Найти в Дзене

Пять храмов разных эпох на небольшом отрезке московской улицы. Идем дальше по Большой Ордынке.

Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаем наше московское путешествие, а именно, продолжаем идти по Большой Ордынке в Замоскворечье. В прошлый раз мы с Вами остановились перед Климентовским переулком, посмотрев до этого на храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. Если кто не читал, но интересно, – можете прочитать здесь. Теперь мы с Вами ненадолго зайдем в Климентовский переулок, чтобы увидеть один интересный храм. С Большой Ордынки мы поворачиваем налево и выходим на небольшую площадь. Здесь, кстати, есть станция метро «Третьяковская», но нам туда не надо, в этот день мы больше на метро не поедем, а все пройдем пешком, поэтому мы идем прямо по переулку. Православный храм в честь папы Римского. Пройдя дальше по переулку в сторону Пятницкой, справа, за желтым пятиэтажным домом постройки начала XX века, мы видим красно-белое пятиглавое с колокольней здание в стиле барокко. Это православный храм священномученика Климента, папы Римского в Замоскворечье. Удивительна
Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаем наше московское путешествие, а именно, продолжаем идти по Большой Ордынке в Замоскворечье. В прошлый раз мы с Вами остановились перед Климентовским переулком, посмотрев до этого на храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. Если кто не читал, но интересно, – можете прочитать здесь. Теперь мы с Вами ненадолго зайдем в Климентовский переулок, чтобы увидеть один интересный храм. С Большой Ордынки мы поворачиваем налево и выходим на небольшую площадь. Здесь, кстати, есть станция метро «Третьяковская», но нам туда не надо, в этот день мы больше на метро не поедем, а все пройдем пешком, поэтому мы идем прямо по переулку.

Фото автора.
Фото автора.

Православный храм в честь папы Римского.

Пройдя дальше по переулку в сторону Пятницкой, справа, за желтым пятиэтажным домом постройки начала XX века, мы видим красно-белое пятиглавое с колокольней здание в стиле барокко. Это православный храм священномученика Климента, папы Римского в Замоскворечье. Удивительная история, когда в честь папы Римского называют православный храм. А дело в том, что Климент I – епископ Рима жил в первом веке нашей эры, задолго до раскола христианской церкви на католическую и православную. И этот святой, который по преданиям занимался миссионерством и крестил язычников в Херсонесе, затем там же и принял мученическую смерть, одинаково почитаем и в католицизме, и в православии.

Фото автора.
Фото автора.

А храм на этом месте в честь Климента впервые упоминается в источниках, относящихся к Смутному времени, тогда он был деревянным, а в середине того же века он упоминается уже как каменный. Нынешний же вид храм приобрел в 50-е годы XVIII века, когда он был почти полностью перестроен. Кто был автором проекта, доподлинно неизвестно, чаще всего специалисты склоняются к версии, что это был петербургский архитектор швейцарского происхождения Пьетро Антонио Трезини, а воплощал в жизнь его проект Иван Яковлев. Однако, есть и другие версии, в коих упоминаются многие знаменитые фамилии, в том числе и Растрелли.

Фото автора.
Фото автора.

Росатом и Гнесинка.

Ну и оставим этот спор специалистам, а мы, дилетанты, идем дальше. Кстати, этот храм ближе к улице Пятницкой, позже мы пройдем по ней и вновь сюда заглянем. А пока мы снова выходим на Большую Ордынку. Пройдя немного, на противоположной, четной, стороне улицы мы видим громадное здание с многоколонным портиком, построенное в 1957 году. В нем размещается госкорпорация «Росатом». А перед главным входом установлен памятник человеку, который много лет возглавлял атомную промышленность нашей страны, трижды герою Социалистического труда Ефиму Павловичу Славскому.

А напротив атомщиков в старинном двухэтажном здании расположилось Музыкальное училище эстрадного и джазового искусства Российской академии музыки имени Гнесиных.

Никольский храм.

Сразу за музыкальным училищем виднеется еще одна старинная церковь, это Никольская церковь с шатровой колокольней, полное ее название – храм Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. В отличие от предыдущего храма, здесь основная часть храма сохранилась в том же стиле, в котором он был построен во второй половине XVII века. Только Никольский придел был перестроен в классических формах в 1810 году.

А почему в Пыжах? Дело в том, что с середины XVII века в этом месте размещался стрелецкий полк, которым долгие годы командовал Богдан Пыжов. Вот стрельцы этого полка и построили храм на местности, названной в честь своего командира, так назывался один из переулков.

Под стать предыдущему зданию храма, рядом расположено интересное четырехэтажное здание, верхние два этажа которого, явно надстроены недавно, а вот нижние построены в неорусском стиле, в чем-то схожим со стилем Никольского храма.

Марфо-Мариинская обитель.

Пройдя еще немного, обращаем внимание на другую сторону улицы, там расположилась в начале XX века Марфо-Мариинская обитель. Ансамбль обители состоит из нескольких зданий. Великая княгиня Елизавета Федоровна, после смерти мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террористов, продав все свои ценности, отреклась от светской жизни и организовала на вырученные деньги обитель. Здания по Большой Ордынке, построенные в XIX веке, были перестроены под амбулаторию с аптекой и больницу. В больничном здании, в помещении зимнего сада, устроили храм во имя святых праведных жен Марфы и Марии при лазарете.

Но самое интересное, на мой взгляд, это когда заходишь во двор. Здесь перед нами предстает, как будто, древний новгородский храм, на самом деле это только видимость древности, так талантливо созданной знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, которому, после создания обители, было поручено спроектировать некоторые здания ансамбля, в том числе и храма Покрова Пресвятой Богородицы, именно так этот храм и называется. А внутреннее убранство храма украшал другой знаменитый художник – Михаил Нестеров.

Выйдя из обители, на другой стороне улицы бросается в глаза барельеф Богородицы вместо калитки в двухэтажном здании, по виду, построенном в XIX веке. Я думаю, что этот барельеф был сделан в тоже самое время, когда была основана Марфо-Мариинская обитель.

Еще один храм – Иверской иконы Божией Матери.

Так получилось, что на этом отрезке нашего пути по Большой Ордынке мы уже повстречали несколько православных храмов, но это еще не все, вот еще один. Это храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье, как утверждают специалисты, он типичен для московского классицизма конца XVIII века. Но до этого, еще в первой половине XVII века здесь была деревянная церковь во имя святого Георгия Победоносца, а в конце того же века здесь была построена уже каменная церковь, получившая придел Иоанна Воина. И сейчас в этой церкви, помимо Иверской иконы Божией Матери, есть эти два придела. А нынешний облик этот храм обрел на рубеже XVIII-XIX веков.

Думаю, храмов на сегодня хватит. Следующий отрезок нашего путешествия мы начнем с произведения современного искусства Эрнста Неизвестного, а пока, напоследок я Вам хочу показать своеобразный каскад домов современных «зодчих», напротив Иверского храма, построенных уже в этом веке с элементами старинных фасадов. Кто знает, может быть, лет через сто и эти здания объявят памятниками архитектуры, какого-нибудь значения, если они, конечно, доживут до того времени, учитывая качество современного строительства.

Надеюсь, Вам было интересно прогуляться по Большой Ордынке! Но это еще далеко не все, впереди нас ждет еще очень много всякого интересного! Не пропадайте!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!