Найти тему
Святые места

Как исповедовать грехи на вечерней молитве? Советы православных батюшек

В молитвенных обращениях, которые христиане возносят перед сном, есть исповедание повседневных прегрешений. Но как мы должны исповедовать «все грехи свои, содеянные в течении жизни, и нынешние, и прошлые»? Это значит, что мы должны повторять абсолютно все прегрешения, и даже те, которые мы уже исповедовали?

И, если мы говорим о текущих прегрешениях, тяготящих душу, но не «страшных», должны ли мы потом исповедовать их перед батюшкой или же достаточно домашнего покаяния?

Нужно ли нам перечислять каждый грех, указанный в молитве, или же нужно выбирать только те, в которых мы в этот день повинны? И можно ли заменять сложные церковнославянские названия грехов более понятными, разговорными словами?

На эти и другие вопросы, касающиеся исповеди, отвечает Православный священник:

«…Нет нужды перечислять каждый грех – молясь, Вы уже и так раскаиваетесь в содеянном. Однако, если тот или иной проступок особенно тяготит Ваш дух, о нём можно поведать Господу отдельно.

Данная молитва, прежде всего, это некая самопроверка для нас – а совершали ли мы сегодня этот грех? А по совести ли поступали? Не обижали ли ближних, не совершали ли злодеяний?

Безусловно, дома мы каемся наедине с собой, а в Храме батюшка читает разрешительные молитвы, очищающие нас. И, вознося данную молитву, Вы понимаете, какие именно ошибки сегодня допустили, внутренне раскаиваясь в их совершении. Как правило, мы сразу вспоминаем о своих неправильных поступках – нужно только успокоиться и быть честным с самим собой.

-2

Говорить нужно только о том, что откликается Вашей душе. Молитва должна быть живой и сердечной, ведь это не волшебное заклинание, которое необходимо произнести дословно.

Подумайте: какой смысл человеку каяться, например, в пьянстве, если он даже не помнит, когда в последний раз употреблял алкоголь? Или в курении, хотя он не курит? И, конечно же, не забывайте о прегрешениях, которых нет в молитве, но которые Вы совершили.

К примеру, многие напрочь забывают о блудных прегрешениях, невнимательности к ближним, сквернословии и пустословии, а также о пустой трате времени в интернете.

Нельзя забывать о том, что наши молитвы и покаяние должны быть живыми, и, в какой-то мере - творческими, ведь в них участвуем как мы сами, так и Небесный Отец. А механическое и равнодушное перечисление грехов, к которым мы не имеем отношения, и, следовательно, в которых мы не раскаиваемся – это абсолютно бессмысленное дело в глазах Господа».

Но что делать, если мы понимаем, что совершили грех, каемся в нём, но, в то же время, не ненавидим, не презираем его? Нужно ли в таком случае вообще в нём каяться или это не принесёт пользы?

Ответил на этот вопрос протоиерей Игорь Фомин:

-3

«…Отсутствие ненависти при покаянии – отнюдь не редкость. При этом не следует думать, что если Вы не ненавидите грех, то и каяться нет нужды. События, происходящие в нашей жизни, никогда не бывают односторонними – Небесный Отец всегда помогает нам в воплощении тех или иных благих стремлений.

И, когда мы каемся, наше отношение к прегрешениям, так или иначе, меняется. Исповедуйтесь, даже если Вы равнодушны к пороку, даже если не находите в себе силы для борьбы с ним. Именно это рано или поздно поможет Вам прийти к подлинному покаянию.

Тот факт, что мы стремимся исповедовать грех, уже угоден Богу, а потому Он, видя это стремление, дарует нам возможность по-настоящему осознать и отвергнуть порок.

Многим из нас почему-то кажется, что грехи должны вызывать бурные эмоции. И, чем сильнее будут такие переживания, тем глубже – раскаяние. Однако подобное суждение ошибочно. Не нужно «накручивать» себя, терзая собственную психику – таким образом можно довести себя только до нервического расстройства или других проблем со здоровьем.

-4

Подлинное покаяние к подобным переживаниям не имеет никакого отношения. Оно определяется иначе.

Задайте себе вопрос: как Вы ведёте себя после того, как осознали грех? Изменилась ли Ваша жизнь или Вы продолжаете грешить?

Отдельно стоит остановиться на покаянных слезах – это величайший дар Господа, которого были удостоены в своё время очень немногие. Ни в коем случае не старайтесь достичь покаянного плача искусственным путём – это дерзко и неразумно.

Покаянные слёзы могут быть вызваны лишь осознанием собственной греховности, сердечными сокрушениями о ней, а также бессилием в вопросе самостоятельной борьбы с пороками.

Однако же и подобные сокрушения – не самоцель. В первую очередь важно желать внутреннего перерождения, которое может быть даровано Богом за искреннее стремление к Нему.

А когда человек только сокрушается о собственных прегрешениях и не идёт дальше, это ввергает его в отчаяние. Вспомним, к примеру, об Иуде – он каялся в содеянном, но остановился на этом.

Иуда не узрел, не ощутил милости Небесного Отца, не поверил в то, что Бог может его простить. А потому не отчаивайтесь при виде собственных прегрешений, не следуйте примеру Иуды.

Я считаю, что Бог дарует нам Свою милость сразу, ведь увидеть собственный порок без участия Небесного Отца очень сложно. Точнее, очень сложно признать порок пороком. Мы грешим сами, а позже видим, что точно также себя ведут и наши ближние.

Что мы делаем? Тут же осуждаем, при этом не замечая собственных прегрешений. И только милосердный Небесный Отец способен открыть нам глаза, помочь нам узреть правду.

Только благодаря Господу, благодаря Его милости мы можем посмотреть на себя со стороны. Само желание покаяться – это уже прикосновение Божественной благодати к нашему духу.

-5

Мало-помалу мы учимся сокрушаться искренне, а затем приходим и к подлинному покаянию. Иными словами, всё в нашей жизни начинается с милости Господней и ей же заканчивается. Самое главное – вовремя обратить внимание на эту милость и принять её».

Читайте еще:

Что нужно знать об исповеди | Святые места | Дзен