3,4K подписчиков

Stairway To Heaven. Надоевший эталон или классика на все времена?

Что можно сегодня нового написать о Stairway To Heaven? Верно, ничего! Тема настолько избита и столько раз писали о ней, что, кажется, она всем фанатам рока просто надоела. В миллион двадцать первый раз написать, что в любом музыкальном магазине считается моветоном играть рифф из Smoke On The Water и вступление к Stairway...? Это и так все знают.

У меня есть простой и совсем нехитрый метод предотвратить моральный износ любых хороших записей. Я просто реже их слушаю. Как бы ни была хороша песня, но если включать её слишком часто, она просто надоест и не будет приносить того же удовольствия что раньше. Так что пусть полежит некоторое время на полочке, ничего страшного в этом я не вижу. При этом я и не думаю избавляться от хорошей музыки или от хороших книг, пусть даже заслушанных и зачитанных "до дыр". Всему свое время. Классика должна стоять на полке - это золотое правило, которое я стараюсь соблюдать.

Сегодня у меня несколько соображений по поводу этой знаменитой песни. Может быть, они кому-нибудь покажутся интересными.

Начать с того, что Stairway To Heaven вроде как считается эталоном, крестной матерью всех рок-баллад. Это безусловно так, вот только структура песни отнюдь не стала такой уж распространенной, если подумать. Например, песня лишена припева в его классическом понимании. Да, там есть небольшой рефрен, где Роберт Плант поет:"Ooh, it makes me wonder..", но привычного припева там нет. Эту особенность можно заметить сразу, но вполне допускаю, что кто-нибудь может слушать Stairway To Heaven всю свою жизнь, не обращая на это никакого внимания. Джимми Пейдж говорит, что это было сделано намеренно:

"Да это было сделано специально. Мы хотели, чтобы каждая часть песни была важной, и в ней было движение. Не было нужды в каждой песне искать защиту в крутом припеве. Если ты выделяешь одну часть песни, то она делает банальной остальную музыку.(с)"

Любопытно, что и во многих других больших хитах Led Zeppelin также отсутствует припев. Kashmir, Over the Hills and Far Away, When the levee breaks - все они лишены припева.

Самая сильная идея, которая была блестяще реализована в Лестнице - идея развития, с неожиданной развязкой.

”Я дурачился со своей акустикой и нащупал несколько разных частей, которые соединил вместе. И я хотел, чтобы в средней части вступили барабаны и потом все перешло в грандиозное крещендо. Также я хотел ускориться, чего музыканты, как ожидается, обычно не делают”.(с)(Джимми Пейдж)

Большинство визуализаций на тему этой песни довольно прямолинейны...
Большинство визуализаций на тему этой песни довольно прямолинейны...

Удивительно то, насколько стройная конструкция в итоге получилась и насколько шокирует развязка, особенно при самых первых прослушиваниях. В общем-то замысел в том и был, что слушатель не ожидает ничего подобного от медленной и даже в чем-то скучноватой, по началу, баллады. Еще интереснее то, что это работает и позже, когда песня уже хорошо известна. Особенно меня всегда впечатлял тот момент, когда вдруг вступает Бонэм. Насколько же чисто и эффектно Пейджу удалось прописать ударные! До боли знакомая песня...а все равно ощущение в этом момент такое, будто земля поплыла под ногами. "Что тут происходит?"

Справедливости ради, Джимми Пейдж несколько лукавит, когда говорит, что никто раньше не делал ничего подобного. Как минимум они сами провернули похожий трюк с барабанами, вступающими в середине песни, на предыдущем альбоме, в Gallows Pole. Но там и настроение и эффект совершенно другие. В Gallows Pole ударные так и просятся в трек, их появление логично вытекает из развития песни, тем более, что ранее появляется бас Джонса. В Лестнице это происходит совершенно неожиданно, томное течение баллады совсем не предполагает появления ударных. И сама игра Бонэма тут прекрасно выверена, эти перекаты и переход на тарелку - все очень строго и в самую точку. Он словно подгоняет всю остальную группу, торопит их куда-то. Куда?

Последний куплет перед развязкой уже слушаешь как на иголках, хотя, казалось бы - музыканты играют то же самое, что и раньше, вот только веры им больше нет никакой - отчетливо дует холодный ветер порывами и что-то будет...буря? Шквал? Это похоже на приближение к краю обрыва, как будто собираешься шагнуть вниз и полететь. Тут и предвосхищение восторга и страх перед бездной...

Ощущение стояния на краю обрыва прекрасно передано с помощью нехитрой фигуры в ре-мажоре - вообще, вся Лестница - это наука о том, как сделать великое с помощью простых вещей.

Гитарное соло - это когда уже поздно бояться и земли под ногами нет. Вот он - полет....вниз? В бездну, чтобы разбиться о скалы, но перед крушением почувствовать себя по настоящему свободным? Или - вверх, к солнцу?

С точки зрения музыканта, гитарное соло производит впечатление продуманного до последней ноты, но это не так. Еще одна вещь, которая меня удивила, когда я об этом узнал. Джимми Пейдж рассказывал, что у него не было ничего, кроме первой и связующей фразы перед тем, как включили запись. Все остальное - чистая импровизация, сыгранная, кстати, на Telecaster. Было записано три разных варианта соло, из которых был выбран тот, что вошел в историю.

Ну и - забойная, почти "металлическая" последняя часть, в которую вкраплены несколько мелодических линий, очень удачных - это именно полет, борьба со стихией, со шквальным ветром, с собственным страхом.

Led Zeppelin на лестнице...
Led Zeppelin на лестнице...

В целом, Stairway To Heaven звучит так, словно в какой-то момент музыканты вдруг решили - а давайте-ка создадим что-то вроде бронзового памятника самим себе. Запишем что-то настолько строгое, классическое, отшлифованное, чтобы это сразу вошло в золотой фонд музыки. А чтобы ни у кого не возникло даже тени каких-то ненужных сомнений, слушателя нужно слегка шокировать, удивить в хорошем смысле. И ведь у них получилось.

Хотя песня и считается эталоном, но мне кажется, что не так уж и много музыкантов взяли на вооружение реализованные в ней идеи. Большинство рок-баллад по прежнему строится по нехитрой схеме куплет-припев, а идея развития при кажущейся простоте оказалась подвластна не такому уж и большому количеству групп. И уже совсем немногим дано такое искусство - сделать нечто грандиозное из довольно простой аккордовой последовательности с использованием привычных гамм.

Если попробовать ответить на вопрос в заголовке - то, я думаю, что конечно, это классика.Без сомнений. Разве что иногда не помешает посмотреть на неё под чуть иным углом зрения. Эталон? Если даже и так, то не такой уж и распространенный, если разобраться. А если и "надоевший", то мне кажется, что просто не стоит злоупотреблять частыми прослушиваниями - только и всего. А когда песня все таки попадает в проигрыватель, лучшее из возможного - попробовать воскресить в памяти свои давние первые впечатления и переживания, с ней связанные.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!