Промчались счастливые семь дней каникул. Завтра уже буду рассказывать новые темы для своих активных учеников. Я хорошо отдохнула и даже совершила маленькое путешествие, о котором сейчас расскажу.
Вместе с другими педагогами из школы, где я преподаю, мы отправились в Репино. Это небольшой посёлок в Курортном районе Санкт-Петербурга. Раньше эта деревня называлась по-фински Куоккала. В начале XX века живописные места на правом берегу реки Сестры, простирающиеся до Финского залива, стали популярным дачным местом у творческой интеллигенции Петербурга. Здесь находились дачи К.И. Чуковского, Л.Н. Андреева, Н.Н. Евреинова. И, конечно же, Ильи Ефимовича Репина, который прожил здесь около трех десятилетий. В его честь поселок получил свое новое название в 1949 году.
Творчество Репина тесно переплетается с музыкой его времени. Осознавая гениальность своих современников, художник стремился запечатлеть каждого. Известны его портреты: пианиста и создателя первой русской консерватории А.Г. Рубинштейна, композитора М.П. Мусоргского (многих пугает это изображение, так как сделал его Репин незадолго до смерти композитора, когда тот уже находился в госпитале), музыкального критика В.В. Стасова, мецената и создателя русской частной оперы С.И. Мамонтова, композитора и дирижера А.К. Глазунова и других.
Мы сначала прошлись по территории вокруг усадьбы. Какой же там освежающий осенний воздух. Гуляешь по березовой или еловой аллее и ощущаешь умилительное единение с природой, радуешься каждой сосенке и ручейку. В парке все восстановлено таким, как было при Репине. Удивительные объекты, задуманные и воплощенные художником: артезианский колодец «Посейдон» (Репин считал этот источник целебным, пил воду каждый день по своей системе: 8 глотков утром и вечером), беседка «Храм Озириса и Изиды» на площади Гомера (здесь проводили разные гулянья и решали важные вопросы, как на римском форуме), на «Чугуевскую горку» (назвали в честь малой родины Репина) поднимается лестница, которая ведет к «Башенке Шехерезады» (на этой смотровой площадке в 1915 Репин установил подзорную трубу).
Разноцветная беседка с ажурными решетками на вершине горы - "Башенка Шехерезады" - получила название в честь жены художника. Так прозвал Наталью Нордман сам Репин, так как она была писательницей и умела интересно рассказывать. К сожалению, сейчас нельзя забраться по лестнице, нет там и подзорной трубы, вид на Финский залив закрывают густые деревья. Что же остается? Посмотреть на портрет кисти Репина Н.А. Римского-Корсакова и послушать его "Шехеразаду" (тему главной героини исполняет скрипка).
Вот и дом. Усадьбу Репин назвал «Пенаты» (в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага). Художник думал о Римской империи до того, как это стало мейнстримом (вы знаете такую шутку?)
Порядки в этом доме во всей округе считали чуднЫми. Репин вместе с женой Натальей Борисовной Нордман не держали слуг в привычном смысле этого слова. Все обитатели усадьбы считались членами семьи, поэтому гостей не встречали. Чтобы прийти в Пенаты, нужно было увидеть, что на календаре «среда» (приемный день для всех). Добравшись до дома Репиных, проходить через порог и читать различные инструкции-объявления о самопомощи: «Снимайте пальто, калоши сами! Открывайте дверь в столовую сами!». Чтобы хозяева узнали о вашем визите: «бейте весело крепче в там-там!!!» (конечно, сами).
Когда наступало время обеда, то на круглый стол (его придумал сам Репин) помещали все блюда. Возвышающаяся часть в середине двигалась: все перед гостями, оставалось только вращать барабан. Использованную посуду складывали в выдвигающиеся ящики. Никакие слуги не нужны.
Как еще развлекали себя за столом, где нельзя было никому помогать? Просишь соседа что-то тебе передать, а он по доброте душевной откликается. Тогда председатель (его выбирали перед застольем и сажали на почетный стул) это слышит и отправляет «провинившегося» на трибуну (площадка на возвышении в углу кухни), где нужно сказать краткую, остроумную речь «с идеей». Конечно, такие «ловушки» устраивали лучшим ораторам.
Большие полотна художника - это целые галереи портретов. Например, картина "Славянские композиторы" (1872). По заказу московского предпринимателя и мецената Пороховщикова Репин изобразил 22 музыканта. Список составлял Николай Григорьевич Рубинштейн (брат создателя Петербургской консерватории и первый директор Московской консерватории). Там есть композиторы тогда уже ушедшие из жизни, например, Д.С. Бортнянский, М. И. Глинка (но как без него, его считали главой композиторской школы. Он изображен в центре картины). А также сейчас не популярные И.Ф. Ласковский, П.И. Турчанинов, К. Липинский и др. (и я сама их мало знаю). А кого нет? А.П. Бородина (Репин нарисует отдельно после смерти композитора), П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского! (что за странный музыкальный вкус был у Рубинштейна или личная неприязнь?)
И еще одна поражающая локация в Пенатах - это мастерская. Просторное помещение с деревянными стенами (специально оставлены грубые бревна) с большими окнами находится на втором этаже. По стенам картины не только Репина, но и его последователей. Например, Юрия Ильича Репина (сын), который тоже стал художником. Он считал, что похож на Петра I, таким себя и изобразил на автопортрете.
Убранство комнаты составляют сохранившиеся вещи, которые помогали создавать детализированные портреты с натуры для больших полотен (например, одежда и оружие для панно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Здесь же и диван, на котором позировал (и ночевал) Ф.И.Шаляпин, когда зимой 1914 года несколько дней гостил у Репина. Сохранилось много фотографий, где Шаляпин проводит время в Пенатах и окрестностях. Посмотрите здесь, он даже на коньках катался.
А вы уже подумали, знаете ли вы этот портрет? Не думайте, его нет. Репин был не доволен своей работой, полотно уничтожил. А вот исполнения Шаляпина можно послушать: здесь он поет "Блоху" М. Мусоргского (не верьте картинкам в начале видео. Да, у Бетховена была Песня о блохе, но там другая музыка).
Вернемся в мастерскую. Я рассматривала много кистей художника (они все крупные, с длинной ручкой и грубой щетиной), а также особую палитру, которая крепилась на пояс (мышцы правой руки атрофировались, он писал левой). Здесь же его автопортрет, написанный в последнее десятилетие жизни (76 лет), где художник запечатлен в Пенатах. Он одет в ветхую шапочку и полушубок (помещения было трудно отапливать в должном объеме).
Напоследок еще немного музыки. В Русском музее представлена картина Репина "Садко" (1876). Там былинный новгородский гусляр изображен на дне морском. О том, какую картину задумал, художник рассказывал в письме своему другу критику В.В. Стасову. Позже это сюжет вдохновил и Римского-Корсакова, которому Стасов помогал в работе над планом оперы на либретто В.И. Бельского. Послушайте песню Варяжского гостя в исполнении Ф.И. Шаляпина (он очень четко произносит слова, понятен весь смысл, характер героя и образ моря из его родных мест):
На этом пока все. Буду делиться впечатлениями от мест, где бываю. Надеюсь, эта рубрика станет постоянной. Поддержите лайком😊