7 подписчиков

Краткое описание основных черт, истоков и влияния марксистской философии.

   Содержание  Глава 1. Введение.  1.1.Историография.  1.2.Актуальность.  Глава 2.Теоритическая часть.  2.1.Основы диалектического материализма. а)Диалектика. б)Материализм. 2.2.

Содержание

Глава 1. Введение.

1.1.Историография.

1.2.Актуальность.

Глава 2.Теоритическая часть.

2.1.Основы диалектического материализма.

а)Диалектика.

б)Материализм.

2.2.Влияние марксистской философии на политэкономию. (стр 11)

2.3.Влияние марксистской философии на науку. (стр 12)

2.4.Практическая судьба марксистской философии. (стр 14)

Глава 3. Заключение.

3.1. Заключение.

Глава 1.Введение.

1.1.Историография.

Марксизм-это наука, которая изучает общественно-экономические формации, в особенности капиталистическую формацию, его генезис, границы существования и главное революционный процесс его уничтожения пролетариатом, а также предпосылки формирования коммунизма через снятие всей истории общества, то есть изучение всей материи в целом.

Марксизм в своём начале имеет три главных источника:

1) Немецкая классическая философия (диалектика Гегеля, материализм Фейербаха);

2) Английская политическая экономия (Трудовая теория стоимости Адама Смита, теория прибавочной стоимости Давида Рикардо);

3) Французский утопический социализм(Оуэн, Фурье, Сен-Симон).

И три составные части:

1) Марксисткая философия (Диалектический материализм);

2) Марксистская политэкономия;

3) Научный коммунизм.

В данной работе будет разобрана марксистская философия. Эта работа представляет сжатое и краткое разъяснение основных черт и истоков марксистской философии, а так же её влияния на общество.

1.2.Актуальность.

Данная тема является актуальной по той причине, что марксизм не присущ определëнному отрезку времени, как к примеру схоластика, а является глобальной наукой, которая объясняет фундаментальные вопросы развития общества. Он не только объясняет закономерности развития и краха капиталистической формации, но имея своё развитие в виде марксизма-ленинизма, объясняет также закономерности и способы построения социалистического общества, как первой фазы коммунистической формации и дальнейшего продвижения к коммунизму, как высшей стадии коммунистической формации. Со времён обоснования новейших, на момент начала XX века, тенденций капитализма в виде превращения его в империализм, Лениным и дальнейшего обоснования нового основного экономического закона капитализма, Сталиным в середине XX века, толком форма и содержание капитализма не изменилось, что даёт право указывать на верность марксистской политэкономической теории развития общества и капиталистической формации в частности, а так же её актуальность по сей день.

Глава 2. Теоретическая часть.

2.1.Основы диалектического материализма:

А) Диалектика является главным и единственным методом марксизма. Как мы помним из введения, основателем диалектики в её привычном нам виде, был Гегель. Диалектика является методом, фундаментальным научным методом, через призму которого воспринимается любая информация и проводится любое исследование. Диалектика ведёт к пониманию классовых противоречий, которые также придают любым исследованиям и выводам свою классовую окраску. Диалектика предполагает некую "гармонию" объективного и субъективного, философских категорий.

Имеется три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, на котором строятся все другие законы. Проще всего понять на примере: имея два цвета - чёрный и белый, которые находятся в абсолютно противоположном спекторе от друг друга, мы можем получить новый цвет, путём их смешивания - серый. Так и любые противоположности находятся в борьбе и единстве, заключающихся в их соприкосновении. Любое развитие происходит через накопление и снятие противоречий.

Закон Отрицания отрицания тоже легко понять на примере: росток, при своём прорастании из семени, отрицает первую свою форму - семя, при этом семя даёт основу ростка, потом из него будут пробиваться корни, таким образом оно сохраняет свой отпечаток. Однако отрицание это происходит постепенно, эволюционным накоплением, до момента скачка из семени в росток, — тут и можно увидить третий закон диалектики — переход количества в качество. Количество времени, питательных веществ и осадков, переходит в качество роста ростка и его превращения на определённом этапе в полноценное растение. Таким образом, все три закона работают связанно, во всех явлениях развития и превращения материи мы можем увидеть гармонию и сочетание этих законов.

