Почему мой ребенок не понимает, что читает?

Ваш ребенок читает книгу, внимательно проговаривая каждое слово. Когда он закрывает книгу, вы спрашиваете его: «Итак, о чем была эта история?» В ответ он отвечает пустым взглядом. Это звучит знакомо?

Ваш ребенок читает книгу, внимательно проговаривая каждое слово. Когда он закрывает книгу, вы спрашиваете его: «Итак, о чем была эта история?» В ответ он отвечает пустым взглядом. Это звучит знакомо?

Если это так, возможно, ваш ребенок испытывает трудности с чтением.  
Для этого есть несколько причин. Во-первых, книга может не соответствовать уровню развития вашего ребенка. Это означает, что книга может оказаться слишком длинной, а словарный запас может оказаться слишком сложным для возраста вашего ребенка. Представьте себе, что вы пытаетесь понять книгу на испанском языке, но вам все еще сложно запомнить некоторые основные слова. Именно с этим и сталкивается ваш ребенок. Просто слишком много неизвестных слов, чтобы предложения имели смысл. 

Кроме того, текст может быть недостаточно «внимательным» для возраста вашего ребенка. Это означает, что в книге недостаточно картинок и схем, которые могли бы помочь ребенку понять ее содержание. Вспомните научно-популярные детские книги. Разве они не наполнены красочными иллюстрациями? Эти изображения помогут вашему ребенку понять сложные слова в книге, облегчая их чтение. 

Однако, если книга правильно рассчитана на возраст вашего ребенка, то, вероятно, могут иметь значение и другие факторы. Чтение — очень сложный процесс, и для того, чтобы ваш ребенок мог понять то, что он видит на странице, необходимо обладать рядом навыков. 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПИСЬМЕННОГО СЛОВА
Фонетика

Самая первая часть головоломки — фонетика. Фоника – это, по сути, знание того, какой звук издает каждая буква или группа букв, а также знание того, как смешивать и декодировать звуки букв. Декодирование позволяет вашему ребенку озвучивать слова на странице. Произнося слова, ваш ребенок сможет понять их значение.

Конечно, ваш ребенок также может научиться читать, не расшифровывая текст. Но это значит, что все слова ему придется узнавать в лицо. Учитывая, что в английском языке около 171 000 слов, обучение с глазу на глаз, возможно, не самый эффективный способ научиться читать. Поэтому, если ваш ребенок умеет расшифровывать, ему будет легче читать.

Беглость
Простого знания фонетики недостаточно. Не менее важна беглость, то есть скорость, точность и правильная интонация чтения. Одним из важнейших факторов, влияющих на беглость чтения, является то, насколько легко ваш ребенок может расшифровать текст. Вычислительная мощность нашего мозга ограничена. Следовательно, чем меньше ресурсов мы тратим на озвучивание слова, тем больше когнитивных ресурсов у нас остается, чтобы понять его значение. 

По мере того, как мы становимся все более опытными в чтении, процесс декодирования становится настолько автоматическим, что мы тратим мало ресурсов, пытаясь разгадать слово. Вот почему опытные читатели, как правило, лучше понимают прочитанное: им просто не нужно заниматься рутинной работой по произнесению слов, и они могут объединить все свои ресурсы для выяснения их значения.

Поэтому, если ваш ребенок читает сбивчиво, есть вероятность, что беглость чтения влияет на его навыки понимания прочитанного. 


СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарный запас

Как упоминалось ранее во введении, словарный запас играет большую роль в понимании того, что читаешь. Чем больше сложных слов в тексте, тем меньше вероятность, что ваш ребенок поймет его содержание.

Это похоже на чтение книги по продвинутой математической теории. Если вы не очень хорошо разбираетесь в предмете, вам, вероятно, будет трудно понять слова, которые вы видите на странице, поскольку там будет слишком много незнакомых слов.

Итак, взгляните на книгу, которую только что прочитал ваш ребенок. На каждой странице более 5 сложных слов? Если да, то текст, вероятно, для него слишком сложен. 

Кроме того, может быть вероятность того, что ваш ребенок не поймет ваш вопрос. Многим детям с речевыми расстройствами трудно понять различные типы вопросов. Некоторые признаки их трудностей: дают ответы, не соответствующие вопросам, и часто говорят «а?» в ответ на запросы. Если это похоже на вашего ребенка, вопрос и текст, вероятно, слишком сложны для него.

ЯЗЫК
Синтаксис/Структура предложения

Не только слова меняют смысл текста, но и структура предложения может влиять на его значение. Возьмем, к примеру, эти два предложения: «Девушка много работала, потому что потерпела неудачу» и «Девушка много работала, но потерпела неудачу». Всего одно изменение слова может полностью изменить смысл.

