которая численно преобладает.
17. В суде, как местном, так и общем, в том случае, если в гражданском деле обе стороны, в уголовном – подсудимый и большинство свидетелей принадлежат к одной нации, всё производства дел должно вестись на языке этой национальности, независимо от того, какого процента достигает нация в этом районе. В случае же, если в гражданском деле только одна сторона, а в уголовном лишь подсудимый, суть члены данной нации, означенные судебные действия по требованию заинтересованных сторон должны переводиться на язык этой нации. Бумаги, подаваемые членами нации в общие и местные судебные учреждения, а также исходящие от них по адресу членов нации, пишутся на языке этих национальностей.
18. Во всех почтово-телеграфных учреждениях, в пределах Урало-Волжского Штата, официальным языком этих учреждений признаются языки наций, достигающих 25 процентов всего населения штата.
19. Во всех средних учебных заведениях в пределах Урало-Волжского штата, кроме родного языка учащимся вменяется в обязанность изучение одного из следующих языков: татарского, русского, чувашского и черемисского.
20. Для лиц, окончивших высшее учебное заведение штата, обязательно знание двух из следующих языков: татарского, русского, чувашского, черемисского.
21. Все органы управления и судебные учреждения штата должны быть конструированы на таких началах, чтобы было обеспечено проведение в жизнь указанных в пунктах 1 – 20 сих постановлений прав национальностей.
III
Постановления Национального собрания мусульман, тюрко-татар Внутренней России и Сибири об учреждении «Коллегии по осуществлению Урало-Волжского Штата» и её компетенции.
1. Для осуществления Урало-Волжского Штата Национальное собрание мусульман, тюрко-татар Внутренней России и Сибири признало необходимым образование особой Коллегии.
2. Для объявления об образовании автономного Урало-Волжского Штата, принятие ею Временной Конституции и избрания Временного Правительства штата, Коллегия по осуществлению Урало-Волжского Штата созывает в г. Уфе конференцию народов штата, для чего предварительно войдёт в соглашение с этими народами.
3. На эту конференцию должны быть приглашены представители находящихся в пределах штата как учреждений и организаций общих для всех народов, так и национальных.
4. Число представителей, приглашённых на конференцию о от каждой народности, должно быть по возможности пропорциональным её численности в пределах штата.
5. Точные границы территории, представляемой на конференции, устанавливаются коллегией; на неё же возлагается определение тех организаций и учреждений, которые должны быть представлены на конференции. А также указания количества представителей от каждой организации и учреждения и способа выборов.
6. Коллегия устанавливает время созыва конференции, приготовляет помещение для неё; она же составляет проекты и доклады об экономическом положении штата так и о Конституции и границах его.
7. Коллегия открывает конференцию и представляет на её рассмотрение приготовляемые доклады и проекты, а также отчёт о своей деятельности.
8. Коллегия должны принять меры к распространению идеи территориальной автономии и популяризации [её] среди народов, входящих в состав Урало-Волжского Штата.
9. Представление в распоряжение коллегии требуемых ею материалов и сведений и оказание ей всякого рода содействия вменяются в обязанность всех входящих в территорию Урало-Волжского Штата центральных и местных национальных организаций мусульман тюрко-татар.
10. Расходы коллегии в пределах суммы, принятой Национальным собранием, покрываются из сумм национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России. Если окажутся издержки вне сметы, принятой Национальным собранием необходимые суммы должны быть выданы по требованию коллегии национальных управлений из запасных, предназначенных для коллегии сумм.
11. Национальное собрание мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири избирает коллегию 8 членов и 4 кандидата к ним.
12. Состав коллегии должен быть пополнен представителями от других национальностей, входящих в пределы штата. Количество последних, не должно превышать количества избранных Национальным собранием членов. Число членов, входящих в коллегию от каждой нации, и способ избрания их определяют избранными Национальным собранием членами коллегии.
13. Коллегия имеет право приглашать для совместной работы в качестве членом с правом совещательного голоса лиц, коих она признаёт необходимыми.
14. Члены коллегии, немедленно по избрании их Национальным собранием, избирают из своей среды представителя, товарища, секретаря, его товарища и казначея.
15. Коллегия работает в Казани, перед открытием же конференции переезжает в Уфу.
16. Деятельность коллегии продолжается до избрания конференцией Временного Правительства штата, которому она и предаёт свои дела.
17. Члены коллегии, избранные Национальным собранием, представляют на ближайшие сессии Национального собрания через своих представителей отчёт о своей деятельности.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/istoriya-konstitucii-tatarstana-cto-iz-sebya-predstavlyali-polozeniya-nesozdannogo-stata-idel-ural-v-sostave-rossiiskoi-federacii-4426