5 ноября 1929 года в Москве открылся 13-й в мире и первый в СССР большой планетарий.
Уникальное здание в стиле конструктивизма с параболическим куполом было построено по проекту молодых архитекторов, Михаила Барща и Михаила Синявского, впоследствии — профессоров Московского архитектурного института.
В нашей праздничной публикации мы расскажем о том, в связи с чем была изменена форма купола относительно первоначального проекта, для чего предназначалось помещение на колоннах, как появился эффектный козырек на входе в здание и куда вела винтовая лестница «в стакане».
Купол
В 1927 году в журнале «Советская архитектура» был опубликован первоначальный вариант проекта Планетария, который рассматривался как массово-зрелищный комплекс универсального назначения.
По первоначальному проекту купол Планетария был полусферическим.
Почему же в итоге он стал параболическим?
Как предполагает академик РААСН Селим Омарович Хан-Магомедов, это произошло под влиянием проекта Клуба нового типа авторства Ивана Леонидова.
Дело в том, что конструктивисты, ориентируясь в проблемах формообразования на современные конструкции, до второй половины 1920-х годов игнорировали (вернее, почему-то не замечали) новейшие конструкции с кривой второго порядка (в том числе, и гиперболоиды Шухова). Первым из конструктивистов обратил на них внимание Иван Леонидов в разработанном им клубе нового социального типа, где он использовал параболические купола.
Судя по всему, Барщ и Синявский при доработке своего проекта Планетария учли опыт Леонидова. Построенный по их проекту Планетарий перекрыт железобетонным параболическим куполом с подвешенным к нему экраном-полусферой. Это был тот редкий случай, когда осуществленная постройка оказалась значительно лучше первоначальных проектов. Такая форма дает более правильное распределение нагрузок.
Параболический купол был неким художественным открытием молодых конструктивистов. Ведь тогда и в других странах планетарии, цирки и подобные сооружения с круглым залом не перекрывались параболическими куполами.
Планетарий сразу стал заметным событием в стилеобразующих процессах архитектурного авангарда. Он широко освещался в зарубежной и отечественной печати. Его лаконичный и очень выразительный облик стал одним из формальных символов русского конструктивизма.
Помещение для аппарата
По первоначальному проекту зрительный зал Планетария мог быть использован не только для лекций по астрономии, но и для других целей – концертов, собраний, митингов и т.д.
В это случае прибор по рельсам должен был увозиться в особое помещение. Если выйти на астроплощадку, его можно увидеть и сегодня – это выступающая относительно основного объема здания пристройка, опирающаяся на колонны. По воспоминаниям Александра Анисимова, к началу 1990-х, когда его группа приступила к изучению здания перед реконструкцией, рельсы уже были разобраны, и проем в комнату хранения аппарата был заложен кирпичом, а сам аппарат, по крайней мере в течение последних 30 лет, никто не перевозил с места на место. Сегодня в этом помещении расположены служебные кабинеты сотрудников.
Исторический вход
Уже в ходе строительства в 1928 году произошли значительные изменения в планировке и внешней архитектуре здания, которые, тем не менее, только улучшили композицию Планетария.
Из-за сокращения сроков и удешевления строительства было предписано построить вначале только купол и помещение под ним. Второй, прямоугольный корпус решили строить позже.
Так архитекторам пришлось в сжатые сроки устраивать перепланировку помещений, чтобы здание оказалось жизнеспособным.
Вместо внутреннего тамбура с маленьким сектором вестибюля появился выносной тамбур с выкрученной скобкой железобетонного козырька – «бетонный зонт».
Позднее этот изящный козырек был скрыт: перед зданием появились пилоны с кассовыми помещениями, над входом была установлена расхожая композиция со звездами на голубом фоне. Три узких окна над главным входом также оказались скрыты.
Однако в ходе реконструкции под руководством Александра Анисимова эти поздние пристройки к входной группе были ликвидированы, теперь выносной тамбур с козырьком и горизонтальными окнами вновь доступны взору посетителей.
Винтовая лестница
Стиль «конструктивизм» предполагал почти полный отказ от декора. Лаконичность здания подчеркивалась эффектными формами пристроек, одна из которых – это винтовая лестница в стеклянном «стакане».
Лестница имела чисто технологическое назначение – служила выходом для оператора из блока управления аппаратной.
В более поздний период эта винтовая лестница на заднем фасаде была обложена кирпичом, она оказалась замурована и заштукатурена.
В период реконструкции винтовую лестницу восстановили в прежнем виде, увидеть ее можно со стороны астроплощадки.