Все же есть в этом сериале особая магия, заставляющая малышей при первых же звуках заставки лететь к экрану и смотреть, смеяться, переживать за героев. Волей-неволей и взрослым это приходится делать, я вот, уже который год с разными детьми переживаю раз за разом приключения Маши и ее друзей. Понемногу начинаешь погружаться в него, анализировать. И вот вам этот анализ, начатый, что логично — с начала, то есть, с первой серии сериала.
«Маша и Медведь» 1 серия «Первая встреча»
Перед нами полустанок в лесной глуши, где и живет главная героиня. Мимо мчится поезд, на полустанке гниет старый вагон с маршрутом «Москва-Пекин», что очень расширяет место поиска на карте домика Маши.
Маршрут проходит от Москвы к Владимиру, далее к Перми, Екатеринбургу, Тюмени, Омску, Новосибирску, Красноярску, Иркутску, Улан-Удэ, а потом по Китаю (то есть, может быть такой вариант, что Маша вовсе живет в Китае, как потомок белоэмигрантов): Харбин — Тяньдзинь, Пекин. Харбин, кстати, как раз место компактного проживания русских граждан Китая.
Родителей у Маши нет. Откуда девочка появилась в глуши — неизвестно. Однако далее по ходу сериала выясняется, что она пребывает в ссылке из-за своего поведения. И как только она повзрослеет, сестра-одногодка готова взять ее в город, в цивилизацию.
Она одна на хозяйстве: у нее куры с петухом, свинья, собака, коза. По ходу дальнейшего повествования куры и петух куда-то исчезают, за ними постепенно к середине сериала исчезает и коза. С одной стороны — возможно, пробел сценаристов, с другой — ну надо же девочке чем-то питаться. Кстати, ее жилище, просторное, но со следами заброшенности (а что вы хотели от маленькой девочки, следить за таким домом одной сложно), окружают аккуратные посадки подсолнечника. Видимо, рядом работает совхоз.
Итак, девочка выходит во двор поиграть со своими домашними дворовыми животными. Но свинья ныряет в лужу, куры с петухом скрываются в колодце, коза — за деревом, собака по поговорке «жить захочешь не так раскорячишься» забирается на потолок своей конуры.
Возможно, авторы отсылают к знаменитой сцене с коровой из "Особенности национальной охоты", где буренку перевозили в бомбардировщике и открыли бомболюк. Но она все равно выжила, подарив мем "Жить захочешь, не так раскорячишься":
Итак, животина Маши всем своим видом демонстрирует отсутствие заинтересованности в играх.
Поначалу Маша показывает черты другого мультяшного персонажа — девочки-садистки из мультов «Уорнер Бразерс» Эльмайры Дафф.
Но российский персонаж более доработан, не такой утрированный и более интеллектуальный. А наши белки себя в обиду не дают, отстреливаясь шишками.
Маша демонстрирует свойственную детям слабость концентрации внимания, то забравшись в глушь леса в погоне за бабочкой, то отвлекшись от пойманного зайца на яблоки. Что говорит за плюс: авторы учитывают психологию ребенка, ее особенности.
Далее она выходит к логову медведя.
Итак, перед нами цирковой медведь, вышедший на заслуженный отдых и обосновавшийся по-человечески прямо в огромном стволе дерева. Все как у пенсионера в глуши: своя пасека с пчелками, огородик с тыквой, нехитрые забавы типа рыбалки, скупая обстановка комнаты, где основную часть составляют цирковые кубки и медали — память о блестящем прошлом. Пока медведь, оставив самовар закипать, отправляется на рыбалку, Маша натыкается на его дом, устроенный по-простецки — незапертым, как водилось в старину, вступает в жестокую схватку с пчелами и самоваром, устроив в хозяйстве полный кавардак. После чего победно забирается на кровать, превратив ее в батут.
Медведь возвращается в разрушенный дом, пребывает в шоке, застает маленькую девочку в своей кровати, хватает и съедает ее. Конец мультфильму. Был бы, но у нас все же сказка. Поэтому Медведь стойко и терпеливо пытается спровадить назойливую девочку а) Взяв на испуг (не вышло). б) Выставив из дома (не вышло). в) Вывезя далеко в лес.
План В подействовал, хотя не обошлось без жертв в виде разбитого велосипеда. Потом он возвращается домой, но тут до Медведя доходит, что ночной лес таит много опасностей для выпнутой девочки и возвращается, попутно проверяя местного волка на предмет не сожрал ли он Машу. К слову, одинокий волк появляется только в первых частях сериала, затем он исчезает, а на сцену выходят сразу два волка, живущих, как и водится санитарам леса, в старой машине «Скорой помощи».
Все завершается успешно: девочка приходит к Медведю и наводит порядок, а затем возвращена домой на полустанок. Медведь получает укус от собаки, возвращается домой и тут до него доходит, что использовать кровать в качестве батута очень прикольно.
Вывод:
Уже в первой серии прослеживается человечность персонажей. В отличие от американской «коллеги» по искусству донимать зверюшек Эльмиры Дафф, Маша показывает не только умение издеваться, но и совесть.
Медведь показывает заботу, пусть и запоздалую, что немудрено после вспышки гнева на Машу за бардак в доме. Подмечена и такая интересная деталь — животные умеют пользоваться человеческими предметами, но не умеют изобретать ничего нового. Поэтому маленькая девочка может превратить кровать в батут, а медведь — нет. Кстати, разница умственных способностей человека и зверя будет показана и потом, в серии, где Маша легко побеждает в шахматах и Медведя, и его друга Усатого Полосатого (тигра).
«Машу и Медведя» часто ругали за плохой пример для детей. Мол, показана проказница и ее повадки дети копируют. Что ж, это есть, но если сравнить сериал с какими-нибудь американскими поделками, то он покажется просто образцом назидательности. К слову, имел дело по сценарной части с рядом детских проектов на Ютубе, там в трендах: кто больше сожрет совершенно несочетаемые вещи, к примеру, шоколад с горчицей, кто лучше покажет крутость богатых людей и злее посмеется над бедными. При этом снимаемые подростки должны орать по любому поводу «Вау!», антураж должен быть цветным, а сюжет максимально прямолинеен. После подобного на «Маше» просто отдыхаешь душой. Даже на первой серии, снятой в 2009 году и уже бедноватой для современного зрителя отрисовкой в 3D.