Б) "Философия марксизма есть материализм" В. И. Ленин. [1] Материализм есть теория марксистко-ленинской философии. Из введения вы так же запомнили имена Гегеля и Фейербаха. Так вот, при синтезе Гегелевской диалектики использовался материализм Фейербаха, поскольку это был самый развитый материализм того времени с наименьшими нотками механистического понимания материи. В теории познания марксизм провозглашает ленинскую теорию отражения, которая заявляет об единственном способе восприятия мира и материи - через ощущение, посредством данных человеку природой органов чувств:

"Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Наши ощущения суть образы внешнего мира... ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности и сознании человека: для восприятия, представления, для различных форм мысли." [2]

Иероглифическая теория Плеханова, являясь неверной интерпретацией слов Энгельса, была разбита В. И. Лениным в "Материализме и Эмпириокритицизме". Однако, именно Г. В. Плеханов показал одну из важнейших вещей в познании: отношение субъекта к предикату.

"Таким образом, обратно тому, что утверждают идеалисты, действительное материальное существо оказывается субъектом, а мышление — предикатом. И в этом состоит единственное возможное решение того противоречия между бытием и мышлением, над которым так тщетно бился идеализм. Тут не устраняется ни один из элементов противоречия, оба сохраняются, обнаруживая своё истинное единство." [3]

Также Плеханов показал, что предпосылкой к марксистскому монизму, как учению о целостности и связанности всех явлений развития общества, стало учение голландского материалиста Бенедикта Спинозы о мировых субстанциях.

Ошибочно будет считать, что Ленин является отцом диалектического и исторического материализма. Ленину принадлежит большáя заслуга в развитии диалектического и исторического материализма, но сам диалектический материализм появился одновременно с переработкой гегелевской диалектики Марксом и установкой её на материалистические рельсы.

Также ошибочно считать, что Ленин разработал революционную теорию марксизма. Революционную теорию марксизма разработали Маркс и Энгельс. В частности, подтверждением этому служат работы: "манифест коммунистической партии", "критика готской программы", "развитие социализма от утопии к науке", "крестьянская война в Германии" и т. д. Ленину, однако, также принадлежит известная заслуга в том, что он развил революционную теорию марксизма не только на практике, но и в теории. Он показал, что неравномерное развитие капитализма ведёт к социалистической революции в одних странах раньше, чем в других. Что подтверждает возможность строительства социализма в отдельно взятой стране. Также, об этом уже догадывались Маркс и Энгельс, но в силу известных жизненных обстоятельств, они не успели это развить.

Сам диалектический материализм, по определению ученика Ленина И. В. Сталина:

"есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория - материалистической.”"[4]

2.2. Влияние марксистской философии на политэкономию.

Марксистская политическая экономия, являясь одной из составных частей марксизма, наиболее развернуто испытывает на себе влияние диалектического и исторического материализма. Именно основываясь на этом учении, Маркс рассматривал развитие общества, исторический материализм. Снова обратимся к Сталину:

"Исторический материализм есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества." [5]

Диалектический материализм помог классикам марксизма рассмотреть общественные отношения, сформулировав основной закон капитализма, при этом основываясь на работах других классиков политической экономии (Смит, Рикардо).

"Не перестаю удивляться и восхищаться гениальностью Маркса, в хаотичном нагромождении всякой всячины разглядевшего потребительскую стоимость, не обладающую стоимостью" [6]

2.3.Влияние марксистской философии на науку.

Марксистская философия оказала большое влияние на проблематику естественных наук. Фридрих Энгельс, своим трудом "Диалектика природы" и его частью "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", показал, что диалектическая тенденция развития применительна не только к развитию человеческого общества, но и в принципе к развитию материи в общем. Он разобрал основные вопросы физики, к примеру определив, что трение является причиной нагревания, именно любого процесса нагревания:

«Итак, практика по-своему решила вопрос об отношениях между механическим движением и теплотой: она сперва превратила первое во вторую, а затем вторую в первое." [7]

Или определив жизнь, как белковую форму материи.

