Найти тему

Теоретик в музыке и вокруг нее

Промчались счастливые семь дней каникул. Завтра уже буду рассказывать новые темы для своих активных учеников. Я хорошо отдохнула и даже совершила маленькое путешествие, о котором сейчас расскажу.

Начну с фото котиков для привлечения внимания. Не обижайте пушистых, читайте до конца.)
Начну с фото котиков для привлечения внимания. Не обижайте пушистых, читайте до конца.)

Вместе с другими педагогами из школы, где я преподаю, мы отправились в Репино. Это небольшой посёлок в Курортном районе Санкт-Петербурга. Раньше эта деревня называлась по-фински Куоккала. В начале XX века живописные места на правом берегу реки Сестры, простирающиеся до Финского залива, стали популярным дачным местом у творческой интеллигенции Петербурга. Здесь находились дачи К.И. Чуковского, Л.Н. Андреева, Н.Н. Евреинова. И, конечно же, Ильи Ефимовича Репина, который прожил здесь около трех десятилетий. В его честь поселок получил свое новое название в 1949 году.

Творчество Репина тесно переплетается с музыкой его времени. Осознавая гениальность своих современников, художник стремился запечатлеть каждого. Известны его портреты: пианиста и создателя первой русской консерватории А.Г. Рубинштейна, композитора М.П. Мусоргского (многих пугает это изображение, так как сделал его Репин незадолго до смерти композитора, когда тот уже находился в госпитале), музыкального критика В.В. Стасова, мецената и создателя русской частной оперы С.И. Мамонтова, композитора и дирижера А.К. Глазунова и других.

Мы сначала прошлись по территории вокруг усадьбы. Какой же там освежающий осенний воздух. Гуляешь по березовой или еловой аллее и ощущаешь умилительное единение с природой, радуешься каждой сосенке и ручейку. В парке все восстановлено таким, как было при Репине. Удивительные объекты, задуманные и воплощенные художником: артезианский колодец «Посейдон» (Репин считал этот источник целебным, пил воду каждый день по своей системе: 8 глотков утром и вечером), беседка «Храм Озириса и Изиды» на площади Гомера (здесь проводили разные гулянья и решали важные вопросы, как на римском форуме), на «Чугуевскую горку» (назвали в честь малой родины Репина) поднимается лестница, которая ведет к «Башенке Шехерезады» (на этой смотровой площадке в 1915 Репин установил подзорную трубу).

По пути вела видео-дневник, так что ловите беседку в кружочке, а красивые фото смотрите в интернете.
По пути вела видео-дневник, так что ловите беседку в кружочке, а красивые фото смотрите в интернете.
Разноцветная беседка с ажурными решетками на вершине горы - "Башенка Шехерезады" - получила название в честь жены художника. Так прозвал Наталью Нордман сам Репин, так как она была писательницей и умела интересно рассказывать. К сожалению, сейчас нельзя забраться по лестнице, нет там и подзорной трубы, вид на Финский залив закрывают густые деревья. Что же остается? Посмотреть на портрет кисти Репина Н.А. Римского-Корсакова и послушать его "Шехеразаду" (тему главной героини исполняет скрипка).

Вот и дом. Усадьбу Репин назвал «Пенаты» (в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага). Художник думал о Римской империи до того, как это стало мейнстримом (вы знаете такую шутку?)

Заметили "клумбу" на крыше?
Заметили "клумбу" на крыше?

Порядки в этом доме во всей округе считали чуднЫми. Репин вместе с женой Натальей Борисовной Нордман не держали слуг в привычном смысле этого слова. Все обитатели усадьбы считались членами семьи, поэтому гостей не встречали. Чтобы прийти в Пенаты, нужно было увидеть, что на календаре «среда» (приемный день для всех). Добравшись до дома Репиных, проходить через порог и читать различные инструкции-объявления о самопомощи: «Снимайте пальто, калоши сами! Открывайте дверь в столовую сами!». Чтобы хозяева узнали о вашем визите: «бейте весело крепче в там-там!!!» (конечно, сами).

Нам тоже смотрители музея не помогали, а только повторяли фразу: "открывайте дверь сами!")
Нам тоже смотрители музея не помогали, а только повторяли фразу: "открывайте дверь сами!")

