Реставрация картины Репина "Иван Грозный..." после повреждения вандалом

314 прочитали

Долгожданная реставрация картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" завершена! Она продлилась целых четыре года! Правда увидеть картину сейчас невозможно. Она не будет выставлена, пока Третьяковская галерея не сможет обеспечить полную безопасность картины. То есть, пока не будет сделано специальное антивандальное остекление.

Обновленную картину размером 2,0 х 2,54 метра показали журналистам и затем увезли в депозитарий. Полотно Репина снова предстало в том же виде, в котором его купил Третьяков в 19 веке.

Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

Что получили реставраторы после вандального нападения?

В 2018 году посетитель схватил металлическую стойку ограждения и нанес несколько ударов по картине Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Он разбил стекло картины, осколками стекла была повреждена рама и был порван холст в трех местах.

Фрагмент картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" с разрывами холста
Фрагмент картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" с разрывами холста

Но это оказалась не единственной проблемой. Картина, написанная в 1885 году, уже подвергалась нападению. В 1913 году она была разрезана ножом в трех местах. После того повреждения холст продублировали - старый холст залили осетровым клеем и наклеили на второй новый холст. К сожалению, такое решение плохо сказалось на картине - краска начала отслаиваться и осыпаться.

Не повезло картине и в 1922 году. Той осенью без отопления залы Третьяковки настолько отсырели, что смотрители собирали влагу со стен тряпками. Для того чтобы укрепить слои краски, картину неоднократно покрывали лаком. Вот из-за этого цвета потемнели и оттенки стали не различимы.

Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" до реставрации
Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" до реставрации

Из-за такого плохого состояния картина никогда не покидала Третьяковской галереи и не выезжала на выставки.

Но основная проблема - это размеры картины- 2,0 на 2,54 метра. Состояние картины не позволяло работать с ней в вертикальном положении, а габариты сильно затрудняли доступ реставраторов к центральной части полотна.

Так что же сделали реставраторы с картиной за эти четыре года?

После происшествия 2018 года было принято решение провести полное, насколько это возможно, восстановление картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Для этого требовалось новое уникальное оборудование, которое позволило бы работать с картиной таких размеров. Необходимо было разработать новые технологии и подготовить помещение, в котором можно будет работать с такой картиной.

Для реставрации создали подвижный многофункциональный стол-трансформер со сложной механикой. Специально под размер картины.

Крупноформатный стол-трансформер в "черной" комнате для реставрации больших картин
Крупноформатный стол-трансформер в "черной" комнате для реставрации больших картин

Кроме стола потребовался и специальный "стул" - место для реставратора, с которого можно добраться до любой точки картины. На нем же должно было крепиться все оборудование, необходимое для реставрации.

Специальное кресло для реставратора
Специальное кресло для реставратора

В депозитарии Третьяковской галереи сделали новую реставрационную мастерскую, так называемую "черную" комнату, где поддерживаются жесткие климатические условия и обеспечивается особый световой режим.

Для разъединения авторского холста и второго, дублирующего холста, наклеенного в 1913 году разработали специальную "пескоструйную" технологию. И проверили её на нескольких менее ценных картинах. Специально созданная пескоструйная камера всухую чистила буквально каждый миллиметр холста от осетрового клея первой реставрации.

При снятии многослойных лаковых покрытий были применены гели, а не обычные растворители. Были использованы специальные нетканые салфетки, каждая из которых выполняла свою задачу — впитывала, оттягивала и так далее. Это позволяло проводить послойную расчистку, понимая, на каком слое лака сейчас идет работа.

Полученный опыт пригодится российским специалистам и при работе с другими картинами. Часть произведений из коллекции братьев Морозовых уже реставрировались в той самой мастерской, которая была создана для «Грозного», и теми же сотрудниками.

Как теперь выглядит картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

Результат реставрации показали в Третьяковской галерее 23 мая 2022 года на презентации для журналистов.

Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" после реставрации
Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" после реставрации

На картине проявился естественный кракелюр, которого не было видно за слоем лака, цвета стали намного насыщеннее. Больше всего бросается в глаза синяя ткань штанов царевича - раньше она была намного темнее. Проявился голубой (а не черный) цвет глаз царевича. На заднем фоне - изразцовая печь и пара сундуков.

Такой картину, наверное, видел сам Третьяков, когда купил ее у Ильи Репина.

Все это стало возможным благодаря самоотверженной работе реставрационной группы под руководством Андрея Голубейко. Финансировал все работы СберБанк.

Когда же мы увидим картину Репина на выставке

К сожалению, после реставрации картина висела на своем месте в Третьяковской галерее только во время пресс-конференции. После этого она была снята и перенесена в депозитарий.

Пресс-конференция в Третьяковской галерее после реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
Пресс-конференция в Третьяковской галерее после реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

На общее обозрение она будет выставлена только после защиты её специальным антивандальным антибликовым стеклом. Таким же, как на картинах «Весна» или «Рождение Венеры» Боттичелли, которые хранятся в галерее Уффици.

Уже есть чертежи и предварительные договоренности с производителем. Работу могут сделать в Италии или Японии. Однако создание такой капсулы осложняется из-за текущей ситуации. Поэтому приходится искать варианты импортозамещения или параллельного импорта.

С нетерпением ждем, когда же можно будет увидеть картину!

Подробнее о судьбе картины можно почитать в статье - Печальная судьба знаменитой картины. "Иван Грозный" Ильи Репина в Третьяковской галерее.

Зал Ильи Репина в Третьяковской галерее можно увидеть моем видео: Илья Репин. Третьяковская галерея. Москва.