В часте "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", Энгельс определил, что именно труд стал причиной антропологических изменений в теле обезьяны и её превращения в человека прямоходящего.

Однако, несмотря на приоритет марксистской философии в научной проблематике, практически одновременно с ним появилось такое течение, как позитивизм. Позитивизм скрывается под ширмой материализма, на деле позитивизм является убогим идеализмом, который извращает научное знание. К примеру, родоначальник Позитивизма Огюст Конт. Его философия исходила из великих открытий Сен-Симона, как великого материалиста, но по-ходу Конт извратил учение Сен-Симона, заменив его на уже свой «позитивизм»:

«Меня заинтересовали Ваши замечания относительно Огюста Конта. Что касается этого

«философа», тут, по-моему, предстоит проделать еще значительную работу. Конт был в течение пяти лет секретарем и близким другом Сен-Симона. Этот последний положительно

страдал от обилия мыслей; он был в одно и то же время и гением и мистиком.

Разработать вопрос до полной ясности, расположить материал и

систематизировать его — на это он не был способен. И вот в лице Конта он привлек к себе

человека, который, возможно, после смерти учителя должен был предложить миру эти бьющие через край идеи в упорядоченном виде. Конт с его математической подготовкой и мыш-

лением казался — в противоположность другим ученикам-мечтателям — особенно подхо-

дящим для этого. Но Конт внезапно порвал с «учителем» и отошел от школы; спустя долгое

время он выступил со своей «позитивной философией»329.

В этой системе налицо три характерных элемента:

1) ряд гениальных мыслей, которые,

однако, почти как правило, в той или иной степени испорчены, так как были недостаточно

развиты в соответствии с

2) узким филистерским мировоззрением, находящимся в резком

противоречии с этой гениальностью;

3) безусловно имеющая своим источником сен-симонизм, но освобожденная от всякого мистицизма,

до крайности нелепая, иерархически

организованная религиозная конституция с форменным папой во главе, что дало возможность Гексли сказать про контизм, что это — католицизм без христианства330.

Бьюсь об заклад, что пункт 3 дает ключ к разрешению необъяснимого иначе противоречия

между пунктами 1 и 2; все свои гениальные идеи Конт заимствовал у Сен-Симона, но, группируя их по своему собственному разумению, он изуродовал их: сорвав с них свойственный

им мистицизм, он в то же время опошлил их, переработал их на свой собственный филистерский лад. Легко доказать сен-симонистское происхождение очень многих его идей, и я убежден, что это удалось бы и в отношении всех остальных, найдись человек, который серьезно

взялся бы за это. Это было бы, конечно, уже давным-давно обнаружено, если бы сочинения

самого Сен-Симона не были совершенно заглушены после 1830 г. шумом сен-симонистской

школы и религии, которые выпячивали и развивали отдельные стороны учения «учителя» в

ущерб всей величественной концепции в целом.» [8]

Из этой цитаты Ф. Энгельса видно, что уже во время Огюста Конта позитивизм был мистицизмом и новым спиритуализмом, под маской "научного знания" и материализма. Позитивизм был реакцией на продвижение науки и марксизма в частности. Таковой он остаётся до сих пор. Его развитие — эмпириокритицизм, постпозитивизм, критический реализм, плюрализм и т. д., развивают идеалистическую сторону позитивизма, пытаясь приспособиться под прогресс науки и опровержение некоторых столбов Контовского позитивизма.

Поэтому только марксизм может считаться единственной научной философией, единственной настоящей формой материализма и только он может эффективно заниматься разбором всей научной проблематики. Тем более, для этого у него имеется собственный диалектический метод.

В. И. Ленин продолжил развитие марксизма в области естествознания. Он показал в работе "Материализм и Эмпириокритицизм", что новые модные учения позитивизма и эмпириокритицизма являются простым искажением научных знаний и продолжением субъективного идеализма. Это привело русских философов Богданова, Базарова и К° к богоискательству и махизму.

Ленин определил материальность атома, в противовес точкам зрения Богданова и Луначарского, главные признаки материи: нахождение в движении, времени и пространстве.