В языке существует множество различных типов структур предложений, каждый из которых имеет небольшие различия; однако каждый из них может привести к полному изменению смысла. Поэтому для того, чтобы дети могли понимать тексты все более высокого уровня, необходимо овладение различными структурами предложений. 

Если выбранный вами текст имеет длинную витиеватую прозу, вполне вероятно, что структура предложений для него слишком сложна. Попробуйте выбрать более простой материал для чтения и посмотрите, поможет ли он вашему ребенку понять текст.

ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
Знания по теме


Попробуйте прочитать этот абзац о квантовой физике из Википедии: 
«Квантовое состояние может быть собственным вектором наблюдаемой, и в этом случае оно называется собственным состоянием, а связанное с ним собственное значение соответствует значению наблюдаемой в этом собственном состоянии».


Ваши глаза затуманились от всех сложных слов? Даже если бы вы достали словарь и поискали слова, вам, вероятно, было бы трудно представить, что означают все эти слова вместе. 


Вот почему важны предварительные знания. Если у вас нет непосредственного опыта, вы не читали об этом раньше или не видели это в видеороликах, информация на странице может не иметь смысла. 


Например, если ребенок никогда раньше не видел снега, он может не понять следующую строчку: «Она шла осторожно, стараясь избегать луж, уже почерневших от грязи». Большинство людей, которые никогда не видели снега, думают, что снег белый, но те, кто испытал его, знают, что он становится черным, когда тает, поскольку смешивается с грязью на земле.  


Поэтому, если текст посвящен теме, о которой ваш ребенок не имеет предварительных знаний, это может стать дополнительным препятствием для его понимания.


ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ
Уровень мышления


В 1970-х годах психолог развития Мэрион Бланкс и ее команда исследователей проанализировали способность детей участвовать в различных уровнях мыслительных процессов. Затем они придумали то, что сейчас известно как уровни допроса Бланкса. Нижние уровни касаются вопросов, касающихся здесь и сейчас, таких как «Какого цвета мяч?», «Что это?» или «Кто это?» относительно чего-то присутствующего в комнате.


Ожидается, что по мере повышения уровня ребенок будет заниматься более абстрактным мышлением. Это означает, что информация больше не предоставляется непосредственно ему. Скорее, он должен делать выводы и прогнозы. Это не какой-то садистский метод, который придумали педагоги, чтобы мучить детей на экзаменах. Скорее, это имеет отношение к реальной жизни, как к чтению, так и к общению с другими. 


Слышали ли вы когда-нибудь фразу «Читать между строк?» Это один из таких сценариев. Когда люди говорят и пишут, они не всегда излагают все черным по белому. Необходимость четко излагать все делает письмо или речь чрезвычайно скучными. 


Возьмем, к примеру, строчку «Я сел в машину». Подразумевается часть о том, что автор открывает дверь машины. Представьте себе, что автору придется перечислять каждый шаг, который он сделал, чтобы добраться до машины; это не только сделает текст слишком обременительным для чтения, но и отвлечет от сути сюжета.

Следовательно, если ребенок борется с этими мыслительными процессами более высокого уровня, ему будет сложно понять то, что он читает. 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Внимание и мотивация

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что читаете книгу, а потом понимаете, что двадцать минут спустя все еще застряли на той же странице? Скорее всего, ваше внимание переключилось на что-то другое, и вы, скорее всего, не помнили, что читали.

Это может относиться и к вашему ребенку, поскольку внимание — это путь к обучению. В конце концов, если ваш ребенок думает о покемоне, которого он собирается поймать позже, он, скорее всего, не обращает активного внимания на то, что читает. 

Конечно, если эта тема мало волнует вашего ребенка, ему будет еще труднее сосредоточить свое внимание на том, что он читает.

 Заключение
Понимание прочитанного – сложный процесс, требующий многих навыков. Вот почему многие дети годами обучаются английскому языку и, тем не менее, не видят никаких улучшений в своих результатах. Центры развития могут принести пользу детям, у которых уже есть эти навыки и которым просто нужен дополнительный толчок. Однако детям с другими основными трудностями может потребоваться более интенсивная работа, чтобы добиться прогресса.

Понимая процессы, связанные с пониманием прочитанного, вы можете сосредоточиться на тех областях, в которых вашему ребенку нужна помощь.

Кроме того, сделав шаг назад и работая над основополагающими целями, ваш ребенок может укрепить уверенность в своих способностях читать и понимать. 
Сейчас гора может показаться высокой, но при медленной и упорной практике он тоже доберется до нее.