Жила-была девочка-золотистые косы, жила-была в безопасности в своем уютном домике, под крылышком у бабушки, с мирным мурчанием кота под бочком. И все было бы хорошо, да вот только за стенами домика кипела жизнь, шли дожди, светило яркое солнышко, играли дети, то ругались, то веселились взрослые, мир преобразовывался!
Для нашей принцессы это была неведомая вселенная, за порог домика она не выходила. Бабушка очень любила девочку, и сама общалась с окружающим миром, приносила угощения для крошки, рассказывала какой сильный ветер, или грубый человек за окошком. Не нужно выходить во двор, сильно выглядывать в окошко, а то сглазит золотистые косы.
И все бы ничего, да только это не сказка про Рапунцель, а просто утрированная метафора, когда тревожность, невротическая вина взрослого, вина, за то, чего нет, но может случится, не дает ребенку развиваться и расти. Как пишет Сью Герхард в книге «Как любовь формирует мозг ребенка», родители становятся эмоциональными тренерами для ребенка. Что в этой сказке тренировала девочка, не описать, просто закройте глаза и почувствуйте, каждый свое. Как это жить в уютном домике, и не знать ощущения ветерка на коже.
Непонятно, что с этой бабушкой, может это и не бабушка вовсе... И может быть множество причин для такой гиперопеки. Взять хотя бы: наши взрослые – дети сложной социально-экономической государственной истории, которая по-своему отражалась в каждой семье и судьбе человека. Да и мы не в безопасное время живем. Все как всегда индивидуально и бабушке нужно придумывать отдельную сказку. В этой же истории важно то, что тревожный взрослый очень и очень любит своего ребенка. И хочет оградить его от мира, от тех событий, которые принесли самому взрослому много боли. Эта «любовь» порой застилает глаза. И пропитывает эмоциональный мир ребенка тревогой.
По итогу, девочка, конечно, выйдет из домика, но столкнется с ветром и ярким светом, на уровне тела. И если, для кого-то это благодать, то наша героиня может испытывать очень глубокие переживания, которые ни в коем случае нельзя обесценивать. Столкнётся со «страшными», «глазливыми» людьми, на уровне потребности в контакте. Будет искать свои компенсаторные способы общения с окружающей действительностью, будет выстраивать вокруг себя невидимые стены для взаимодействия, искать людей, которым можно доверять, исходя из ее представлений. И будет очень стремиться к мурчанию кота под бочком…
Я искренне верю, что эта девочка-фантазия справится, полюбит ветер и дождь, найдет классную школу, интересных людей для идентификации, окрепнет… Но одно точно – дорога будет непростой. Пожелаю девочке с золотистыми косами смелости! Всем бабушкам – доброго мира.