"И наоборот, признание той философской истины, которую отрицают идеалисты и агностики, выражается определениями: материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, и т. п." [9]

Влияние марксизма и марксистской теории познания в частности испытали многие советские и даже западные учёные. Советский физик Волькинштейн развил определение Энгельса жизни, как формы существования материи в виде белков и нуклидов. Русские и Советские биологи Мичурин и Вильямс развивали сельское хозяйство и ботанику на основе материалистической теории марксизма. Марксизм способствовал развитию почвоведения. Великий советский биолог и ботаник, культивировавший множество сельскохозяйственных культур Трофим Денисович Лысенко, основывался в своих исследованиях в том числе и на работах классиков марксизма и диалектике. Не меньшее влияние со стороны материализма испытали и советские психиатры, психологи и физиологи, открывшие единственно верное направление в психологии - материалистическую психологию. Сеченов, Бехтерев, Тимирязев, Павлов, Теплов, Выготский, Лурия, Леонтьев.

В педагогической практике марксизм широко использовали А. С. Макаренко, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и Г. В. Чичерин.

2.4. Практическая судьба марксисткой философии.

"Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его." [10]

В этом, 11 тезисе Маркса, и заключается практическая суть марксизма. Изначально марксизм смотрел вперёд, на практику, в противовес материализму антропологическому — материализму Фейербаха, марксизм не останавливается на созерцании бытия, он идёт дальше, он идёт к изменению бытия, его трансформации сознательным диалектическим путём. И возможна эта трансформация одним единственным путём — путём революционного преобразования. Отрицая старый строй путём революции, идёт так же отрицание отрицания, то есть синтез нового и старого. Всё та же схема Тезис-антитезис-синтез. Конкретно, о фазах нового общества В. И. Ленин писал следующее:

"…В первой фазе коммунизма, ибо, не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув государство, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права., да и экономических предпосылкой такой перемены отмена капитализма не даёт сразу.” [11]

Именно руководствуясь марксизмом, Ленин развил революционную теорию, — создал новую веху всего развития марксизма, — марксизм-ленинизм. Одной из причин, благодаря которой стала возможна Октябрьская революция, — не остановка марксизма на созерцании, не догматизм, а предоставление марксизмом конкретного руководства к действию, с целью трансформировать общество, т. е. марксизм никогда не останавливался на созерцании. Благодаря этой формуле марксизма, люди поспособствовали развитию экономического базиса и надстройки соответственно.

Глава 3.

Заключение

Был проведён диалектический анализ научной информации;

1) Мы пришли к тому, что многие учёные использовали диамат и марксистская философия повлияла на многие идеи и научные открытия, сделаные в XX-ом веке.

2) Мы узнали практическую судьбу марксистской философии.

Знание марксисткой философии позволяет использовать с умом диалектический материализм, который в отличии от метафизического метода и идеалистической, или механистическо-материалистической теории, позволяет видеть этот мир в развитии и не задействовать какие либо мифические потусторонние силы. Пока существует четвёртая формация, марксизм будет актуален.

В свою очередь, марксизм-ленинизм так же призывает к строительству рабочей коммунистической организации, на основе научного подхода к развитию общества. Без революционной теории марксизма быть не может, как не может быть и его философских идей. К этому строительству стремится наша организация, неся знамя Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.

Источники.

[1] В. И. Ленин., ПСС., 5-е издание., Т. 23, стр. 43.

[2] Краткий философский словарь под ред. М. Розенталя П. Юдина, стр. 435, 1954 г., Москва.

[3] Г. В. Плеханов, сборник, Личность и история, стр. 406, 2018 г., Можайск.

[4,5] И. В. Сталин, сборник, Вопросы ленинизма, стр. 535, 1947 г., Ленинград.

[6] Е. Н. Улитина, Ценообразование и марксизм, стр. 16, изд. Спутник +, 2013 г., Москва.

[7] Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 83, 1948 г., Ленинград.

[8] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т.39, с. 326-327

[9] В. И. Ленин. ПСС., 5-е издание, Т. 18, стр. 149.

[10] Ф. Энгельс. Сборник, Развитие социализма от утопии к науке, стр. 162, изд. АСТ, 2021 г., Ульяновск.

[11] В. И. Ленин. ПСС. 5-е издание, Т. 33, стр. 95.