Когда наступало время обеда, то на круглый стол (его придумал сам Репин) помещали все блюда. Возвышающаяся часть в середине двигалась: все перед гостями, оставалось только вращать барабан. Использованную посуду складывали в выдвигающиеся ящики. Никакие слуги не нужны.

Как еще развлекали себя за столом, где нельзя было никому помогать? Просишь соседа что-то тебе передать, а он по доброте душевной откликается. Тогда председатель (его выбирали перед застольем и сажали на почетный стул) это слышит и отправляет «провинившегося» на трибуну (площадка на возвышении в углу кухни), где нужно сказать краткую, остроумную речь «с идеей». Конечно, такие «ловушки» устраивали лучшим ораторам.

Стол, придуманный Репиным. Нашли стул председателя?
Стол, придуманный Репиным. Нашли стул председателя?

Большие полотна художника - это целые галереи портретов. Например, картина "Славянские композиторы" (1872). По заказу московского предпринимателя и мецената Пороховщикова Репин изобразил 22 музыканта. Список составлял Николай Григорьевич Рубинштейн (брат создателя Петербургской консерватории и первый директор Московской консерватории). Там есть композиторы тогда уже ушедшие из жизни, например, Д.С. Бортнянский, М. И. Глинка (но как без него, его считали главой композиторской школы. Он изображен в центре картины). А также сейчас не популярные И.Ф. Ласковский, П.И. Турчанинов, К. Липинский и др. (и я сама их мало знаю). А кого нет? А.П. Бородина (Репин нарисует отдельно после смерти композитора), П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского! (что за странный музыкальный вкус был у Рубинштейна или личная неприязнь?)

И еще одна поражающая локация в Пенатах - это мастерская. Просторное помещение с деревянными стенами (специально оставлены грубые бревна) с большими окнами находится на втором этаже. По стенам картины не только Репина, но и его последователей. Например, Юрия Ильича Репина (сын), который тоже стал художником. Он считал, что похож на Петра I, таким себя и изобразил на автопортрете.

Я пока смеялась, даже забыла его сфотографировать, но посмотрите на портрет Юрия Репина работы В.С. Сварога. Вроде бы и похож.
Я пока смеялась, даже забыла его сфотографировать, но посмотрите на портрет Юрия Репина работы В.С. Сварога. Вроде бы и похож.

Убранство комнаты составляют сохранившиеся вещи, которые помогали создавать детализированные портреты с натуры для больших полотен (например, одежда и оружие для панно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Здесь же и диван, на котором позировал (и ночевал) Ф.И.Шаляпин, когда зимой 1914 года несколько дней гостил у Репина. Сохранилось много фотографий, где Шаляпин проводит время в Пенатах и окрестностях. Посмотрите здесь, он даже на коньках катался.

А вы уже подумали, знаете ли вы этот портрет? Не думайте, его нет. Репин был не доволен своей работой, полотно уничтожил. А вот исполнения Шаляпина можно послушать: здесь он поет "Блоху" М. Мусоргского (не верьте картинкам в начале видео. Да, у Бетховена была Песня о блохе, но там другая музыка).

Вернемся в мастерскую. Я рассматривала много кистей художника (они все крупные, с длинной ручкой и грубой щетиной), а также особую палитру, которая крепилась на пояс (мышцы правой руки атрофировались, он писал левой). Здесь же его автопортрет, написанный в последнее десятилетие жизни (76 лет), где художник запечатлен в Пенатах. Он одет в ветхую шапочку и полушубок (помещения было трудно отапливать в должном объеме).

Мастерская Репина
Мастерская Репина

Напоследок еще немного музыки. В Русском музее представлена картина Репина "Садко" (1876). Там былинный новгородский гусляр изображен на дне морском. О том, какую картину задумал, художник рассказывал в письме своему другу критику В.В. Стасову. Позже это сюжет вдохновил и Римского-Корсакова, которому Стасов помогал в работе над планом оперы на либретто В.И. Бельского. Послушайте песню Варяжского гостя в исполнении Ф.И. Шаляпина (он очень четко произносит слова, понятен весь смысл, характер героя и образ моря из его родных мест):

На этом пока все. Буду делиться впечатлениями от мест, где бываю. Надеюсь, эта рубрика станет постоянной. Поддержите лайком😊