Найти в Дзене
Лисья нора

Роскошный царский хрусталь. Подивитесь шедеврам Императорского стеклянного завода!

Сегодня в программе самый антикварный антиквариат. Стекло и хрусталь, до сих пор хранящие воспоминания о встрече с императорской семьей. Великолепные творения Императорского стеклянного завода! Я до сих пор пребываю в абсолютном восторге от этой выставки. Эти экспонаты привезли к нам в Тулу из ГИМ. Я красивше не видал! Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю знаменитого завода. Изготовление стекла началось с легкой руки царя Михаила Федоровича.Он пожаловал шведу Елисею Коету землю под Москвой для фабрики по выпуску аптечного стекла. Позднее, уже при Петре I, работало несколько стекольных заводов. Друг же и соратник Петра, господин Меншиков, объединил пару завоеванных шведских стекольных заводов и часть московской фабрики в Ямбурге. В 1730-х - опять реорганизация, и во главе стекольного производства в Санкт-Петербурге оказывается британец Элмзель. Затем первенство, благодаря заботам императрицы Екатерины II, перехватывает граф Потемкин и даже перевозит стеклянный завод в свои

Сегодня в программе самый антикварный антиквариат. Стекло и хрусталь, до сих пор хранящие воспоминания о встрече с императорской семьей. Великолепные творения Императорского стеклянного завода!

Я до сих пор пребываю в абсолютном восторге от этой выставки. Эти экспонаты привезли к нам в Тулу из ГИМ.

Я красивше не видал!

Креманки из стекла «золотой рубин» входят в состав сервиза, изготовленного к свадьбе Александра II и Марии Александровны. Венчание состоялось на Красную горку в 1841 г.
Креманки из стекла «золотой рубин» входят в состав сервиза, изготовленного к свадьбе Александра II и Марии Александровны. Венчание состоялось на Красную горку в 1841 г.

Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю знаменитого завода.

Изготовление стекла началось с легкой руки царя Михаила Федоровича.Он пожаловал шведу Елисею Коету землю под Москвой для фабрики по выпуску аптечного стекла. Позднее, уже при Петре I, работало несколько стекольных заводов.

Середина XIX в, бесцветное и молочное стекло, выдувание, гранение, роспись золотом
Середина XIX в, бесцветное и молочное стекло, выдувание, гранение, роспись золотом

Друг же и соратник Петра, господин Меншиков, объединил пару завоеванных шведских стекольных заводов и часть московской фабрики в Ямбурге.

Аметистовое стекло. «Маргаритки» В.И.Конина, 1914 г.
Аметистовое стекло. «Маргаритки» В.И.Конина, 1914 г.

В 1730-х - опять реорганизация, и во главе стекольного производства в Санкт-Петербурге оказывается британец Элмзель. Затем первенство, благодаря заботам императрицы Екатерины II, перехватывает граф Потемкин и даже перевозит стеклянный завод в свои владения.

Зеленое стекло, серебро. 1850 г.
Зеленое стекло, серебро. 1850 г.

После смерти графа завод выкуплен в казну и именуется Императорским стеклянным заводом.

Предприятие исполняет, в основном, заказы императорской семьи и, как ни странно, испытывает финансовые трудности. Завод не может составить конкуренцию фабриками, которые делают упор на массовое производство.

Ваза для варенья. Автор - серебряных дел мастер Ф.Бьерк. 1846г.
Ваза для варенья. Автор - серебряных дел мастер Ф.Бьерк. 1846г.

В 1890 году завод был присоединен к Императорскому фарфоровому заводу.

Каждый экспонат - уникален. Каждый - произведение искусства. Можно сколь угодно долго рассыпаться в комплиментах, но увидеть это великолепие воочию однозначно стоит.

Ваза 1830-х гг. Точно такая же входила в число подарков, преподнесенных в 1829 г.персидскому принцу Хозреву-Мерзе. Стекло двухцветное - бесцветное с подцветом «золотой рубин»
Ваза 1830-х гг. Точно такая же входила в число подарков, преподнесенных в 1829 г.персидскому принцу Хозреву-Мерзе. Стекло двухцветное - бесцветное с подцветом «золотой рубин»

-7

Большинство изделий, представленных на выставке, изготовлено по заказам императорского двора.

Работа мастеров завода вызывает восхищение! Как глубоки и идеальны тона цветного стекла! Как гармонично выполнено гранение!

Марганцевое стекло, 1830-е гг.
Марганцевое стекло, 1830-е гг.

Поражает, конечно, талант художников, создававших эскизы, и исполнителей, которые претворяли их в жизнь. Безупречное мастерство!

На выставке представлены так же изделия, которые создавались мастерами завода специально для демонстрации достижений России в этой промышленной отрасли.
Ваза «В стиле шинуазри», 1880-е гг.
Ваза «В стиле шинуазри», 1880-е гг.

Удивляет и сложность создания изделий. Использовали двух- и трехслойное стекло, выдувание, цировку, гранение, наклад, шлифовку…

А сколько цветов стекла?! Поистине царский золотой рубин, аметистовое, молочное, синее кобальтовое, голубое глушеное…

Роспись эмалями, силикатными красками и золотом
Роспись эмалями, силикатными красками и золотом

На минуточку, в заводском реестре значилось более 20 тысяч! оттенков смальты. В свое время рецептуру приготовления цветного стекла для завода разрабатывал Ломоносов.

Хрусталь, алмазная грань, резьба, матирование. Автор проекта И.А. Иванов,1820-е гг.
Хрусталь, алмазная грань, резьба, матирование. Автор проекта И.А. Иванов,1820-е гг.

Друзья, выставка в тульском филиале ГИМ продлится до 1 апреля. Находится он на пешеходной улице Металлистов, рядом с Кремлем. Не отказывайте себе в удовольствии полюбоваться на незабываемые шедевры!

Хрусталь, 1830-е гг
Хрусталь, 1830-е гг

Это невероятное эстетическое удовольствие, гордость за наших мастеров, осознание значимости этих изделий в истории нашей страны. Наконец, это просто красиво)

-13

Благодарю за внимание)

Засим откланяюсь)