Найти тему
18K подписчиков

«Герцогиня»: дело Доры Лейхтенберг (Д.Богарнэ), родственницы Романовых

364 прочитали

В 1929г. в Ленинграде на повестке дня оказался необычный случай.

В городской библиотеке вёлся допрос одной из работниц. А именно следователя интересовало: кто же она такая — Дора Лейхтенберг или Дарья Богарнэ?

Стройная дама в элегантном платье на допросе сидела выпрямив спину. Держалась очень спокойно. Отвечала смело.

Вскоре выяснилось, что обычная работница библиотеки — дочь герцога Евгения Лейхтенбергского и внучки самого Кутузова. Более того, она приходилась троюродной сестрой последнему российскому императору.

Но как родственница высшей аристократии из Мариинского дворца, где она появилась на свет в 1870г., пришла к должности помощника библиотекаря в советском Ленинграде?

Портрет Дарьи Богарнэ. Худ. Ф. Фламенг 1896г.
Портрет Дарьи Богарнэ. Худ. Ф. Фламенг 1896г.

Следователь сразу обратил внимание на необычный факт— Дарья не скрывала свое высокородство. Наоборот, всячески его подчеркивала, называя себя дворянкой. Сослуживцы уверяли, что она не стесняясь рассказывала о своих царственных родственниках. Чего только стоит ее прадед Николай I, которого так ненавидели большевики. А проходя по Английской набережной она дерзко заявляла, что «тот большой особняк» — ее дом.

Ну, а как не быть дерзкой? Ведь в Дарье играла креольская кровь прапрабабки(самой известной Богарнэ)императрицы Франции Жозефины..

В 1929г. в Ленинграде на повестке дня оказался необычный случай.  В городской библиотеке вёлся допрос одной из работниц.-2

С детства Даша была своенравной и шла наперекор всем правилам. Ее мать, Дарья Опочинина, скончалась сразу после родов. И девочка росла без материнского тепла. Вскоре ее отец, герцог Лейхтенбергский, женился во второй раз. Его избранницей стала Зинаида Скобелева, которая была старше Дарьи всего на 14 лет.

Отец и мачеха не знали, как угомонить строптивицу, и мечтали поскорее выдать ее замуж. Ее первым мужем стал князь Лев Кочубей. В семье родилось двое детей, сын Евгений и дочь Наталья. Но, увы.. брак оказался недолговечным. Лев Михайлович забрал детей и в скором времени уехал во Францию.

Второй брак Дарьи с капитаном корабля «Полтава» продлился всего два года. Ему этот союз принес измены и разочарования, а ей — понижение в титуле и насмешки императорского двора. Богарнэ стала баронессой.

Узнав на ком именно женился барон фон Гревениц, Николай II сухо заметил: «Сам виноват».

Царь кузину не жаловал. Он, как примерный семьянин, не одобрял ее многочисленные романы. А она, в свою очередь, называла императора слабаком, не скрывала невысокое мнение о его суеверной жене, и насмехалась над ее другом Распутиным.

В 1929г. в Ленинграде на повестке дня оказался необычный случай.  В городской библиотеке вёлся допрос одной из работниц.-3

После отречения царя, став служащей библиотеки, Дарья гордо вывела в анкете «не состою ни в каких партиях, но очень сочувствую большевикам».

Конечно, следователь засомневался... и задал вопрос:«где вы были когда рухнула монархия?»

Но и Дарья не растерялась. Ей было, что рассказать. Более того, этим фактом своей биографии она даже гордилась. С началом Первой мировой войны герцогиня Лейхтенбергская- Богарнэ пошла на курсы сестер милосердия. На личные средства организовала санитарный поезд, и отправилась на фронт. Правда работа ее была недолгой. После февральского переворота она подняла над своим лазаретом красный флаг и приветствовала новую власть.

Однако из новой России Дарья совсем скоро выехала за границу и, по слухам, приняла баварское подданство.

Казалось бы, здесь ее история должна была закончиться. Зачем даме из аристократического общества возвращаться в пролетарскую страну?

Но... случилось невероятное!

В 1919г. Богарнэ вернулась в Петроград. Она отправилась на квартиру, которая принадлежала ей и ее второму мужу. Однако женщина не знала, что годом ранее Совет принял закон, ограничивающий права буржуазии. Была установлена норма — одна комната на взрослого человека. Все остальное принадлежало уплотнению. Ее квартира была конфискована и жили в ней совсем разные люди. Так Дарья оказалась на улице.

Здесь снова появился очередной мужчина. Переводчик Виктор Маркизетти, буквально, нашел ее в сугробе и забрал в свою квартиру.

Этот брак не был официально оформлен. Но пара прожила вместе 20 лет.
Впоследствии Дарья изменила имя и возраст. Стала на 11 лет моложе.

На работу в Публичную библиотеку Дора Евгеньевна Лейхтенберг попала по рекомендации Максима Горького. Вместе они работали в издательстве «Всемирная литература».

Это издательство, созданное писателем, начало свою работу в доме, где жила сама Дора. Проекту нужны были образованные люди, которых не хватало, так и Дора, и ее гражданский муж Виктор оказались очень кстати. А когда “Всемирная литература” вошла в состав библиотеки, Горький лично выдал Доре рекомендации для поступления на работу.

Сослуживцы Виктора и Дору не любили. Уж больно они выделялись: иностранные фамилии, изысканные манеры... Поэтому доносы не были чем-то неожиданным.

Похороны В.И.Ленина
Похороны В.И.Ленина

Зимой 1924г., после похорон Ленина, Петроград переименовали в Ленинград. А в августе случился страшный потоп. Жители шептались о божьей каре, а Дора язвила в своей гостиной. Ее раздражало новое имя города. Богарнэ предупреждали знакомые, что «коллеги» пишут доносы, но она только отмахивалась. А зря...

Гром грянул в 1929г. В газете появилась едкая статья, которая и послужила поводом для создания особой комиссии. На протяжении всего допроса следователя интересовал один вопрос: почему же бывшая княгиня осталась в России?

Дарья улыбаясь ответила, что так ей посоветовал один человек, а именно... Владимир Ленин!

Однако комиссара было непросто сбить с толку. Он заглянул ей в глаза и насмешливо произнес:«И письмо имеется?»

Дора молча достала конверт из ридикюля, и положила его на стол. Подлинность письма подтвердили, но зачем вождю было приглашать бывшую герцогиню? Или же заявления герцогини о том, что она являлась завербованым агентом были достоверны?

Связи Богарнэ с ВЧК весьма смутили следователя. Ведь по ее словам, она часто бывала в на Гороховой и даже пила чай с «железным» Феликсом в его кабинете.

Заседание было принято закрыть. Дору и ее мужа уволили из библиотеки. Правда два года спустя они вновь вернулись на службу.

В. Штемберг. Портрет баронессы Д.Е. Гревениц, урож. Богарнэ
В. Штемберг. Портрет баронессы Д.Е. Гревениц, урож. Богарнэ

Супруги вели жизнь прилежных граждан. Так продолжалось до 1937г., пока среди ночи не раздался резкий звонок в дверь.

Герцогиня оказалась за решеткой. В этот раз ей не помогли ни письмо Ленина, ни заверения о работе в разведке.

67 летнюю Дарью Евгеньевну обвинили в шпионаже и расстреляли 5 ноября 1937г. Она шла на казнь не показывая страха, также, как и ее царственная родня 20 годами ранее.