4 ноября, россияне отмечают Праздник, который уходит корнями в начало XVII века, время, вошедшее в историю России как «Смутное».
Предшествовало смутному времени убийство в Угличе малолетнего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и смерть бездетного Федора Иоанновича – с уходом которых в России закончилась царствующая династия Рюриковичей. В стране начались безвластие, хаос, мятежи, убийства, грабежи, Лжедмитрии – якобы спасшиеся царевичи Дмитрии, да не в одном экземпляре. Воспользовавшись моментом, на территорию России вторглись поляки с литовцами, крымские и нагайские татары.
В 1609 году началась русско-польская война, продлившаяся до 1618 года и вошедшая в историю как «Польско-литовская интервенция», в ходе которой польско-литовскими войсками на два года – с 1610 по 1612 были оккупированы Московский Кремль и Китай-город.
Получив известие из Москвы о невыносимой доле москвичей, находящихся под оккупацией поляков и литовцев – в Нижнем Новгороде, под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и старосты одной из сотен Нижнего Новгорода Козьмы Минина, было собрано ополчение, поспешившее на спасение столицы и страны.
Перед отправкой ополченцев на Москву, архиепископ Арсений увидел во сне преподобного Сергия Радонежского, который сказал ему, что Москва будет освобождена заступничеством Казанской Божией Матери.
С этого момента Пресвятая Богородица становится во главе ополчения и именно с иконой Казанской Божьей матери ополченцы вышли в путь, на Москву, для ее освобождения.
После тяжелой битвы под Москвой, закончившейся победой ополченцев, 22 октября ( 4 ноября)1612 года они начали штурм Китай-города, удерживаемого поляками. Ополченцы, несшие с собой икону Казанской Божьей Матери, захватили Круглую башню, находящуюся между Ильинскими и Никольскими ворота и ворвались в крепость. Поляки отступили в Кремль и…сдались.
В первой половине XVII века, на углу Большой Лубянки и Кузнецкого Моста стояла церковь Введении во Храм Пресвятой Богородицы. Эта церковь стала приходским храмом князя Дмитрия Михайловича Пожарского, именно ей он доверил хранение чудотворной Казанской иконы Божьей матери.
В этой церкви князь Дмитрий Пожарский дал торжественный обет построить храм в честь иконы Казанской Божьей матери, которая «даровала победу» русским войнам с польско-литовскими захватчиками.
Слово князь свое сдержал. Деревянный собор Казанской иконы Божьей матери был построен на средства Дмитрия Пожарского и освящен патриархом Филаретом в октябре 1625 года. Это был собор в честь главной войсковой иконы Второго народного ополчения, святыни, которая помогла россиянам победить в битве за Москву в 1612 году.
В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, ясно и недвусмысленно обозначена эта связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Испрашивая у Богородицы общее для всех — «да сохранит мирну страну нашу», молитва связывает это общее благоденствие с частным, с состоянием души каждого: «Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений».
Это крайне важно! Здесь у Богородицы испрашиваются не блага земные, а «дух сокрушения, смирение сердца, чистота помышлений, исправление греховныя жизни». Вот она связь между покаянием — тем, что происходит в нашей душе, с нашей душой, и тем, что происходит в мире вокруг нас. Прозрения такой глубины открываются людям в годину великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда польско-литовско-натовские интервенты вместе с лжебратьями с окраины вознамерились вернуть смутные времена в Россию.