Найти тему
Имя МУЖИК

Патриархальная теория происхождения государства

Название этой теории происходит от греческого слова patriarches – глава рода. Патриархальная теория представляет государство как естественную форму жизни людей, вне которой их общение невозможно. Возникло оно в результате стремления людей к объединению, к образованию патриархальной семьи.

 Да и само государство отождествляется с большой семьей, где отношения монарха и его подданных, в свою очередь, отождествляются с отношениями отца и членов семьи, а государственная власть - с отцовской властью как продолжение и развитие последней. Монарх должен заботиться о подданных, как о своих детях, а те – подчиняться ему. 

Принято считать, что своим появлением патриархальная теория обязана древнегреческому философу, основоположнику логики и ряда других отраслей современной науки, величайшему, по мнению К. Маркса, мыслителю древности –Аристотелю (384-322 до н.э.), который, хотя (с позиций «современной» науки несколько наивно) утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти, тем не менее очень реалистично смотрел на государство: государственный деятель не может ждать наступления идеальных условий, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, как они есть.

Наилучшими формами государственной власти он считал такие, при которых исключается возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу. К таким формам, по мнению Аристотеля, относятся монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшими государственными формами он считал тиранию, олигархию и охлократию (господство черни). 

Другим основателем патриархальной теории происхождения государства был китайский философ, историк и государственный деятель Конфуций (551-479 до н.э.), центральное место в учении которого (ставшем впоследствии китайской государственной религией – конфуцианством) занимает концепция «жэнь» (человеколюбие). Она представляла собой систему идей «чжун» (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо» (сыновняя почтительность), «куань» (великодушие), «ди» (уважение к старшим) и т.д. 

Согласно Конфуцию, сложившееся разделение людей не может быть изменено, младший должен подчиняться старшему, нижестоящий вышестоящему. Но он же писал, что государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников. 

С позиций патриархальной теории происхождения государства оправдывалась необходимость государственной власти и в гораздо позднее время.

Именно так в 1642 году Р. Фильмер в своей работе «Патриархия, или защита естественного права королей» обосновывал существование в Англии неограниченной власти монарха (абсолютизма). В частности, он утверждал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Затем Адам передал эту власть своему старшему сыну –патриарху, а тот – своим потомкам - королям. 

Последователем патриархальной теории в России был известный социолог и публицист Н.К. Михайловский (1842-1904), активно пропагандировавший ее идеи вместе с идеями народничества. Приверженцем этого учения о происхождении и сущности государства был, и видный российский историк М.Н. Покровский. Он также, как и Михайловский Н.К. считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Отмечая значение патриархальной теории происхождения государства, следует прежде всего обратить внимание на то, что эта возникшая еще в древности теория убедительно опровергается современной исторической и юридической наукой, доказавшей, что патриархальная семья и государство возникают единовременно в результате разложения первобытнообщинного строя, и что родственные связи в обществе, где существует такая семья, разрушаются очень быстро. Но, тем не менее, эта теория имела значительное влияние и в Европе, и в России. Под ее влиянием появились традиции веры в доброго царя, добродетельного правителя, «отца народа», только с появлением которых возможны изменения к лучшему, и на мудрость которых (а не на право и закон) должно опираться государство. Такие идеи, называемые еще традициями патернализма, оказались довольно живучими, не ушли они в прошлое и сегодня. В таких явлениях наглядно проявляется реакционная сущность патриархальной теории происхождения государства, которая теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь, по своей сути, антидемократичной.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

Патриархальная теория не дает ответа на главный вопрос: в силу каких причин государство приходит на смену семейной, родовой или племенной организации. Исторически семья никогда не существовала изолированно и вне более всеобъемлющей организации, т.е. рода, племени или государства. Кроме того, генетически семья не предшествовала роду или племени и тем более такой форме общения, как селение. Семейные отношения развивались внутри рода или племени и в своей эволюции прошли несколько стадий: от кровнородственной семьи, основанной на групповом браке, до моногамной семьи, основанной на господстве мужа над членами его семьи. 

Семья, род, племя – все эти объединения людей представляют различные степени кровного родства. Дальше племени или союза племен развитие кровнородственной организации не пошло. Кровнородственное начало в социальной организации – это тупиковая ветвь развития видов человеческого общения. Тем более власть отца не является предтечей государственной власти, так как уже в семейной общине и родовой организации не обязательно правит старший. Например, в патриархальной семье типа задруга, которая еще совсем недавно встречалась у сербов, болгар и других народов, высшее управление принадлежало домохозяину. Он избирался и отнюдь не обязательно должен был быть старшим по возрасту. В родовой организации различных племен старейшины и вожди нередко избирались из состава самого рода. 

Родовая организация либо перестраивается в государственную, либо, как пережиток прошлого, постепенно разрушается внутри государства. 

По своей форме она может иметь внешнее сходство с государственной, однако, по существу качественно отлична от государственного устройства. В государстве принципиально изменяется система и структура властных отношений: общественная власть превращается в особую публичную (государственную) власть, племена  – в народы, обычаи и традиции – в право, кровнородственная Общность – в политическое и территориальное объединение людей.

Таким образом, государство, хотя и выросло из недр родового строя, не является его прямым продолжением. Патриархальная теория указывает нам на то, что ничто не возникает на пустом месте, что в организации древних государств можно найти следы родового строя, однако она не раскрывает общей причины их образования.