Немного про Самадхи

https://t.me/alexeytiru
https://t.me/alexeytiru

В моей терминологии состояние астральной пустоты на санскрите - Джада Самадхи [upd: Тут, возможно, неправильный термин "Джада", но не суть, пока будем так называть].
Состояние
ментальной пустоты - Кевала Нирвикальпа Самадхи.
Состояние
абсолютной пустоты - Сахаджа Нирвикальпа Самадхи, из которого уже как бы не возвращаются (татхагаты), так как распознан факт того, что ничто не покидало основного пространства (Абсолюта).

После реализации
Джада Самадхи (пребывания в медитации астральной пустоты) в повседневности возникают всякие пустотные-эффекты, связанные с ощущением наблюдателя. Возникает второй эффект пробуждающегося сознания - пустотность. Отсюда резкое противопоставление наблюдателя и наблюдаемого, вплоть до аллергии на концепции.

Пребывание в ментальной пустоте (
Кевала) невозможно описать безвременьем, отключением сознания, комой или темнотой. Там противоположности существуют одновременно. Поэтому о нем рассказывают то, что там одновременно нет времени и есть время, одновременно нет сознания и есть сознание, одновременно темно и очень ярко, тихо и громко. Описать это состояние в таких противоречивых понятиях удается только после выхода из него. В нем ум остановлен (манос-лайя), а потому нет восприятия (нир-викальпа).

Это состояние - до знания "я есть", то есть до возникновения наблюдателя (самосознания). Оно на границе между Менталом и Абсолютом - отсюда противоречия, так как в Абсолюте уже нет дифференциации на противоположности, там "да" и "нет" существуют одновременно. То есть в Кевале происходит "соприкосновение" с Абсолютом, но не погружение в него, поэтому после выхода из него эго остается недобитым.​

В
Джада Самадхи наблюдатель имеет место быть и он активен, но однонаправленно смотрит в содержание. Он избавился от всех наблюдаемых астральных форм, кроме одной - визуального пространства (черного цвета, кстати).

Очень большой соблазн спутать
Кевалу с Сахаджей, натянув тонкости объяснения авторитетов прошлого под эту задачу. С этим соблазном я много раз сталкивался, как в своей жизни, так и у других практикующих. И тут ключевую роль играет тот учитель, который помог ученику войти в Кевалу - только он может переубедить практикующего, что это еще не конец пути. Все остальные доводы бессильны. Увы, специфика жанра.

Парамаханса Йогананда:
"Джада-самадхи (бессознательное каталептическое состояние) для духовных целей бесполезно: оно не может трансформировать материалистичное сознание в духовное и просто на время подавляет активность эго и его сознание. Джада-самадхи (бессознательный транс) вызывается методами физического контроля, или своего рода психической анестезией, поддерживающей ум в состоянии пустоты, или надавливанием на определенные точки тела. В этом состоянии порабощенный чувствами человек получает не более чем временную приостановку бесконечного потока желаний, привязанностей и кармических долгов. Он не может ни приобрести мудрость, ни устранить семена дурных привычек и кармы – последствий поступков, совершенных в этом воплощении или в прошлых жизнях."


Боюсь, в этой цитате один свами сказал, а второй повторил. В Индий очень много разных свами, как у нас много попов. Знаю даже одного русского, который тоже стал свами. В Тибете очень много лам, и по всему свету их хватает. Но уровень их компетенции бывает очень слабый, особенно если обратиться к ним за разъяснением своих йогических состояний. Очень трудно найти компетентного. Я в свое время не нашел ни одного.

А по поводу точности формулировок во все времена ломали копья не меньше, чем мы сейчас. Поэтому ко всему надо относится критически и, как говорил Будда Шакьямуни, не верьте, а проверьте сами. Я проверил многократно. И вот что получилось. Джада Самадхи потому и называется Самадхи, а не Сушупти (глубокий сон), что оно все же является неким прозрением в природу реальности (в природу сознания). И в медитации бывает так, что попадаешь в бессознательный глубокий сон, особенно когда учишься балансировать между тупостью ума (засыпаешь в глубокий сон) и перевозбужденностью ума (смотришь картинки или содержание мыслей), а бывает попадаешь в черную бесформенную пустоту, совершенно бесполезную. В ней сознание впервые погружается во тьму, но не в тупость глубокого сна. Это и есть Джада Самадхи, которое показывает практикующему, что возможно оставаться живым без опоры на формы. И хоть большим достижением это состояние не является, оно все же в повседневности показывает человеку, что его сознание не связанно с формами (переживаниями) со всеми вытекающими из этого выводами, которые все же звучат более мудро, чем понимание себя некой персоной (формой).

А из повествования уважаемых свами получается, что Джада Самадхи - это какой-то другой глубокий сон. Тогда бы его так и называли "Джада Сушупти" или типа того. Сам эпитет "джада" имеет негативную коннотацию и это не удивительно, так как специфика любых промежуточных самадхи такова, что практикующий под их сильнейшим впечатлением делает вывод, что это уже Сахаджа Самадхи (окончательное просветление). И выбить его из этого заблуждения очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому все глубокие традиции самопознания изначально порицали и обесценивали эти самадхи, чтобы превентивно уменьшить очарование (прелесть) от них. Японцы вообще бьют палками учеников, которые описывают свое Сатори (недвойственность Савикальпа Самадхи), чтоб было стыдно об этом заикаться.

Если хотите разобрать свой духовный мистческий опыт, обращайтесь. Вот примеры:
№1, №2, №3, №4(!)

Алексей Тиру